«Малочисленный народ — это не трагедия малости, как иногда думают те, кто смотрит на судьбу народа со стороны. При взгляде же изнутри легко понять, что жизнь тех, в ком течёт кровь коренных народов, может стать более значимой и полной», — считает ученый-этнограф, председатель комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Общественной палаты Ленинградской области Ольга Конькова. Об этом она не просто говорит в своих статьях и книгах, но и доказывает постоянно на разных уровнях — общественности и власти.

Ольга Конькова.

Многое сегодня, как утверждает Ольга Конькова, делается для сохранения культуры малочисленных коренных народов в районах, но, вместе с тем, существует ряд проблем, без решения которых невозможен конструктивный подход к возрождению культуры, традиций и сохранению самих народов.

ИА REGNUM: Какие же, в частности, проблемы считаете основными?

— Малые коренные народы Ленинградской области бесконечно дороги мне, представляю их интересы и осознаю, что, к сожалению, они настолько малочисленны, что порой речь идёт не о развитии, а о сохранении и выживании. Как я уже не раз говорила, из-за количественной малости проблемы национальных организаций осознаются отчётливее, чем на фоне крупных национальных объединений.

ИА REGNUM: А в чём проблемы национальных организаций?

— Национальные организации у нас небольшие, чаще всего речь идёт о тонкой прослойке национальных активистов. В то же время направленность деятельности каждой определяет её лидер (примерно то же происходит в любой политической партии или общественной группе). Если во главе национальной организации стоит деятель культуры, прекрасно развивается клубная работа, отлично проходят праздники, выставки, поддерживаются ремесла. А когда во главе стоят юристы, активно обсуждаются именно юридические и правовые проблемы, вопросы статуса. Кого-то волнует краеведение, кому-то ближе экология, и так далее. Поэтому особенно актуальны сегодня образование и просветительство непосредственно внутри организаций. Мы должны воспитывать национальных активистов широких взглядов, не испытывающих проблемы ни в диалоге с властью, ни в общении с населением.

ИА REGNUM: Каким образом, на Ваш взгляд, должна быть построена работа, чтобы к решению проблем были привлечены люди деятельные, всерьёз на это настроенные?

— Многое в Ленинградской области делается с целью сохранения культуры народов, действуют региональные программы. Но, вместе с тем, очевидно, что главную роль в сохранении культуры и традиций малых коренных народов играют сами национальные организации. Прежде всего, их силами ведётся основная работа, готовятся разные мероприятия, и это правильная ситуация. В связи с этим, думаю, стоит вести речь о проблемах государственного заказа. Ни для кого не секрет: если госзаказ выигрывают структуры, далекие от понимания того, что действительно нужно для сохранения малочисленных коренных народов, никогда прежде этим не занимавшихся, отношение к национальной культуре бывает формальным. Если же работают сами национальные организации, результаты ярче, глубже, с перспективой на будущее развитие.

ИА REGNUM: Что, с Вашей точки рения, следует изменить?

— Думаю, все знают, насколько сложно законодательство, и мы, обсуждая эти проблемы внутри национальных организаций, просим рассмотреть возможность применения к нашей теме областного закона о субсидиях, адресованных непосредственно национальным организациям. Для нас это важно. Если сама организация будет решать проблемы, поверьте, эффект будет колоссальным. Этот тот случай, когда малые деньги оборачиваются огромными результатами. Думаю, стоит продумать направления, организовать конкурсы, по результатам которых объективно будут определены победители. Крайне важна поддержка краткосрочных проектов. Поверьте, национальные организации в состоянии принести огромную пользу Ленинградской области и своим народам.

ИА REGNUM: Обсуждая вопросы сохранения и перспективы коренных малочисленных народов, невозможно обойти вниманием такую острую проблему, как наступление на места их традиционного проживания промышленной застройки

— Без решения этого болезненного вопроса невозможно ни развитие коренных народов, ни совместная продуктивная работа национальных организаций и госструктур. Речь идёт о проблеме взаимоотношений коренных малочисленных народов и промышленного строительства. В этом вопросе иногда организации выступают остро. В частности, водско-ижорские организации. Думаю, к ним надо прислушаться, они отражают реальную проблему. Безусловно, мы за строительство, прекрасно понимаем, что региону надо развиваться. Знаем, что любое промышленное строительство меняет структуру территории, населения и его хозяйственных занятий, меняет самих людей. Но при этом понятно, что не менее весомо желание людей сохранить особенности своей жизни. Основная проблема коренных народов на территории Усть-Луги, Сойкинского полуострова — это неконтролируемый характер наступления этой застройки.

