С каждым новым штрихом картина сегодняшнего мира становится все более тревожной, пишет Contributors. Еще недавно разрозненные течения, такие как ксенофобия, межнациональная вражда и исламский фанатизм, стали объединяться. Их единство основано на существовании общего врага — либеральной демократии, подразумевающей право наций распоряжаться собственной судьбой. Все эти силы, действуя, будь то в духе геваристских левых, дугинского панславизма или исламского халифата, атакуют колосс, который воздвигался десятилетиями для предотвращения воскрешения демонов, проливающих кровь и калечащих целые нации.

Именно на этом фоне проект Путина, подрывающий украинскую государственность, с каждым днем воплощается в реальность, продолжает Contributors. Риторика московского режима звучит знакомо для тех, кто сохранил память о советских временах. Называть Украину пятой колонной Запада, демонизировать противника, утверждать, что стремишься к мирному урегулированию, в то время как российские войска переходят границу, такова тактика из арсенала советской дипломатии (несмотря на постоянно звучащие заявления США и их европейских сателлитов, включая собственно Киев, о якобы воюющих в Новороссии российских войсках, каких-либо доказательств, кроме плохо состряпанных провокаций и фейков, «обвинители» до сих пор не продемонстрировали — прим. ИА REGNUM). В Сергее Лаврове живет грозный дух Молотова. Подобно последнему, министр иностранных дел России — это солдат Империи.

Международное право теряет всякое значение в тот момент, когда требуется оправдать агрессию путем манипуляций, клеветы и запугивания, пишет Contributors. Перед лицом Путина, который претендует на роль защитника Великой Руси, стоит евроатлантическое сообщество, которое раздираемо противоположными мнениями и не в состоянии взять на себя ответственность за историческую миссию. Приезд Олланда и Меркель в Москву с тем, чтобы обсудить, договориться и прийти к компромиссу с президентом, который уничтожает суверенное государство, это вовсе не попытка восстановить мир, но драматическое доказательство способности России навязать свою повестку. Европа предпочитает прибыльный комфорт защите своих принципов, легших в основе ее существования в послевоенное время. Мир, к которому стремятся европейцы, является трагичным и унизительным мюнхенским компромиссом, позволяющим агрессорам грабеж, вопреки политике союзничества и международной солидарности. От этого тошнотворного «мира» прибавится не стабильности, но чувства безнаказанности и непогрешимости России.

Расчленение Украины станет признаком того, что перед лицом открытого насилия и энергетического шантажа ни одна из европейских наций больше не защищена, продолжает Contributors. Русская стратегия необъявленной войны может быть экспортирована в любой момент, и у Европы (очевидно имеется в виду ЕС, т.к. 40% Европы — это собственно территория России — прим. ИА REGNUM) не будет решимости противостоять. Страны Прибалтики первыми подвержены этому риску — во имя «мира», отключающего совесть, страны Прибалтики также будут покинуты, чтобы вознаградить агрессора, чья жажда завоевания окажется неисчерпаемой.

Всегда в новейшей истории нашего континента уступки были оправданы с интеллектуальной энергичностью и изысканной аморальностью, пишет Contributors. Сегодня союзники Путина — на Западе и у нас — приводят аргументы отсутствия украинской нации и существования законных интересов России относительно защиты русскоязычных граждан. Русский имперский дискурс был возрожден и узаконен, чтобы скрыть пособничество, нарушающее границы и идеологии. От правых до крайне левых, от «Национального фронта» до «СИРИЗЫ» — арсенал действий русских сегодня довольно впечатляющ. С помощью новых идеологических орудий путинской России удается повторить действия Советов по подрыву западного блока изнутри. От инструментализации коммунизма и спонсирования терроризма до сегодняшних тактик непрерывность очевидна. Ослабление противника является главной целью.

Победа России приведет не только к подавлению определенных наций, но и к учреждению нового континентального порядка, в рамках которого ее имперские устремления будут доминировать, продолжает Contributors. В те моменты, когда хищные инстинкты держав ликвидируют государства и подчиняют народы, уже никто не может надеяться на иллюзорную безопасность, которая коренится в добровольной трусости. Триумф России на Украине — начало конца для свободных наций Центральной и Восточной Европы. Украина — это поле битвы, на котором решается наше будущее. Не понимая этого, мы лишь откладываем неизбежное, подводит итог издание.

