Политические коалиции являют собой постоянное состояние мировой политики. Для еврейского государства подобная дипломатия кажется делом обыкновенным. «Израиль продолжит налаживать партнерские отношения со странами Азии, Латинской Америки и Африки», — заявил премьер-министр Б. Нетаньяху на заседании кабмина. Порядок приоритетов в цитате символичен. Эта тактика позволяет не только выжить в жестких рамках глобального баланса сил, но и сохранить свободу рук, особенно когда дело касается такого противоречивого региона, как Ближний Восток. Отношения Тель-Авива и Нью-Дели служат тому подтверждением. Израильтян и индийцев объединяет не только историческое прошлое, которое в XX веке было неотделимо от Британской империи, но и настоящая панорама международных отношений, которая характеризуется сменой руководящих ролей на Ближнем Востоке. Американское лидерство заменяется системой союзов с участием Китая, России, Индии, Турции, Израиля, Ирана, Пакистана, Сирии, Саудовской Аравии и Египта. США и Евросоюз пытаются влиять на цепь зависимостей между этими странами, однако из года в год задача усложняется обстоятельствами, формирующими новый контекст.

Речь идет о боевиках «Исламского государства», ряды которых пополняются из большинства стран-членов ООН. Китай не становится исключением из правил. Как сообщает издание Global Times, 14 января спецслужбы Поднебесной задержали в Шанхае 10 граждан Турции по обвинению в подготовке незаконного выезда уйгуров в Сирию, Афганистан и Пакистан при помощи поддельных турецких паспортов, где они должны были влиться в ряды местных боевиков. Global Times методично указывает, что стоимость каждого паспорта обошлась террористам по $9,860 и еще $2 тыс было потрачено на пригласительные визы из Турции. Архитекторы ИГ не жалеют ни сил, ни средств.

Израилю и Индии приходится действовать в условиях перманентного хаоса, несмотря на который стороны рапортуют об успехе. Jerusalem Post со ссылкой на анонимные источники в индийском правительстве пишет в декабре 2014 г. о «тектонических сдвигах» в отношениях двух стран: Нью-Дели намерен пересмотреть свой принцип безоговорочной поддержки Палестины в арабо-израильском конфликте, что наблюдается впервые с 1947 г., когда Индии обрела статус независимого государства. Индийские политики, управляя страной, в которой проживает более 177 млн мусульман (2-е место в мире после Индонезии с 221 млн), всегда трепетно относились к палестинцам, пытаясь таким образом успокоить бурлящие в стране конфессиональные конфликты. Именно этот фактор отдалял две страны друг от друга вплоть до 1992 г., ставшего датой установления дипломатических отношений между Тель-Авивом и Дели. Кабмин Индии не мог отставать от своего геополитического соперника — Китая, который видел в признании Израиля залог продолжения своей экономической либерализации и доступа к современным технологиям.

С исторической точки зрения, подлинное сближение Индии и Израиля началось на рубеже XX -XXI веков, когда Нью-Дели и Исламабад обзавелись ядерным оружием, что не помешало двум столицам воевать обычными вооружениями. Тогда израильтяне и сделали свой выбор, поставив на индийцев. А. Ваджпаи, возглавлявший правую «Бхаратия джаната парти» (БДП — Индийская народная партия) и правительство Индии с 1998 по 2004 гг., благодарил Израиль за поставки оружия и политическую поддержку Индии во время войны с Пакистаном в 1999 г. Индийские и израильские правые легко нашли общий язык. Визит премьер-министра А. Шарона в Индию 2003 г. лишь подтвердил серьезность намерений еврейского государства. Связи между «Ликуд» и БДП оказались нерушимыми, что и показали события, последовавшие за избранием ее лидера Н. Моди новым главой индийского правительства в мае 2014 г.

