В ночь на 4 февраля недалеко от поселка Бостандык Сарыагашского района Южно-Казахстанской области был обнаружен труп жителя соседнего села Ынтымак (бывшее Ленино) Бакытжана Артыкова, 1985 года рождения, с ножевыми ранениями. По данному факту было возбуждено уголовное дело. В ходе оперативно-следственных мероприятий был установлен подозреваемый. Им оказался житель поселка Бостандык Сарыагашского района Навмидин Нарметов (уроженец Таджикистана), 1976 года рождения. Как выяснили полицейские, убийство произошло на бытовой почве: причиной конфликта стали взаимные претензии из-за теплицы, которую Нарметов арендовал у Артякова. Вечером 5 февраля группа молодежи из села Ынтымак, где проживал убитый устроили беспорядки в поселке Бостандык. Судя по видеороликам, выложенным в сеть, толпа молодежи с палками в руках прибыла в село с преимущественно таджикским населением, чтобы отомстить за убийство односельчанина. Как сообщили в Департаменте внутренних дел Южно-Казахстанской области, в ходе беспорядков было сожжено несколько автомобилей и причинен ущерб нескольким домам. Дальнейшие хулиганские действия были пресечены прибывшими к месту происшествия сотрудниками полиции. Жертв и пострадавших нет. ИА REGNUM попыталось разобраться в очередном казахстанском межнациональном конфликте.

7 февраля, подозреваемый Нарметов был задержан на территории Узбекистана и экстрадирован в Казахстан. В настоящее время он находится в следственном изоляторе ДВД Южно-Казахстанской области. Расследованием уголовного дела занимается специально созданная следственная группа Министерства внутренних дел Казахстана.

9 февраля пресс-служба аппарата акима Южно-Казахстанской области распространила сообщение о том, что «ситуация в селах Сарыагашского района полностью стабилизировалась».

«С участием представителей интеллигенции и старейшин сел организованы и проводятся беседы в учебных заведениях и общественных местах о необходимости совместных усилий для обеспечения стабильности, недопущении нарушений норм законодательства. Аксакалы и молодежь таджикской диаспоры посетили дом погибшего и выразили соболезнование его родным», — сообщила пресс-служба.

Между тем, в социальной сети Facebook было опубликовано открытое письмо в адрес президента Казахстана Нурсултана Назарбаева от жителя села Ынтымак, члена международной организации «Tajiks and Persian-Speakers of the world» Шакарбека Норматова. Автор письма сообщает, что межэтнический конфликт произошел не только в селе Бостандык, но и в других населенных пункатх Сарыагашского района — Ильич, Ынтымак и Жанаарык.

«В ночь на 7 февраля начались поджоги и в селах Жанаарык и Ильич, где проживают таджики и в настоящее время счет сгоревших домов, малых предприятий и машин составляет десятки, если не сотни, — пишет Норматов. — Во многих местах шли столкновения, террористы угрожают применением огнестрельного оружия. Идут откровенные террористические акты со стороны лиц (согласно некоторым сообщениям в СМИ приехавших в эти села и с других регионов и фиксируется их постоянное пребывание т.е. увеличения их количества — по некоторым данным до 6000 — 8000 человек), которые явно заинтересованы в дестабилизации политической ситуации в стране и тем самым видимо использовав повод факта бытового преступления, „замутив воду“ хотят достичь своих политических целей».

Норматов также сообщает, что местные власти ничего не предпринимают для ликвидации конфликта и не справляются со своими обязанностями.

«В данный момент таджики заблокированы военными буквально каждый в своих домах (более 6000 человек незаконно арестованы под „домашний арест“, они не имеют возможности даже покупать продовольствие (для этого необходимо ехать в Сарыагаш, потому, что все магазины и маркеты принадлежащие таджикам сожжены) продовольствие у многих заканчивается, может наступить голод, назревает гуманитарная катастрофа, никто не предоставляет этому населению гуманитарную помощь, хотя бы оказали минимальную помощь и обеспечили хлебом и питьевой водой» — говорится в письме (орфография автора сохранена).

Следует отметить, что это далеко не первый случай в Казахстане, когда бытовые конфликты становятся причиной межэтнических столкновений.

К примеру, 27 августа 2014 года в селе Карамурт Сайрамского района Южно-Казахстанской области (основное население которого составляют этнические узбеки) возник конфликт между продавцом магазина и покупателями, которые приехали из соседнего села Мадани. Они набрали товара на 6 тысяч тенге (чуть больше 2 тысяч рублей) и отказались платить. Завязалась драка, маданинцы потерпели фиаско и срочно ретировались. Но через пару дней они вернулись с группой поддержки. По данным властей, мстителей с арматурами и палками в руках было около 30 человек. По словам же карамуртцев, их было в пять раз больше. Незваные гости принялись крушить автомобили, кафе, магазины, избивали таксистов и прохожих. Вакханалия длилась около 20 минут, после чего к месту ЧП подтянулись полицейские. Через два дня полицейские отрапортовали, что все 17 участников происшествия установлены, 5 человек задержаны, в том числе организаторы хулиганства.