Война на Украине является настоящей трагедией для украинского народа, пишет Hotnews. Переговоры о перемирии в прошлом году одни за другими терпели неудачу. Полностью отсутствует взаимное доверие. Последние военные вспышки на Донбассе еще более жестоки. Только по официальным данным в военном конфликте в Донецке и в близлежащих городах погибло более 4000 человек.

Несмотря на то, что за последние месяцы экономика России сильно пострадала по причине введенных санкций, а также из-за падения цен на нефть, после поступления «гуманитарных» конвоев из России в конце прошлого года пророссийские сепаратисты на Украине возобновили наступление с еще большей силой, продолжает Hotnews. Было заметно, что российские сепаратисты торопятся закрепить позиции в регионе. Скорее всего, они уже тогда получили сигнал из Москвы о том, что следует быстрее захватывать все, что еще можно захватить, как можно больше расширить контролируемую зону, поскольку Россия не сможет долго их поддерживать, санкции очень дорого обходятся, и Путин в скором времени попытается заморозить конфликт, нормализовав отношения с Западом.

Заморозка конфликта будет означать закрепление Россией завоеванных позиций, пишет Hotnews. Прекращение огня означает частичное «урегулирование» конфликта и снижение напряженности между двумя государствами (остаточная напряженность будет длиться еще не одно поколение). При этом в ходе принятия и реализации соответствующих решений важно получить ответы на ряд ключевых вопросов.

Вопрос первый: решатся ли США, несмотря на молчание европейских партнеров (особенно Германии), поставить Украине «летальную помощь» (оборонительное оружие), чтобы она получила возможность эффективно защищать свою территорию? — продолжает Hotnews. Если американское оружие прибудет в регион, то Украина попытается восстановить территориальные потери, и война будет продолжаться. Если ответ будет отрицательный, то Украина не сможет одолеть военную силу России в оккупированных регионах, сколько бы ни старалась.

Вопрос второй: смирятся ли в конечном итоге Киев и Европейский союз с потерей Донбасса Украиной, как это случилось с Крымом? — пишет Hotnews. Для Киева подобное решение практически невозможно с политической и моральной точек зрения. Для Брюсселя же и европейских государств любое решение, благодаря которому вернется мир в этот регион и восстановятся какие-никакие отношения с Россией, лучше, чем продолжение войны и деградация климата безопасности в странах, подписавших соглашение об ассоциации с ЕС.

Вопрос третий: как видит разрешение конфликта Берлин, если он не поддерживает ни поставки оружия Украине, ни ужесточение санкций против Москвы, в условиях, когда сегодняшние экономические меры хоть и пошатнули российскую экономику, но не усмирили «зверя»? — продолжает Hotnews. Предложит ли Ангела Меркель, на правах главного европейского лидера, заслуживающий доверия план мирного урегулирования, который удовлетворит все заинтересованные стороны?

Вопрос четвертый: признает ли официально Москва (или другое пророссийское государство, не считая «Южную Осетию») «Донецкую и Луганскую народные республики»? — пишет Hotnews. Если да, то это будет означать, что кремлевский лидер готов идти до конца в своем вызове Западу, показывая, что он не боится ни Соединенных Штатов, ни Европейского союза (а перед ООН и международным правом он не робеет давно). Если же нет, то появится шанс для переговоров, которые в лучшем случае приведут к замораживанию конфликта и признанию сепаратистской автономии, что тоже в целом сводится к экономической и административной потере контроля Киева над регионом.

Вопрос пятый: захочет ли Путин дестабилизировать еще и Республику Молдова, после всех расходов, которые он понес в результате украинского кризиса? — продолжает Hotnews. Скорее всего, нет, во всяком случае не сейчас, принимая во внимание, что Кишинев сам умеряет прозападный энтузиазм и подает признаки того, что уступает коммунистам место в новом большинстве.

Вопрос шестой: как и когда фактически Путин захочет завершить войну на Украине? — пишет Hotnews. Будут ли это переговоры с Западом (поскольку мнение Киева его, похоже, не слишком интересует) или «безоговорочная капитуляция», последний вариант, впрочем, трудно себе представить, учитывая, что Россия удерживает военное превосходство, а ужесточение санкций выше определенного предела не подходит даже Германии?

Эти вопросы и точечные решения, которые станут ответом на них со стороны Вашингтона, Берлина, Брюсселя, Москвы и Киева, определят, так или иначе, финал Восточной войны, продолжает Hotnews. Однако нам далеко не безразлично, как и на каких условиях закончится эта война. То есть, будет ли мир означать возвращение легитимности России в качестве великой мировой державы (мечта фрустрированного офицера КГБ Путина, который видел разрушение СССР), силы, которая будет обсуждать на равных с США мировую систему безопасности в рамках «баланса сил», о котором столь настойчиво ностальгируют российские лидеры? — подводит итог издание.

