На уходящей неделе тема для публикаций, связанных с Россией, почти во всех итальянских СМИ была одна — отказ России продолжать работу над проектом «Южный поток». Газеты, новостные агентства и аналитики сами запутались в своих оценках, то ли угрожает Путин Европе, отказываясь от «Южного потока», то ли закрытие данного проекта вообще Европы не касается.

Corriere Della Sera так прокомментировала слова Владимира Путина, произнесенные им в Турции во время пресс-конференции с президентом страны Реджепом Тайипом Эрдоганом: «Москва отказывается от супергазопровода „Южный поток“, по крайней мере, на данный момент. С последствиями и для Италии, так как макси трубы из России должны были бы дойти и до нашей страны. Президент России обвинил ЕС в неконструктивной позиции, и он уже готов сделать скидку в размере 6% от поставок для Анкары с 2015 года».

Напомним, что «Южный поток» — проект на 16 миллиардов евро, в котором Италия стоит в первом ряду, итальянская компания Eni — первый партнер Газпрома, наряду с французской EDF и немецкой Wintershall.

"Путин как будто продемонстрировал волю укреплять альтернативные рынки в Европе, таким образом, он объявил о соглашение с Эрдоганом об увеличения поставок в Турцию, они составят 3 миллиарда кубических метров и пройдут по трубопроводу «Голубой поток». Он также рассказал о планах по разработке нового газопровода вдоль греко-турецкой границы, предназначенного только для «потребителей Южной Европы», — пишет Corriere Della Sera.

По мнению некоторых итальянских экспертов, Saipem дорого заплатит за остановку проекта «Южный поток». Акции инжиниринговой компании на Миланской фондовой бирже упали больше чем на 9%. Для трубопровода, предназначенного для транспортировки российского газа в Европу через Балканы в обход Украины, компания по проектированию и строительству, дочерняя компания Eni, выиграла два контракта первой и второй очереди на 2,4 миллиарда евро. В официальной ноте Saipem объявила, что «не получила никакого официального уведомления о расторжении договора по инициативе клиента South Stream Transport BV». Операционная деятельность, по словам компании, находится в процессе, как подчеркивается в сообщении: «Формы прекращения работ и возможной отмены проекта регулируются договором».

Журналист того же издания Стефано Аньоли призывает читателей не поддаваться панике, он пишет о том, что итальянские компании не понесут никаких потерь. «Что же теперь будет с „трубопроводом раздора“ (между Россией и Западом)? Занавес опускается? — спрашивает Аньоли. — Итальянская компания Eni (43%) имеет в кармане контракт на $ 2,4 млрд на строительство подводной части Южного потока. Так или иначе, ее позиция стабильна: если работы будут остановлены, будет приведен в действие режим защиты, предусмотренный правами международной торговли. Столь же уверена и Eni, которая может использовать несколько положений в контракте, продать свои акции Газпрому и выйти сухой из воды».

Журналист Corriere Della Sera уверен, что обстановка в России продолжает ухудшаться из-за санкций: «На первый взгляд, можно было бы сказать, что именно эффект западных финансовых санкций (и технологических) заставили российского президента отменить проект, стоимость которого возросла на протяжении многих лет до 23, 5 миллиардов евро. Это значительная цифра для тех, кто, как и Россия, почувствовал как с июня цена за баррель упала на 40% (доходы от сырья покрывают половину государственного бюджета). И вот, сначала нефтяному гиганту Роснефти пришлось отказаться от разведки в Арктике с компанией Exxon, теперь будет очередь Газпрома потуже затянуть пояс. Растет количество элементов в сценарии, который определяет все возрастающую сложность русского медведя, которого все больше и больше прижимают к стенке».

La Repubblica восприняла слова Владимира Путина очень серьезно. В обширной статье с заголовком «Газ: продолжается война между Россией и ЕС» издание подчеркивает, что «слова Путина могут быть лишь угрозой, чтобы подтолкнуть ЕС, выступающий против проекта „Южный поток“, изменить свое мнение. Полагаясь на тот факт, что Газпром поставляет около трети поставок газа в Европу». По информации газеты, проект будет закрыт однозначно, в доказательства приводят слова Алексея Миллера, который якобы в резкой форме сказал: «Проект закрывается, и точка».

Со своей стороны, Европейский союз, который уже несколько раз называл проект неприоритетным и боролся за диверсификацию поставок, вчера подтвердил, что дата заседания по «Южному потоку», запланированная ранее на 9 декабря, остается неизменной «независимо от желания России остановить проект». Тем не менее, вице-президент Комиссии ЕС по энергетитике Марош Шефчович заявил: «Постоянно меняющийся энергетический ландшафт в ЕС — это еще одна причина, чтобы построить устойчивый союз в энергетике», так что приоритетом остается «обеспечение энергетической безопасности Европы».

La Stampa считает, что Россия сама не была заинтересована в проекте «Южный поток»: «Путин воспользовался геополитической напряженностью, используя ее в качестве предлога, чтобы закрыть проект, который никогда не имел много экономического смысла. Газовое соглашение на $ 4,6 млрд, которое было подписано в октябре прошлого года с Украиной и Европейским Союзом, предлагает Москве более интересные перспективы в краткосрочном и среднесрочном будущем. Россия надеется на погашение прошлых долгов и на будущие поставки газа. Счета, в конце концов, будут покрываться за счет Европейского союза и Международного валютного фонда, которые в этой области оказывают открытую поддержку Киеву».

Стоить отметить, что коммунистическое издание Il Manifesto и правоцентристкая Il Giornale едва ли не единственные, кто написал о предыстории конфликта про проекту «Южный поток».

Il Manifesto: «После украинского кризиса США начали нажимать на европейских союзников, чтобы они снижали импорт российского газа и нефти. США ставило своей первой целью предотвратить реализацию Южного потока. Для этого Вашингтон оказывает усиленное давление на правительство Болгарии, чтобы оно заблокировало работу по строительству трубопровода. Успевает и критиковать его за то, что доверили строительство участка в Болгарии консорциуму, который включает в себя российскую компанию Стройтрансгаз — объекта санкций США. Тогда посол США в Софии, Марси Рис, предупреждает предпринимателей Болгарии избегать работать с компаниями, подлежащих санкциям со стороны США. Тогда же президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил об открытии „дела“ ЕС против Болгарии в связи с предполагаемыми нарушениями при проектировании „Южного потока“. Решающим моментом стал июнь прошлого года, когда в Софию прибыл сенатор США Джон Маккейн, который встретился с болгарским премьером Пламеном Орешарским. Сразу после этой встречи Орешарский объявил об остановке работ по „Южному потоку“, в который Газпром уже инвестировал $ 4,5 млрд. От остановки „Южного потока“ теряют страны ЕС, одна только Болгария должна будет отказаться от транзитных прав на 500 миллионов долларов в год».

Il Giornale: «США наблюдали за планами постройки трубопровода, не скрывая своих подозрений, для Вашингтона эта партия приняла определенный вес, деньги и газ являются второстепенными проблемами, больше всего США волнует то, что успех россиян, вероятно, сблизит Кремль с правительствами европейских стран, и последствия будут огромны для американских интересов. Теперь кризис на Украине и торговая война между Россией и Западом заставляет Путина выйти из проекта. Вдруг ЕС говорит, что трубопровод никогда не был приоритетом, Eni и Saipem не ожидают каких-либо последствий для их бюджетов, даже премьер-министр Маттео Ренци, говорит, что „Южный поток“ „не является решающим для Италии“. Время и рынок энергоресурсов покажут нам правда ли это. Большая игра сегодня награждает США: они побеждают, даже ценой свержения союзников».