В августе 2006 года были антикавказские выступления в Актау. В октябре 2006 года была массовая драка между казахскими и турецкими рабочими в Атырауской области. В ноябре того же года — уйгурско-казахский конфликт в селе Шелек Алматинской области. В марте 2007 года произошли столкновения между казахами и чеченами в селе Маловодное Алматинской области. В ноябре 2007 года были столкновения между казахами и курдами в селе Маятас Толебийского района Южно-Казахстанской области.

Это самые громкие конфликты. А ведь были и другие, информацию о которых власти всеми силами стараются скрыть. Почему в Казахстане бытовые конфликты или криминальные происшествия становятся причиной крупномасштабных столкновений на межнациональной почве? Об этом мы поговорили с общественным деятелем, оппозиционером, политологом Жасаралом Куанышалиным:

Во-первых, я бы не сказал, что любые бытовые конфликты перерастают в межэтнические столкновения, — говорит политолог. — Как правило, основанием для них становятся громкие преступления. В данном случае поводом стало зверское убийство человека. Во-вторых, чтобы понять, почему такие конфликты чаще всего происходят на юге Казахстана, надо знать демографическую картину по стране в целом. Поскольку я давно занимаюсь демографией, то имею достаточно ясное представление об этом. Дело в том, что в Казахстане демографическая ситуация в региональном разрезе неодинаковая. Между ними есть существенная разница. Если, к примеру, в Северном, Центральном, Восточном Казахстане национальные диаспоры проживают дисперсно, т.е. разбросанно, то в южных областях представители определенных национальностей, тех, которые принято называть восточными -среднеазиатских, кавказских и других народов (узбеки, таджики, турки, азербайджанцы, уйгуры, дунгане, курды, чеченцы) проживают чаще всего скученно и образуют своеобразные анклавы. А это объективно усиливает национальное размежевание, национальную изолированность. И когда на стыке с такими «анклавами» случаются вот такие инциденты — они с легкостью могут перерасти в межнациональное противостояние, что, впрочем, и происходило с разной интенсивностью и в прежние годы. Однако не всегда, повторяю, бытовые конфликты между людьми разных национальностей обретают форму межнационального противостояния.

ИА REGNUM: А как же события прошлого года в селе Карамурт? Там ведь причиной противостояния стали 6 тысяч тенге

В каждом конкретном случае причины могут быть самые разные, поэтому я и хочу сказать о второй составляющей этой проблемы. Первая, как мы выяснили, демографическая, а вторая — это политическая составляющая. Я имею в виду государственную политику в сфере межнациональных отношений. Этот момент чрезвычайно важен. Для того, чтобы предупреждать межнациональные конфликты, вне зависимости от причин, их породивших, должна быть, естественно, соответствующая государственная политика. Вот тут и возникает вопрос — а есть ли она в Казахстане? На мой взгляд — ее нет. У нас этот вопрос, к сожалению, пущен на самотек. Наша власть, озабоченная, в силу своей тоталитарности, больше своими собственными интересами, чем интересами общества, не занимается данным вопросом так, как это присуще странам с развитыми государственными институтами и демократическими традициями.

В частности, Астана практически не учитывает те региональные особенности, о которых говорилось выше. Лично я не видел на эту тему никаких трудов государственных мужей, которые должны заниматься межнациональными проблемами в силу хотя бы занимаемых ими официальных должностей. А раз соответствующая политика у нас отсутствует, то и конфликты случаются как бы… неожиданно. И реакция государственных органов при этом также носит спонтанный характер, отражающий известую поговорку «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». В таких случаях они попросту импровизируют, причем некомпетентно и непрофессионально.

Это проявляется более всего в том, что когда подобные конфликты случаются, власть, можно сказать, инстинктивно, на уровне условного рефлекса начинает делать вид, будто ничего не произошло. Возьмите, к примеру, тот же случай — казахско-таджикский конфликт в Сарыагашском районе. Журналисты, узнав о нем, звонили в соответствующие госорганы — прокуратуру, полицию, акимат и т.д., а там или отказывались отвечать на вопросы, либо раздраженно заверяли, что все в порядке и ничего страшного не произошло. Вот так — убили человека, горят машины, дома громят, а у власти, для которой такая страусиная позиция является некоей «нормой», привычным состоянием, — тишь да гладь и божья благодать!