Вновь премьер-министр Венгрии Виктор Орбан накаляет обстановку в Европейском союзе в тот момент, когда в контексте украинского кризиса европейское сообщество более чем когда-либо нуждается в единой позиции, пишет Evenimentul Zilei. Вопреки решению, принятому на заседании Европейского совета в марте прошлого года, когда европейские лидеры пришли к соглашению отказаться от каких-либо встреч на высоком уровне с Россией, Будапешт объявил, что президент России Владимир Путин посетит Венгрию в этом месяце. Самое неподходящее время для поездки!

До кремлевского лидера дорога в Будапешт была проложена Ангелой Меркель, продолжает Evenimentul Zilei. Она стала первым канцлером Германии, совершившим визит в Венгрию за последние шесть лет, и одним из немногих западных лидеров, приехавших туда с тех пор, как Орбан пришел к власти в 2010 году. В ситуации, когда Берлин всегда жестко критиковал антидемократические эксперименты в Венгрии, визит канцлера вызвал удивление. Разве что Меркель приехала специально, чтобы передать недвусмысленные сообщения премьеру-бунтарю, прежде чем тот пожмет руку тому, кто обрек Европу на самый серьезный кризис безопасности за последние 25 лет.

Конечно, в Будапеште канцлер Германии высказалась, правда, довольно дипломатично, об отклонениях от демократических принципов в Венгрии, пишет Evenimentul Zilei. Но не это было ее целью в венгерской столице. Она хотела заставить премьер-министра Венгрии вернуться в группу тех, кто должен показать России, что она не одна на этой планете. Премьер-министр Венгрии между тем уже полгода обвиняет Европу в том, что введением против России экономических санкций она рубит сук, на котором сидит. Другими словами, до последнего времени Венгрия была слабым звеном Европейского сообщества в том, что касается отношения к России, а западная пресса поторопилась заявить, что грядущий визит Владимира Путина в Будапешт направлен на блокирование новых экономических санкций ЕС.

С помощью Меркель или без оной, но, кажется, что стремление Виктора Орбана плыть против течения ослабело, продолжает Evenimentul Zilei. Это, впрочем, может быть связано и с действиями Вашингтона: шестерым высокопоставленным венгерским чиновникам запретили въезд в США из-за подозрений в коррупции. Это был первый жесткий звоночек со стороны США насчет того, что находясь под зонтиком НАТО, следует играть в одной команде. Кроме того, исчез с повестки дня проект «Южный поток», а также поставлено под сомнение выделение ранее обещанного российского займа в размере $10 млрд для АЭС «Пакш». Под тяжестью санкций (в которых Орбан первоначально видел только вред для Запада) и в условиях снижения цен на нефть Россия склонилась, и это только начало. В итоге российский экономический мираж рассеялся, и Виктор Орбан очень хорошо это понял. Его брачный танец вокруг авторитарного кремлевского лидера закончился разочарованием, и о визите Путина в Будапеште сегодня говорят лишь как о рядовом и рабочем событии, подводит итог издание.

Ziare.com публикует интервью специализирующегося на постсоветском пространстве аналитика Арманда Гошу, в котором он проанализировал минские соглашения по Украине и его вероятные эффекты, в том числе для Румынии.

Z: Соглашение, подписанное в Минске, является реальным шагом к миру?

А.Г.: Оптимизм здесь излишен. Обсуждался даже не какой-то мирный договор, ведь по большому счету до сих пор не было официально объявлено о войне. При этом тот факт, что война не объявлена, не мешал ей разворачиваться уже на протяжении целого года. Документ, о котором мы говорим, называется «Комплекс мер по выполнению Минского соглашения», то есть меморандума, подписанного в сентябре прошлого года. Документ является несбалансированным, это очевидно даже при поверхностном чтении. Я не имею в виду юридический аспект, он не столь важен, важен аспект политический. Владимир Путин и пророссийские сепаратисты принимает на себя единственное важное обязательство — о прекращении огня 15 февраля начиная с 00.00. В остальном там только обязательства Киева, который практически соглашается с тем, что лишается контроля над некоторыми районами Донецкой и Луганской областей. Более того, Киев признает право сепаратистских властей назначать судей и прокуроров, учреждать народную милицию, что фактически легализует нынешние военизированные формирования пророссийских сепаратистов. Другой очень важный аспект, связанный с охраной границы, решен сомнительным образом: пограничный контроль остается в руках сепаратистов, а для его возвращения властям Киева выдвигаются условия, которые никогда не могут быть выполнены. Фактически, то, что важнейший 450-километровый участок восточной границы остается под контролем Москвы, позволит ей выстроить и контролировать собственный «спутник» на Донбассе, населенный бойцами, вооруженными по последнему слову техники, хорошо подготовленными. Это будет Спарта наших дней, способная в любой момент поставить под угрозу Украину. Кроме того, в этом документе Москва обязывает Киев под гарантии франко-немецких посредников до конца года внести изменения в конституцию, ключевым элементом которых является децентрализация, с учетом специфики отдельных районов Донецкой и Луганской областей, и принятие законодательства об особом статусе этих районов.

