Аресты, проведенные полицией Турции в оппозиционных СМИ, продолжают держать в напряжении все общество. О причинах этой акции уже сообщало ИА REGNUM. Поэтому я внесу несколько дополнительных деталей, которые более полно и ярко раскрывают суть происходящего ныне в Турции.

С одной стороны, эта акция воспринимается как «удар власти по СМИ», а с другой — вызывает среди журналистов и политологов острую дискуссию. И вот почему. Все началось с того, что ставший в последнее время феноменом Twitter некий Фуат Авни (@fuatavni) сообщил о планируемом со стороны правительства реванше за события 17 декабря 2013 г. Тогда в Турции разразился коррупционный скандал «Большая взятка», в котором оказались замешанными многие высокопоставленные чиновники из ближайшего окружения Реджепа Тайипа Эрдогана. При этом Авни назвал не только число журналистов, которых должны были арестовать, но и указал конкретные имена. Сейчас выясняется, что эта информация была добыта им из источника, принадлежащего к узкому кругу членов правительства. Но в момент появления этого сообщения отношение к нему, скажем честно, было противоречивым. Тем более что сразу с официальным заявлением выступил вице-премьер Бюлент Арынч: «Я слышал о твитах и считаю, что это очень серьезно. Что я могу еще сказать? Надеюсь, что это окажется неправдой или хотя бы не все написанное окажется правдой. Или это не станет событием, которое выйдет за рамки правосудия!»

Каково же было удивление Арынча и других членов кабинета министров, когда действительно началась операция полиции против журналистов. Более того, в момент операции все тот же Авни в Twitter детально описывает, как и кем была разработана операция. По его утверждению, аресты в Турции будут продолжаться до 25 декабря с целью отвлечения внимания от событий громкого коррупционного скандала 17 декабря прошлого года; инициаторы операции — министр внутренних дел Эфган Алаль и заместитель премьер-министра Бешир Аталай. Авни полагает: «Для проведения операции по аресту журналистов были собраны ложные показания, полученные у некоторых людей под давлением шантажа, угроз или просто откровенных взяток. Спрашиваете, что произойдет дальше и чем завершится эта интрига правящей Партии справедливости и развития (ПСР)?» То есть уже по ходу арестов источник внутри турецкого правительства заявлял, что это — ложный след, призванный достигнуть определенные внутриполитические и внешнеполитические задачи.

Поэтому когда премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что «люди, проникшие в кабинеты турецких руководителей и прослушивавшие их переговоры, не уйдут от ответственности», никто не понял, о ком все же ведется речь — об арестованных журналистах или о «кроте» в окружении Давутоглу, который сообщает о всех секретно планируемых акциях правительства.

Кабинет министров оказался под шквалом критики со стороны оппозиционных партий. Так, лидер Народной республиканской партии Турции (CHP) Кемаль Кылычдароглу обвинил правительство в «осуществлении крупномасштабного государственного переворота». Так это или нет, покажет дальнейший ход событий. На мой взгляд, эта острая политическая интрига свидетельствует о серьезной подковерной борьбе внутри ПСР, которая по мере приближения парламентских выборов может расколоться. Что же касается журналистов, то они в этой истории выступают в роли «разменной монеты».

И еще. Турция занимает 154-е место среди 180 стран по степени соблюдения свободы слова и с каждым днем отдаляется все дальше. По всей видимости, операция в адрес 150 турецких журналистов отодвинет Турцию в этом списке на последнее место. Только за последний год около одной тысячи журналистов были уволены с работы за свои политические взгляды.