Между тем любая нормальная власть в аналогичной ситуации должна, просто обязана поступать наоборот — с самого начала занять активную позицию открытого, честного, прозрачного и гласного расследования. Это принципиально важно — чтобы общество было как можно оперативнее и полнее проинформировано о том, что произошло и что предпринимается для того, чтобы разрешить ситуацию. Однако, поскольку этого от нашей власти не дождешься, такие конфликты начинают обрастать различными слухами, домыслами и подозрениями, что только усиливает противостояние.

Поэтому я считаю, что отсутствие соответствующей политики и непрофессиональное поведение властных структур в подобных случаях играет гораздо более негативную роль, чем любые демографические моменты. Именно неспособность власти грамотно строить свою работу в данной сфере и приводит к тому, что, во-первых, возникает благоприятная почва для межнациональных конфликтов, во-вторых, они не находят должного разрешения и вследствие этого, в третьих, повторяются снова и снова. Поэтому я убежден — если бы у нашей власти была нормальная, т.е. продуманная, просчитанная, научно-обоснованная во всех отношениях национальная политика, то и аналогичных конфликтов тоже было бы значительно меньше.

Разумеется, никто не даст гарантий, что их не будет вообще, однако у нас гораздо больше объективных возможностей для их предотвращения, чем в некоторых других странах. К счастью, в Казахстане никогда не было и нет, скажем, скинхедов и прочих фашиствующих молодчиков, которые нападают на людей и убивают их только из-за другого разреза глаз, цвета волос или черт лица. И этот фактор, благоприятствующий проведению нормальной национальной политики в стране, должен быть максимально использован государством. Ибо никакие усилия одельных граждан-энтузиастов не могут подменить собой государственную политику в национальной сфере. Поэтому я и возлагаю главную ответственности за межнациональные конфликты именно на власть, на наш диктаторский и антинародный (чего уж тут скрывать) режим. Более того — такая власть сама по себе опасна для общества.

ИА REGNUM: Вот вы говорите, что власть ничего не предпринимает. А как же Ассамблея народа Казахстана, которая была создана как раз-таки для проведения межнациональной политики и недопущения конфликтов на национальной почве?

Да, во властной среде так принято гоаорить, но мы же прекрасно знаем, как и для чего на самом деле была создана Ассамблея. Это — изначально незаконный, неконституционный орган. Почему? Потому, что Казахстан — это унитарное государство, а не федерация. К примеру, в России, которая является Федерацией и где, действительно, живет множество народов, такая Ассамблея — к месту. А у нас не должно быть никакой «Ассамблеи народов», как она раньше называлась, или «Ассамблеи народа», как она называется сейчас. Это орган, искусственно созданный только лишь потому, что он был необходим нашему президенту для поддержки различных его личных начинаний, идей и реформ. То есть для того, как мы с вами многократно были тому свидетелями, чтобы он мог получить ее «одобрямс» в «нужный момент». Только и всего.

А на самом деле эта Ассамблея никогда и никаким образом не занималась национальными вопросами. Более того, она никогда и не реагировала на межнациональные конфликты. Поэтому эта Ассамблея — марионеточное образование, которое давно уже пора упразднить.

ИА REGNUM: А что необходимо сделать, чтобы свести в Казахстане к минимуму межэтнические конфликты?

Должна быть, как я уже говорил выше, нормальная, всесторонне взвешенная национальная политика на государственном уровне, должны работать соответствующие институты, иначе никакая Ассамблея нам в этом деле не поможет. Однако, к сожалению, ожидать каких-либо позитивных изменений в этом направлении при нынешней власти не приходится. Я вам это говорю как политик, который убедился в этом очень давно на основе анализа общей ситуации в стране и действий нашей власти. Ей, всецело занятой самой собой, любимой, наплевать на будущее страны и народа. Народа, который сейчас, к примеру, вновь с тревогой ждет очередной девальвации тенге, являющейся ничем иным, как только откровенной формой ограбления народа во благо той же власти! Так чего можно ожидать от такой власти? Только всяческих угроз! И сегодня, и завтра, и послезавтра! Если она, единственная, неповторимая и незаменимая, за 23 года не сделала, как мы убедились, ничего хорошего для обеспечения уверенного будущего Казахстана, с чего это вдруг она изменится сейчас и начнет творить добро для народа? Все дело — в этом! Поэтому рассчитывать на нормальное решение всех накопившихся проблем, в т.ч. и в национальной сфере, можно лишь в Казахстане, освободившемся от подобного режима…

Сергей Шелепов, Алма-Ата