«Газпром» заявил, что для строительства нового газопровода в Турцию создается новое предприятие — «Газпром-Русская». Это сообщение появилось накануне встречи в Вене представителей восьми стран ЕС, участвующих (без России — С.Т.) в проекте «Южный поток». Напомним, что европейцы планируют обсудить ситуацию, связанную с решением России перенаправить «Южный поток» на Турцию.

Новый вариант «Южного потока» вызвал острые дискуссии в Европе. С одной стороны, как заявил вице-президент Еврокомиссии по вопросам энергетики Марош Шефчович, это связано с тем, что в Европе «стал меняться энергетический ландшафт». А с другой — все чувствуют резкую смену геополитики. Правда, на первых порах официальный представитель МИД Украины Евгений Перебийнис оптимистически заявлял, что «решение ЕС об отказе от этого проекта является логическим и взвешенным», поскольку «Украина всегда заявляла, что является надежным транзитером энергоносителей». Но после того как глава «Газпрома» Алексей Миллер уточнил, что роль украинской стороны в качестве транзитера российского газа в ЕС «при наличии действующего „Северного потока“ и нового трубопровода через Турцию сводится к нулю», в центр внимания выносят уже проблемы девальвации геополитического статуса Украины и ее возможные последствия. Пока же, как сообщил министр энергетики России Александр Новак, «идет проработка нового маршрута прокладки газопровода из России в Турцию, при этом никакие ранее принятые решения пока еще не пересматривались». По словам Новака, «это требует тщательной проработки», потому что «это — юридический вопрос».

Действительно, по газопроводу «Южный поток» были заключены двусторонние межправительственные соглашения со странами ЕС еще до принятия энергопакета. Однако Европейская комиссия сочла эти документы несоответствующими правилам и получила мандат на ведение переговоров по их корректировке, что было расценено в Москве как стремление Брюсселя заблокировать «Южный поток». Поэтому сложившаяся ситуация требует серьезной юридической диагностики. На этом направлении просматривались следующие цели:

1. Сохранить транзит российского газа через Украину, чтобы подтвердить геополитическое значение этой страны для Европы. Дело тут не только в экономике. Представители НАТО не раз заявляли, что «Украина — одна из важнейших стран для энергобезопасности в Европе», намекали на возможность (при определенных условиях) выработать сценарий защиты транзитных путей энергоносителей «через новые формы сотрудничества со странами-транзитерами», имея в виду в первую очередь Украину.

2. Выиграть время для начала реализации Трансанатолийского газопровода (TANAP) с азербайджанского месторождения Шах Дениз через территорию Турции до границы с Евросоюзом, что рассматривалось ЕС в качестве важнейшего средства для практической реализации доктрины диверсификации источников поставок углеводородов, и вывода на новые геополитические позиции Азербайджана, хотя у него нет собственных соответствующих энергетических ресурсов. Поэтому Азербайджан рассматривался вместе с Туркменией и Ираном. США буквально накануне продлили еще на год режим санкций против Ирана, а с Туркменией, даже несмотря на то, что она активно сотрудничает с Китаем и не обладает соответствующими газотранспортными мощностями, рассчитывали договориться. При таком ходе событий Азербайджан как страна (источник энергоресурсов и потенциальный транзитер) оказывался бы под «колпаком» НАТО.

3. Что же касается Анкары, то, как отмечает авторитетное турецкое издание Uluslarası Politika Akademisi, на Западе делали главную ставку «на раскол во взглядах с Москвой в отношении сирийского режима, Крыма и кипрского вопроса», были уверены в том, что «изменение геополитических балансов в Черном море будет способствовать больше сближению Турции с Украиной, а опасения относительно энергетической безопасности будут толкать ее в сторону более тесного альянса с Азербайджаном и к проекту TANAP, но никак не к России».

По оценке Uluslarası Politika Akademisi, еще предстоит разгадать загадку, которая «стимулировала в Турции не антагонистическую политику по отношению к России в момент, когда США и ЕС стали вводить против нее санкции». Многие западные эксперты убеждены, что «ход Путина» создал уникальную ситуацию. С одной стороны, новый альянс с Турцией ими оценивается как первый шаг на пути разрушения «Англо-Американской империи». А с другой — объективно стал увеличивать значение Турции для ЕС, хотя там преобладают антитурецкие настроения. В последнее время на путь жесткого сдерживания интеграции Турции в ЕС вступила Германия, точнее канцлер ФРГ Ангела Меркель. Она была намерена за счет конфликта с Москвой из-за украинского кризиса упрочить лидерские позиции Германии в Восточной Европе, но не ожидала «хода Путина» и «удара Эрдогана». Как заявил в этой связи глава «Газпрома» Алексей Миллер, «Европейская комиссия просто подарила Турции газовый вентиль, чем она может воспользоваться в двустороннем диалоге с Европой». На юге Турция становится таким же распределительным центром, как Германия на севере Европы. За счет российского газа Турция превращается в крупный региональный энергетический хаб, открывает для себя значительный простор для развития национальной экономики, становится крупным геополитическим игроком, по мощи сопоставимым с Германией. Сейчас это стало пугать Брюссель, поскольку на членство в ЕС претендует большая мусульманская страна с «русским тылом». Турция в новом качестве получает возможность оказывать более сильное влияние на Балканы и Средиземноморье, т. е. начать процесс выдавливания оттуда Германии.

В такой ситуации Брюсселю перетащить Анкару на свою сторону будет сложно, что сопряжено с его уступками в отношении ускоренной интеграции Турции в ЕС. Это показали результаты визита в Турцию комиссаров ЕС Йоханнеса Хана и Христоса Стилианидиса. По сообщениям Reuters, во время визита они пытались «уговорить турецкие власти присоединиться к антироссийским санкциям», но ничего не предлагая взамен, разве что возможности шантажа — снижение товарооборота, непродление каких-то контрактов и т.д. Но пока еврокомиссары заявили, что "новая Еврокомиссия сделает все возможное, чтобы ускорить процесс вступления Турции в ЕС, уточняя, что «речь идет о пятилетнем сроке». В свою очередь, министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз заявил, что «Анкара не собирается отказываться от сотрудничества с Россией, несмотря на введенные Евросоюзом санкции».

Запад начинает новую «турецкую партию». В Турцию с визитом прибывает премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Объявлено, что он намерен обсудить с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом и премьер-министром Ахметом Давутоглу вопросы, связанные с «Исламским государством Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Накануне в Анкаре уже побывала глава дипломатии ЕС Федерика Могерини, которая в переговорах с турецкой стороной особый упор также делала на «необходимость тесного сотрудничества в борьбе с радикальными исламистскими группировками». По большому счету, Анкара так и не разобралась в главных индикаторах западной политики на Ближнем Востоке. До сих пор ее толкали к участию в наземной операции против ИГИЛ на стороне сирийских курдов, заставили пропускать через свою территорию в сирийский Кобани пешмерга — военизированные формирования иракских курдов, отвергая при этом все иные предложения Анкары. Поэтому нельзя исключать, что в ближайшее время либо в восточных вилайетах Турции, либо в ее приграничных районах станет обостряться ситуация, призванная доказать: выбор Турции в качестве страны — транзитера энергоресурсов таит в себе немалые риски. В таких условиях Анкаре придется принимать новые внешнеполитические решения, чтобы как можно быстрее выйти из альянса с Россией, либо занять в нем более прочное место и сыграть в своих интересах в масштабном геополитическом противостоянии. Ставки сейчас очень высоки.