Это может показаться странным, но в Польше главным героем минувшей недели стал венгерский премьер-министр Виктор Орбан. Сначала официальная Варшава и припевающие ей средства массовой информации обиделись на него за то, что он осмелился принять в Будапеште российского «агрессора» и «виновника всех бед Европы» Владимира Путина.

Затем Орбан прибыл с визитом в Варшаву и, несмотря на грозные позы польских политиков, отнюдь не открестился от своих взглядов на необходимость сотрудничества с Россией, чем вызвал симпатию у многих поляков. А в самой Польше продолжалась карусель социальных протестов: свою битву выиграли шахтеры, на передовую теперь вышли крестьяне.

Путин в Будапеште и Орбан в Варшаве

Официальной Варшаве очень сильно действовал на нервы визит российского президента Владимира Путина в Венгрию, который состоялся в последний вторник. Польские политики охотнее всего закрыли бы его на все замки в Кремле, а уж наверняка «во имя европейской солидарности» не впускали бы его на салоны Евросоюза.

К тому же в ходе визита оказалось, что Венгрия расширяет экономические контакты с Россией, и в результате нового газового контракта уже скоро венгры заплатят за газ в своих квартирах меньше. В то же время поляки о снижении цен газа (самого дорогого в Европе!) могут только помечтать. Это не могло не раздражать польских политиков — так, как и слова венгерского премьера, которые полностью идут вразрез с нынешней политикой Польши: «Если кто-то думает, что европейская экономика может быть конкурентоспособной без сотрудничества с Россией, что возможна энергетическая безопасность без энергии из России, тот живет в иллюзии».

«Политика Будапешта выходит за нормы, принятые в Евросоюзе, это игра с высокой степенью риска», — возмущался Гжегож Схетына, польский министр иностранных дел. «Как можно было позволить Путину возлагать венки солдатам, погибшим также при подавлении венгерского восстания в 1956 году?», — не скрывал своего шока Схетына.

Уже в четверг Виктор Орбан прибыл с визитом в Варшаву. В Польше хватало политиков, которые всерьез рассчитывали на то, что премьер Ева Копач отчитает его за все пророссийские грехи. Причем речь шла не только о том, что он отважился брататься с Путиным, но и о его заявлениях, которые он сделал в среду, накануне приезда в Варшаву. Он сказал, что по взглядам на перспективы развития отношений с Россией Евросоюз сильно поделен. С одной стороны Венгрия, Чехия, Словакия, Австрия — «мы считаем, что без сотрудничества с русскими мы не можем достичь наши цели». А с другой стороны, как подчеркнул, прибалтийские государства, Польша и Соединенные Штаты, которые считают, что нужно «выпихнуть Россию из сотрудничества с Евросоюзом». «Трещина в Европейском союзе очень глубока, по своей сути она стратегическая», — разъяснил Орбан.

При этом он раскритиковал «самого святого из святых» для представителей польских властей — Дональда Туска, до недавнего времени премьера, а ныне председателя Евросовета. По словам Орбана, Туск является одним из главных архитекторов политики изоляции России в ответ на ее «агрессию на Украине».

Неслучайно «политически правильная» польская пресса приветствовала венгерского премьера заголовками типа «Первый путинист Европы» и писала о том, что бизнес с российским «режимом», на который Евросоюз наложил санкции — это «вершина политической шизофрении». Некоторые из публицистов входили в прямо-таки истерические" тона — задавая, например, риторический вопрос: «Развалит ли Венгрия своим поведением Евросоюз?». А некоторые пугали: «За свой пророссийский курс Венгрия заплатит высокую цену!».

Уроки истории с русским элементом

По словам Евы Копач между премьерами состоялась «искренняя и трудная беседа». На совместной с венгерским гостем пресс-конференции она продолжала убеждать его в том, что «единство Вышеградской группы и осуждение политики агрессии фундаментально».

И дала гостю урок истории с совершенно определенным уклоном: «Я горда тем, что обе наши страны после многих лет неволи и привезенной с востока диктатуры сегодня являются членами сообщества Запада». Она упомянула генерала Юзефа Бема, который участвовал и в польском ноябрьском восстании 1831 года, и в венгерской Весне народов 1848 года, подчеркнув, что «сражался он с русскими войсками под командованием того же генерала — Ивана Паскевича». Говорила также о Будапеште 1956 года и о «революции, раздавленной советскими танками». Однако даже после такого «урока» Виктор Орбан остался по «российскому вопросу» при своем мнении. Он сдержанно заявил: «Европа и Россия должны работать вместе, чтобы появилась стабильность в этом регионе (на юго-востоке Украины)». А когда польский премьер Ева Копач на этой же пресс-конференции помпезно рассуждала об украинцах как о «великом европейском народе», Орбану не удалось скрыть улыбку.

При этом представители руководства главной оппозиционной силы, партии «Право и справедливость», которая имеет шансы выиграть октябрьские парламентские выборы, выражали еще более крайнюю позицию: по их мнению, премьер вообще не должна была встречаться с Орбаном, потому что он «действует против единства в Евросоюзе по вопросу отношения к России».

