Абхазы на своем родном языке называют свою родину «Апсны», что в переводе на русский означает «страна души». Ежегодно Абхазию посещают сотни тысяч российских туристов. Потрясающая природа, наличие большого количества исторических памятников — все это привлекает к себе массы людей. Однако Абхазия на сегодняшний день интересует Россию не только как зона отдыха, но и как важнейший геополитический и стратегический объект, территория, на которой испокон веков проживает братский народ, связанный с народом России вековыми историческими узами.

politobzor.net

На сегодняшний день Абхазия — интереснейший объект обществоведческого изучения. Территория, на которой проживает около 240 тысяч человек, недавно пережившая войну и послевоенную экономическую блокаду, демонстрирует серьезные результаты и достижения в государственном и социальном строительстве. Другим поводом для актуализации абхазской проблематики является то, что эта страна — приграничная зона России, которая не так давно являлась одной из «горячих точек» постсоветского пространства. Надежды грузинского государства вернуть в свое лоно абхазскую территорию, равно как и надежды западных союзников Грузии максимально ослабить как российское государство вообще, так и российское присутствие в Абхазии, в частности, никуда не ушли в прошлое. Выстраивание грамотных, выверенных отношений с сегодняшней абхазской элитой является для России важнейшей стратегической задачей.

Исходя из выше заданной парадигмы постараемся проиллюстрировать основные константы сегодняшнего абхазского социально-политического процесса.

1. «Рамка согласия» внутри современной абхазской элиты. В настоящий момент в Абхазии четко видна рамка элитного национального консенсуса. Высшая задача элиты — осуществлять государственное строительство в соответствии с потребностями времени — последовательно решается правящими кругами республики. Несмотря на ожесточенную борьбу абхазских кланов и активно действующую оппозицию, элитный консенсус и поддерживаемая им система негласных договоренностей позволила на протяжении полутора десятилетий прийти к власти уже четвертому Президенту при сохранении единого и довольно успешного социально-политического и социально-экономического курса.

2. Идеолого-смысловая наполненность деятельности государственно-властных звеньев. Приоритетом для государственного строительства в Абхазии является создание абхазского национального государства. Его источником служит система абхазских исторических и духовно-культурных символов, сложившихся на протяжении более чем тысячелетнего исторического периода.

3. Почитание святых мест. Христианство выполняет весьма значительную роль в рамках духовного мира абхазов. Иллюстрацией этому служит множество древнейших церквей, построенных в 9-11 вв., в эпоху расцвета и наибольшего могущества Абхазского царства. Эти храмы и многие сохранившиеся до сегодняшнего дня иконы являются предметом особой гордости и любви местных жителей. В то же время христианское учение в Абхазии вошло в теснейшее взаимодействие с Апсуара — древнейшим кодексом абхазской этики. Следование его многовековым заветам помогает абхазам сохранять братские отношения между представителями различных религиозных конфессий (к примеру, на сегодняшний день в республике насчитывается более 15 процентов мусульман) и глубинную общенациональную солидарность.

4. Патриотическое воспитание масс и чувство «святой отеческой земли». Когда общаешься с абхазами, глубоко ощущаешь, что вся их жизнь проникнута любовью к родине. Каждая ее значимая составляющая, каждое святое место, каждый исторический символ — предмет особого поклонения и чувства сильнейшей душевной теплоты. Неиссякаемое мироощущение «родного дома» дало абхазам возможность выжить в исключительно трудных исторических условиях. Эта особенность ярко отразилась на ходе абхазского традиционного застолья. Первый тост абхазы поднимают за Всевышнего, второй — за Абхазию, третий — в память о погибших в войнах за свое отечество. Большое значение укреплению указанного социообразующего фактора, его влиянию на народную жизнь, придает сегодняшнее руководство Абхазии. В числе важнейших современных абхазских праздников присутствуют День освобождения (день победы над Грузией), День флага Абхазии, День признания независимости Абхазии Россией. И светлые, и трагические даты абхазской истории никогда не проходят незаметными, они широко отмечаются на общенациональном уровне, в соответствии с исторически сложившимися традиционными началами и правилами.