ИА REGNUM: И что вы предлагаете?

— Чтобы государство всё-таки взяло на себя контроль взаимоотношений застройщиков и коренных народов. С 1995 года мы писали сопутствующую программу социально-национального развития территории. Но в управление расширяющимися компаниями приходили новые люди, разворачивалось большое строительство, и ничего не менялось. Я очень люблю фольклор Ленинградской области, и часто вспоминаю очень хороший бытовой рассказ. Один отличный пивовар-философ поехал продавать пиво в Нарву, вернулся и привез микроскоп. Это вызвало страшные проблемы в семье, вплоть до того, что домой не пускали. А когда, наконец, пустили, спросили, сделал ли он выводы из своего неправильного поведения. И этот философ сказал очень правильную вещь: «Звезда огромна, Луна обозначена на карте точно, а вот я в микроскоп увидел муху, и она как Вселенная. Всё одинаково велико в нашем мире: и звезды, и мухи, — важно, каким глазом мы на это смотрим». Это очень важно понять. Часто, к сожалению, мы забываем о желаниях людей, которые живут на своей земле, и кроме этой территории у них ничего нет. Значит, необходим даже не диалог, а я бы сказала, «триолог» между властью, тем, кто строит, и обитателями мест, на которые наступает промышленная застройка.

ИА REGNUM: Регион уже что-то в этом плане предпринимает?

— Создана рабочая группа по социально-экономическому развитию территорий коренных малочисленных народов. К её деятельности хорошо бы привлечь представителей коренных малочисленных народов — хотя бы в качестве наблюдателей. Именно они могут донести правильно, чего ждёт народ.

ИА REGNUM: Как, по-вашему, оградить территории от застройки?

— Было время, шла речь о создании неких этнических заповедников, где люди могли бы осуществлять свое право на сохранение традиционного образа жизни, мыслей, природы. Не надо, чтобы они были большими. Всё равно внутри промышленной застройки необходимы рекреационные зоны. Такие заповедные зоны никому не будет мешать. Мы много раз поднимали этот вопрос, но, к сожалению, ничего не происходит.

ИА REGNUM: Это проблема очень сложная, связана с необходимостью правового урегулирования

— Действительно, с одной стороны, у коренных малочисленных народов — води и ижор — есть правовой статус, поддерживаемый законом о гарантиях прав. Законодательное подкрепление найдено и для территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Там он хорошо работает. А малые коренные народы Ленобласти — другая история, у нас такого закона нет. Это вызывает недопонимание. С одной стороны, есть статус, с другой — нет прав. Припоминаю хорошую карельскую поговорку: «На одной кочке трудно ужиться ястребу и куропатке». Но мы же умные, деятельные люди, способные найти разумные компромиссы, чтобы были соблюдены интересы сторон и сохранена настоящая ценность — то, чем может и должен гордиться не только наш регион, но вся Россия — народы, имеющие многовековую историю.

ИА REGNUM: Понятно, что демография — наука, развивающаяся по собственным законам. И всё же, что можно сказать о численности народов?

— Точной статистикой не располагаем. Официально, по результатам переписи, численность невелика. На самом деле представителей малых коренных народов, поживающих на территории Ленинградской области, гораздо больше. Думаю, нет нужды напоминать о государственной политике прошлых десятилетий, которая привела к сегодняшней ситуации. Один из первых шагов — мы должны выяснить, сколько всё-таки у нас вепсов, води, ижор, ингерманландцев, — тогда можно будет оценить ситуацию. Но проблема — не в цифрах. Наша задача — проявить национальное, показать человеку, что то хорошее, нужное, что в нем есть, — это, прежде всего, принадлежность к прошлому, к старинному роду, к родным местам. Думаю, это главное для того чтобы не терять, а возрождать и сохранять для детей и внуков лучшее — то есть то, что, собственно, составляет и продолжает историю малых народов.

Беседовала Евгения Дылева