Любопытно: когда Виктор Орбан своей твердой политикой пошел на конфликт с Европейской комиссией, весной 2013 года несколько тысяч сторонников «Права и справедливости» участвовало в маршах поддержки венгерского премьера в Будапеште (туда был отправлен даже специальный поезд!). Популярен был лозунг «Будапешт — Варшава — общее дело», Венгрию в различных общественных дискуссиях политики этой партии называли «надеждой Европы», а ее лидер Ярослав Качиньский обещал своим избирателям, что «Будапешт придет в Варшаву». Все эти симпатии сразу же пропали, когда Орбан изменил вектор своей политики на пророссийский. Этого крайне русофобские политики из «Права и справедливости» простить ему не могли.

«Хватит власти вредителей!»

Когда премьер Ева Копач инструктировала венгерского гостя по вопросам истории, польские крестьяне, собравшиеся у здания Канцелярии премьера, хотели проинструктировать ее по вопросам сельского хозяйства.

На первой линии социальных протестов в стране сейчас остались именно крестьяне, которые несут на себе бремя российского эмбарго на импорт продовольствия. Они протестуют против бездействия властей в кризисной ситуации прежде всего на рынке свинины и молока. Были уже блокады дорог по всей Польше и звездный марш на Варшаву (мы писали об этом неделю назад). После многодневных протестов, в том числе забастовок под землей, голодовки и даже битвы с полицией (о развитии ситуации в Силезии мы подробно писали в течение последних недель), свою битву на минувшей неделе выиграли шахтеры угольной компании в Ястшембе (90-тысячный город), дающей работу 26 тысячам человек (один из крупнейших работодателей в Польше и один из крупнейших в Евросоюзе производитель кокса). Им удалось даже сместить председателя правления компании.

Участники крестьянских протестов разочаровались контактами с министром сельского хозяйства, поэтому на этой неделе провели демонстрацию у Сейма и Канцелярии премьера. Они перешли также к политическим требованиям — в частности, отставки министра и вообще выступали под лозунгом «Хватит власти вредителей!».

Демонстранты несли символический гроб польского сельского хозяйства и прикатили тачку, на которой хотели вывезти министра. Пока власти не приняли к сердцу ни символики, ни решимости крестьян. Поэтому они в центре Варшавы, у здания Канцелярии премьера разбили палаточный «зеленый городок» с полевой кухней, начали угощать жителей столицы овощами, фруктами и заверили, что продолжат свой протест. «Мы оружия не сложим», — подчеркивают лидеры различных профсоюзов, которые объединились в этом протесте.

Крестьян в их «городке» поддерживают шахтеры, которые закалены в демонстрациях протеста, а также в битвах с полицией. Лидеры общенациональных профсоюзов требуют, пока без забастовок и демонстраций, в частности, роста минимальной заработной платы до уровня половины средней зарплаты в экономике и введения минимальной почасовой ставки независимо от формы занятости (многие работодатели избегают подписания трудовых договоров, а нанимают людей на основании так называемых «мусорных» договоров — в частности, без страховки на медицинское обслуживание). — В Польше создана колония с самой дешевой рабочей силой, — заявил на минувшей неделе один из руководителей профсоюза «Солидарность».

Военные расходы без военной угрозы

Однако на все эти громкие слова и продолжающиеся протесты власти пока глухи. Зато с огромным вниманием они следили за поражением украинских войск в Дебальцеве. Президент Бронислав Коморовский на минувшую среду созвал заседание Совета национальной безопасности, посвященное ситуации на Украине. По его окончании он выступил со сдержанным заявлением: «Нет никаких поводов, чтобы создавать климат непосредственной угрозы Польше, причем военной угрозы. Пугать поляков перспективой непосредственной войны, по моему убеждению, это исключительно плохое дело».

Но при этом с удовлетворением отметил, что правительство реализует его идею увеличения военных расходов до уровня 2% ВВП. Наступит это уже в будущем году, военный бюджет возрастет тем самым на около 190 млн евро.

Без смеха не разберешь

О том, что никакие суммы на военные расходы не помогут без хорошо организованного государства, показали два примера из минувшей недели. В Варшаве загорелся мост, являющийся одной из главных транспортных артерий города. После пожара оказалось, что мост выведен из строя на ближайшие несколько месяцев, Варшава под угрозой транспортного паралича, а огонь уничтожил световоды, протянутые под мостом и принадлежащие Министерству национальной обороны и Главной коммендатуре полиции.

С ироническими улыбками поляки восприняли сообщение о том, что группа, состоящая из семи военных кораблей, в минувший понедельник отправлялась на пятидневные маневры. Но два из них быстро вернулись в порт, потому что… они столкнулись друг с другом.

Еще больше поляков рассмешил евродепутат Михал Бони, который вместе с коллегами евродепутатами начал голодовку в поддержку Надежды Савченко, обвиняемой в пособничестве убийству двух российских журналистов в Донбассе. Это, по замыслу евродепутатов, ротационная голодовка: каждый из них голодает… целый день, а на следующий день его сменяет очередной участник акции. «Делает из себя посмешище. На один день от еды отказывается политик, который со своей зарплаты может в течение месяца прокормить батальон солдат», — иронизировал один из политологов.

Иначе, чем смехом сквозь слезы, нельзя было прореагировать на очередную весть с суперпрестижной для польских властей стройки газопорта в Свиноустье (у границы с Германией). Порт, по замыслу официальной Варшавы, должен был стать панацеей от газовой зависимости Польши от России, поскольку мог бы принимать танкеры, привозящие сжиженный природный газ, в основном из Катара. Уже несколько раз окончание строительства откладывалось. И снова стройка под угрозой: главный подрядчик на днях был объявлен банкротом, его долги подрядчикам и работникам достигли миллионных сумм.