5. Отношение к России как к стратегическому союзнику. Российско-абхазские отношения имеют многовековую историю. Многие абхазские жители были участниками Великой Отечественной войны, героически проявили себя, защищая наше общее отечество — Советский Союз. На народном уровне российско-абхазская духовно-историческая связь не утрачивалась никогда. Активнейшую помощь в грузино-абхазской войне 1992-93 годов абхазам оказывали российские добровольцы, казаки, представители народов Северного Кавказа, южные осетины. Память об этих событиях хранят многие уроженцы Абхазии. В 2008 году Россия признала независимость абхазского государства, после чего социально-экономическое, политическое, военное и культурное сотрудничество двух стран весьма заметно выросло. На сегодняшний день Абхазия смотрит на Россию как на важнейшего стратегического союзника, подлинного гаранта ее безопасности и стабильной жизнедеятельности.

Однако, несмотря на позитивные реалии социально-политического развития Абхазии, представляется необходимым указать на сегодняшние проблемы, способные в будущем составить угрозу как абхазскому социуму так и российско-абхазскому всестороннему сотрудничеству.

Отсутствие четкой и ясной стратегической линии Москвы в отношении Абхазии заставляет абхазскую элиту искать поддержку в других регионах планеты, в том числе и у сил, чрезмерное сближение с которыми может нести серьезную опасность для стабильной жизнедеятельности обоих государств. К примеру, реальностью сегодняшней Абхазии является максимальная актуализация махаджирской темы, включающая в себя возведение на пьедестал абхазов-переселенцев в страны Малой Азии, покинувших родину под давлением России в эпоху Кавказской войны. Махаджирская тема имеет ярко выраженный антирусский контент, ее успешно используют в своей игре против России Грузия, Турция и многие другие страны. Дальнейшая эскалация на государственном уровне указанной проблематики способна создать в отношениях между Абхазией и Россией дополнительные стратегические трудности. Кроме того, махаджирская составляющая современной абхазской идеологии неизбежно ведет к двум вещам: наращиванию этнического абхазского национализма и деформации современного этноконфессионального баланса Абхазии. Уже сегодня в Абхазии создаются условия для массовой миграции потомков махаджиров из ближневосточных стран. Их предки два века назад покинули Абхазию. На сегодняшний день эти люди являются выходцами из совершенно иной социальной, культурной и религиозной среды. Что их может связывать с современными абхазами, подавляющее большинство которых родилось в СССР, и с рождения несет в себе социокультурные коды российской многонациональной цивилизации? Чувство некоей этнической солидарности и воскрешаемые из прошлого общие исторические символы двухсотлетней давности. Понятно, что такой синтез будет, скорее всего, иметь антироссийскую и, прежде всего, антирусскую направленность. Более того, массовое переселение потомков махаджиров будет наносить ущерб иным национальным общностям, проживающим на территории Абхазии, так как они, в отличие от коренных абхазов, не имеют с ними опыта совместного проживания и взаимодействия.

Серьезную угрозу для российско-абхазских отношений представляет и деятельность в республике множества неправительственных организаций. Весьма часто она косвенно управляется западными социально-политическими структурами, чья система целей отнюдь не совпадает с российскими геополитическими интересами. События последних месяцев показывают, что их активность в абхазском политическом мире весьма велика, и со временем она способна создать на территории Абхазии серьезный очаг напряженности, а это, в свою очередь, внесет в жизнь южных регионов России весьма нешуточное ощущение опасности. Российской властной вертикали необходимо срочно проанализировать складывающееся положение вещей и выработать адекватный комплекс мер, позволяющий сыграть на опережение и не допустить в будущем потери сегодняшнего абхазского рубежа.

Российскому руководству также необходима срочная выработка четкой стратегии по абхазскому внешнеполитическому направлению. И Москва, и Сухум должны четко понимать, что сохранение существующего сегодня этноконфессионального баланса внутри абхазского социума является важнейшим условием стабильности и безопасности как для самой Абхазии так и для всей многопрофильной системы российско-абхазских отношений.

Современное геополитическое положение Абхазии диктует исключительную важность для России указанного географического региона. В свою очередь, Россия является единственным гарантом жизнедеятельности современной Абхазии. Выработка устойчивых принципов и ориентиров российско-абхазской системы отношений — важнейшая задача отечественной внешней политики. Следует надеяться, что она будет достойно решена и станет подлинным ориентиром для государственных органов, должностных лиц, бизнес-ведомств и иных элитно-социальных групп обеих стран, от которых напрямую зависит будущее наших народов.