Подобно Иосифу Сталину, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган винит во всех проблемах страны «внутренних и внешних врагов». На днях глава государства назвал сторонников Фетхуллаха Гюлена агентами израильской разведки Моссад. «Позор тем, кто не видит, что они (»параллельное государство") сотрудничают с Моссадом", — заявил Эрдоган на заседании Ассоциации промышленников и бизнесменов в Стамбуле. Раньше Эрдоган утверждал, что Гюлен является «агентом ЦРУ и работает против национальных интересов страны». Не будем сейчас дискутировать о разнице между Моссадом и ЦРУ. Отметим другое. В период холодной войны внешняя политика Турции находилась (вплоть до 1980-х гг.) под давлением, имела то статус фигуранта, то — запасного игрока. На повестке дня у дипломатов было посещение Кипра, районов Эгейского моря, материка. Странным было то, что при таком узком охвате территориальной деятельности политика страны была пассивной, напоминала картину, на которой слепой ведет слепого. Турция тогда не шла на риск, она бездействовала, представляя собой страну третьего мира.

После прекращения холодной войны в 1989 г. премьер-министр, а затем и президент Тургут Озал сделал шаг вперед, оживив внешнюю политику Турции. Страна пыталась выбрать себе место в мире, раздумывая между неоосманизмом и «отходом от Запада». Смерть Озала в разгаре этих серьезных дискуссий, а затем и приход к власти президента Сулеймана Демиреля и коалиционного правительства, членами которого стали Тансу Чилер, Месут Йылмаз, Эрбакан и Бахчели, сконцентрировали все внимание на внутреннюю политику. В тот момент у Турции фактически не было внешней политики. 11 августа 2001 г. Реджеп Тайип Эрдоган и Абдуллах Гюль образовали Партию справедливости и развития (ПСР), придя к власти два года спустя. Так начался новый этап в международной политике Турции.

ПСР способствовала созданию новых явлений во внешней политике. В ход пошли аргументы социальных генов, религия, история, культура и язык народа. Потом родилась дипломатическая концепция «нулевых проблем» или «ритмичной дипломатии». Турция вначале следила за событиями на Балканах, а затем её взор обратился к Ближнему Востоку. Громкие заявления о «миссии» Турции быстро насторожили страны региона. Не пройдя даже инкубационный период западной демократии, Анкара выступила в качестве «главного идеолога» Ближнего Востока. Из-за того, что у Турции не было шансов стать его лидером, произошел ожидаемый многими экспертами «срыв».

Сегодня в законодательство страны вносятся изменения, противоречащие демократическим ценностям и свободам, преследуются журналисты, которые объективно освещают события политической жизни. А после вспыхнувшего в декабре 2013 г. крупнейшего в новейшей истории страны коррупционного скандала начались кадровые чистки в полиции и органах судебной власти. Председатель Народно-республиканской партии Акиф Хамзачеби был вынужден выступить в защиту полицейских, проводивших расследование: «Это операция по уничтожению (досл. „сведению на нет, обнулению“ ) всех причастных к антикоррупционному расследованию 17 и 25 декабря. Нет никаких сомнений по этому поводу. Вначале они пытались „обнулить“ (свести на нет) деньги, потом судебную систему, а сейчас добрались и до полиции. В период с 17 по 25 декабря мы узнали о самом крупном в истории Турецкой Республики коррупционном скандале. Четверо из министров и их семьи оказались замешанными в коррупционном скандале. Фотографии, запечатлевшие факт их причастности к разбирательству, предстали перед общественностью». Затем на скорую руку сменили руководство полиции, в которой не осталось комиссаров, подчиняющихся распоряжениям прокурора. Следующим шагом стало внесение парламентом изменений в закон «О Высшем совете прокуроров и судей», что позволило передать власти такой универсальный принцип, как «гарант судейства».

Таким образом, независимость и объективность судебной системы поставлены под вопрос. По оценке авторитетных турецких экспертов и даже некоторых бывших членов правительства, «страна стоит на пороге серьезного экономического и политического кризиса». Экс-министр культуры Эртугрул Гюнай утверждает, что «в партии есть много несогласных», а министр Али Бабаджан открыто признал ошибки: «К сожалению, мы не смогли внедрить демократию должного уровня». ПСР, получившая власть от народа, который связывал с ней большие надежды, развернула масштабную операцию по уничтожению общественного движения, против своих же избирателей. Что будет дальше?