Впервые за 11 лет главы Израиля и Индии встретились в сентябре прошлого года на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Премьер-министр Б. Нетаньяху был очень рад встрече с Н. Моди, пригласив коллегу посетить Израиль. «Мы приветствуем укрепление отношений с Индией и небо — это не предел», — заявил Нетаньяху, намекнув на поставки индийцам систем противовоздушной обороны (ПВО). Речь идет о контракте на $144 млн, который Моди одобрил для закупки 262 ракет класса «земля — воздух» Barak 1, произведенных компанией Israel Aerospace Industries. Индия планирует с помощью этих ракет укрепить обороноспособность 14 линейных кораблей. В октябре 2014 г. стороны заключают крупный оружейный контракт на $520 млн, предполагающий закупку противотанковых ракет. Торговля развивается стремительно. По данным Reuters, только за первые девять месяцев 2014 г. товарооборот между двумя странами составил $3,7 млрд. Причем эта цифра не учитывает поставки вооружений, которые (за последнее десятилетие) оцениваются Центром стратегических исследований Бегина-Садата в $10 млрд. Индия превратилась в главного импортера израильских вооружений, в то время как еврейское государство занимает на индийском рынке лишь второе место после России. Как сообщает радиостанция Arutz Sheva, Тель-Авив предлагает Нью-Дели приобрести «Железный купол» — тактическую систему ПРО, разработанную компанией Rafael для защиты от неуправляемых ракет на дальностях от 4 до 70 километров. Индийцы были впечатлены эффективностью этих батарей во время последней операции Израиля в Газе: каждая из них защищает территорию площадью 150 квадратных километров.

По оценкам специалистов, в 2014 г. Нью-Дели превратился в крупнейшего импортера вооружений на планете с бюджетом в $100 млрд. США намерены потеснить еврейское государство на рынке Индии, предлагая «революционные» оборонные технологии, включая вертолеты и беспилотные летательные аппараты. Телеканал RT отмечает, что Америка достигает успехов в продвижении своей продукции: только во время августовского визита главы Пентагона Ч. Хейгела в Нью-Дели стороны заключают контракт на поставку американских систем ПВО на $662 млн. Индия укрепляет границы, готовясь к затяжному конфликту. Столкновения на индо-пакистанской границе, начатые в январе 2015 г., подтверждают опасения Нью-Дели относительно Большой войны. Израиль — не только стратегический поставщик вооружений в Индию, но и фактор, позволяющий индийцам сократить зависимость от российских вооружений.

Моди пользуется популярностью в Израиле, который он посетил еще в 2006 г. для изучения местных навыков использования ирригационных систем, занимая тогда должность министра в провинции Гуджарат. Отношения двух стран находятся на историческом подъеме. Индийская Economic Times отмечает, что посол Израиля в Нью-Дели А. Успхиз установил с премьер-министром личный контакт. В свою очередь, Jerusalem Post пишет об индийском политике в восторженных тонах: «Моди знает Израиль и ценит успех еврейского государства в экономике, которая может дать Индии не только алмазы и военную технику». Намек ясен. Ведь с 2010 г. Израиль позиционирует себя в качестве энергетической державы, газовые запасы которой исчисляются 1,4 трлн кубометров. Посол Израиля в Индии говорит открыто: «Израиль располагает огромными запасами природного газа, которые могут укрепить энергетическую безопасность Индии». Интересы Америки и Израиля разнятся не только на рынке вооружений. Вашингтон продвигает туркменский газопровод TAPI, нацеленный на блокирование российских энергетических инициатив в Южной Азии, в то время, как Тель-Авив рассматривает индийский газовый рынок (наряду с китайским) в качестве одного из самых перспективных.

Борьба за Индию уже вносит свои коррективы в отношения Туркменистана с еврейским государством. На протяжении 2009 и 2010 гг., когда согласования по TAPI выходили на финишную прямую, Ашхабад неоднократно отклонял кандидатуры израильских послов, которые с подачи Тегерана обвинялись в шпионаже. Будучи главным оператором TAPI, Ашхабад вынужден заботиться о стабильности Кабула, Исламабада и Нью-Дели, что превращается в «головную боль» для главного куратора проекта — Вашингтона. Тем временем, поставки вооружений из Израиля укрепляют уверенность Индии в ее региональном противостоянии с Пакистаном, что может вновь отодвинуть TAPI в долгий ящик.

С учетом того, что российские компании укрепляют свое присутствие на израильском шельфе, планируя начать оттуда поставки в Азию уже с 2017 г., Москва и Тель-Авив получают историческую возможность преодолеть «каспийский гамбит» Вашингтона, в котором Ашхабад играет ключевую роль. Поддержка военного строительства в Индии — не только бизнес, но и политическая игра за один из крупнейших газовых рынков ХХI столетия.