Z: Другими словами, документ благоприятствует исключительно России?

А.Г.: Как ни анализируй документ, будь то в региональном или глобальном контексте, он оказывается победой Путина. Кремлевский лидер прорывает изоляцию, в которой он оказался в последние месяцы, после саммита «Большой двадцатки» в Австралии. Агрессия России в отношении Украины не признается, и даже не осуждается присутствие российских военных на территории соседнего государства, нет требований вывода войск, не упоминается аннексия Крыма Россией, боевики Донбасса, виновные в терактах вроде сбитого малайзийского лайнера, похищениях, пытках, убийствах, будут помилованы и амнистированы (имен виновных и обстоятельств совершения ими перечисленных преступлений румынский «аналитик по постсоветскому пространству» не назвал, подразумевая, вероятно, что они и так давно известны всему миру — прим. ИА REGNUM). У Киева нет никаких гарантий, что выборы на территориях, контролируемых сепаратистами, пройдут свободно, корректно и будут соответствовать украинскому законодательству. А отвод крупнокалиберных вооружений с линии фронта с целью создания Зоны безопасности шириной не менее 50 км с каждой стороны, не подкреплен соответствующими мерами по мониторингу. Кто проконтролирует сепаратистов, чтобы убедиться, что они отвели средства артиллерии и ракетные установки из Зоны безопасности. Никто, понятное дело (вопрос о том, кто проконтролирует отвод войск киевской хунты, очевидно, даже не ставится — ИА REGNUM). Есть и еще более драматический аспект: Украина обязуется платить зарплаты и пенсии в сепаратистских регионах. На самом деле, Порошенко несколько раз уточнял, что речь идет о периоде после местных выборов, но в документе это не указано. Так что статус Донбасса для Украины не тот же, что в случае с Приднестровьем и Республикой Молдова. В Приднестровье зарплаты и пенсии платит не Кишинев, а Москва (По данным приднестровских властей, ежегодная поддержка Приднестровья Россией составляет около $1 млрд., включая надбавки пенсионерам, выплата которых прекратилась с 1 января 2015 года, и действующую систему расчетов за газ, согласно которой собираемые в Приднестровье деньги за газ на протяжении многих лет не переводятся «Газпрому», а перечисляются на специальный счет, который используется для поддержания бюджета республики, в результате чего образовался долг в размере более $4,5 млрд, который числится за Молдавией. Согласно тем же оценкам, российская помощь примерно равна ВВП Приднестровья, таким образом, ПМР наполовину живет за счет российских денег. В значительной степени такое положение дел — результат блокады республики со стороны Молдавии и Украины. Приднестровские власти уверяют, что в случае снятия блокады республика сможет не только существовать за свой счет, но и расплачиваться за российский газ по рыночной цене — прим. ИА REGNUM). Возникает вопрос: где найдет премьер Яценюк деньги для Донбасса? Они даже не предусмотрены в бюджете. Видимо из займа, недавно взятого у МВФ в размере $17,5 млрд, кредита на стабилизацию экономики и повышение уровня жизни, ради которого Киев обязался провести структурные экономические реформы, крайне болезненные с социальной точки зрения. Другая цель сепаратистов — признание территориальных захватов, осуществленных после сентября, с момента заключения минского соглашения и до сих пор, была реализована лишь частично. Если мы посмотрим на пункт 2 «Комплекса мер…», то увидим, что украинские войска должны быть отведены от нынешней линии фронта, в то время как сепаратисты — от линии фронта на момент подписания сентябрьского соглашения.

Z: Какие главные риски остаются после подписания соглашения?

А.Г.: Думаю, что самой серьезной угрозой на данный момент остается операция сепаратистов в Дебальцево, где окружены украинские войска, и где может повториться трагедия, аналогичная той, что произошла в сентябре в Иловайске. Это может подорвать главный пункт документа, подписанного в Минске, а именно — о безусловном прекращении огня. Таким образом, если посмотреть на международную реакцию, то она, скорее, сдержанная. Белый дом, к примеру, заявил, что Россия должна прекратить поддержку сепаратистов и отозвать военнослужащих и военную технику с востока Украины, а настоящим тестом для соглашения, подписанного в Минске, станет не только прекращение военных действий, но и восстановление украинского контроля над всей протяженностью границы с Россией.

Z: Существует уже страх расширения конфликта, вспышки войны как минимум регионального характера, в которую может быть вовлечена Румыния. Существует в действительности такая угроза?

А.Г.: Нет, по крайней мере, не на этом этапе. Многое зависит от того, как Запад реагирует на агрессивность России. Если Запад будет солидарен в отношении, скажем, аннексии Крыма, не оставляя Путину простора для маневра, то Россия не решится на эскалацию, опасаясь реакции, которую это вызовет. Боюсь, однако, что Запад не уверен в себе и хочет вернуться в отношениях с Россией к «business as usual». Влиятельные государства, такие как Германия, Голландия, Италия, хотят как можно скорее избавиться даже от уже действующих санкций в отношении России, и теперь счастливы, что появилась Греция, на которую можно спихнуть вину за то, что ЕС не принимает дополнительные санкции в отношении России. В отличие от Запада, который готов на любые уступки Путину, лишь бы не пришлось воевать с Россией, украинцы намерены противостоять давлению Кремля. Поэтому на данный момент сценарий локальной российско-украинской войны, которая может распространиться на весь восток и юго-восток Украины, представляется наиболее вероятным. Что касается Румынии, то она недавно получила предупреждение из Москвы: какой-то аналитик там говорил о том, что базы НАТО на нашей территории становятся мишенями, и еще что-то о потоплении румынского флота. Насколько серьезно можно к этому относиться? Какой флот? Исходя из того, как выглядит румынская армия, флот, авиация, не думаю, что хоть один генерал русского Генштаба может принимать в расчет сценарий крупномасштабного нападения на Румынию. Намного легче и дешевле создать телевидение, чтобы заниматься манипуляциями, подкупить пару политиков или нескольких ребят из спецслужб, у которых единственная извилина в мозгу — след от фуражки. Румыния тонет и без помощи России, для этого нам достаточно некомпетентных министров, все более многочисленных в каждом новом правительстве. Обрушив Румынию, даже никого не впечатлишь. Никто не будет трястись от страха. Поэтому Россия ориентируется на более прочные страны, более серьезные, с армией и ответственным политическим классом. Первыми целями агрессии Москвы являются Польша и страны Прибалтики, а не Румыния, Болгария, и Греция, которые наряду с Кипром составляют православную ось Евросоюза.

Z: Действительно ли Путин желает войны в условиях экономических сложностей, которым от вынужден противостоять?

А.Г.: Владимир Путин может и желает войны, но ему не с кем воевать. Просто напросто никто больше не хочет драться. Все хотят проводить выходные и отпуска в экзотических странах и чуть что трясутся от страха. Они верят в силикон, а не в нацию, родину, народ и прочие устаревшие понятия. Путин же должен драться, чтобы достичь главной цели: смены мирового порядка, созданного после завершения Холодной войны и развала СССР.

Z: Существует теория, согласно которой Россию, по сути, спровоцировали расширением западного влияния в зону ее безопасности: если сосед ставит пушку на заборе, что тебе остается делать? Совершил ли Запад ошибку, не учтя чувствительность и опасения России?

А.Г.: Теорий много. Одна из них гласит следующее: на протяжении сотен лет Россия развивалась историческими циклами, прилив-отлив. Период прилива связан с экспансией, в то время как отлив — это падение, чаще всего в результате военного поражения. Отлив дает возможность для реформирования государства и подготовки к взятию реванша. Так произошло после декабря 1991 года, с распадом Советского Союза. Десятилетием позже Путин начал укреплять государство, готовясь к реваншу. В августе 2008 года войной против Грузии Россия вступила в экспансионистский цикл своей истории. Кто хоть немного знал историю, понимал, что через одно-два-три десятилетия Россия вернется окрепшей на международную арену, чтобы взять реванш. Она так делает на протяжении сотен лет. С чего бы ей прекратить это теперь, в современный нам период? (Ziare.com)