Подписание Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между аппаратами Советов безопасности России и Ирана стало основным итогом визита секретаря Совета Безопасности РФ генерала армии Николая Патрушева в Тегеран. Основным, но не единственным.

Как сказано в официальных заявлениях, подписанный документ позволит систематизировать и предметно выстраивать последующие российско-иранские контакты в сфере безопасности на регулярной основе, однако только «систематизацией контактов», отвечающих за государственную безопасность структур Ирана и России, стороны ограничиваться не намерены. Согласованы и готовятся к подписанию в ближайшее время еще ряд протоколов, среди которых, в частности, соглашение об обмене разведывательной информацией, касающейся деятельности террористических организаций, действующих как на Ближнем Востоке, так и на Кавказе, и в Средней Азии. Особое внимание в этом документе будет уделено воюющим в бандформированиях на территории Сирии и Ирака выходцам из бывших республик СССР, которые, набравшись «боевого опыта», затем могут быть использованы для подрывных и террористических операций в постсоветских государствах, гражданами которых они являются.

Предвестник этого соглашения, протокол об обмене информацией о террористических угрозах в отношении двух наших стран, был подписан еще в 2001 году, однако, в период президентского срока Дмитрия Медведева превратился в формальный документ, который, по сути, не исполнялся ни одной из сторон. События в Сирии и Ираке, где контакты между российскими и иранскими спецслужбами не только возобновились, но и доказали свою взаимовыгодность, в частности — в оценке угроз и планов местных бандформирований, как «светских», так и исламистских, в отношении российских объектов в сирийском Тартусе, подтолкнули Москву и Тегеран к мысли о необходимости оформить эти контакты в виде постоянно действующего механизма. По достоинству российские спецслужбы оценили и добровольно переданный Ираном в распоряжение наших специалистов объем информации о возможной активности израильских ВВС против российских гуманитарных конвоев в Сирию в период резкого обострения ситуации в этой стране летом прошлого года.

Стоит напомнить, что механизм, аналогичный тому, о котором сейчас договариваются спецслужбы наших стран, уже начал действовать между министерствами внутренних дел России и Ирана, после того как Тегеран с официальным визитом посетил в прошлом году глава российского МВД Владимир Колокольцев. Итогом его поездки тогда стало подписание между двумя ведомствами соглашения, которое пресс-центр МВД России охарактеризовал как «правовой союз» между правоохранительными органами России и Исламской Республики Иран. Если такая оценка и преувеличена, то ненамного, поскольку это «полицейское» соглашение предусматривает создание единой базы данных, выработку механизма повседневного взаимодействия и обмена практическим опытом между полицейскими наших стран, вплоть до организации и проведения выставок технических средств и стажировки сотрудников. И, что самое главное, совместную работу в противостоянии трансграничной преступности — от наркотрафика и контрабанды до торговли людьми, причем наиболее важным пунктом соглашения между министерствами внутренних дел стала договоренность об обмене информацией не столько по российской и иранской проблематике, сколько о деятельности трансграничных преступных группировок на Кавказе и в постсоветской Средней Азии.

Сотрудничество между «силовыми» структурами России и Ирана развивается гораздо более успешно, чем партнерство в экономической сфере, и причина этого в том, что в силу государственного устройства деятельностью иранского Высшего совета национальной безопасности руководит не президент Хасан Рухани, в администрации которого в последнее время усилили свои позиции сторонники курса на «сближение с Западом» и, соответственно, «сдержанности в отношении России», а лично Верховный лидер Али Хаменеи, окружение которого считает стратегическое партнерство с Москвой одним из главных внешнеполитических приоритетов. И пока многочисленные «протоколы о совместных намерениях» в экономической сфере между Россией и Ираном — начиная от «Большого нефтяного контракта» и заканчивая проектом «энергетического моста», предусматривающего экспорт 500 МВт российской электроэнергии в Иран, строительство новых генерирующих мощностей и практически полную модернизацию иранских распределительных электросетей российскими подрядчиками — неспешно кочуют по кабинетам российских и иранских правительственных чиновников, «силовики» в Москве и Тегеране под руководством Николая Патрушева и его иранского коллеги Али Шамхани шаг за шагом реализуют концепцию партнерства наших стран в сфере безопасности.

В своих сообщениях о переговорах Николая Патрушева и Али Шамхани официальные источники акцентируют внимание на том, что стороны детально обсудили ситуацию в Ираке, Сирии и Ливии, причем секретарь российского Совбеза подчеркнул, что по большинству из ключевых вопросов повестки дня подходы к их решению у Москвы и Тегерана совпадают. О том же говорил в итоговом выступлении перед прессой и его иранский коллега, отметивший, что стороны «разделяют мнение относительно необходимости сохранения суверенитета и территориальной целостности Сирии, а также считают, что возникновение группировки „Исламское государство“ (ИГ) является результатом ошибочной стратегии вооружения террористических групп». Следует заметить, что «за кадром» внимания прессы осталось то обстоятельство, что помимо ближневосточной проблематики стороны уделили внимание и ситуации на Кавказе, в Средней Азии и Афганистане.

Сосредоточившись на «западном направлении» иранской внешней политики, за год пребывания у власти президент Хасан Рухани уделял этим регионам гораздо меньше внимания, чем его предшественник, Махмуд Ахмадинежад. Даже широко разрекламированный в СМИ визит иранского президента в Казахстан носил скорее протокольный, чем практический характер. Однако, это совершенно не означает, что внимание к этим сложным регионам ослабили службы, отвечающие за национальную безопасность Ирана. «Силовики» в Тегеране по-прежнему полагают, что ключ к стабильности здесь лежит в тесном партнерстве с Москвой, с удовлетворением воспринимают шаги России по укреплению своих военно-политических позиций в Средней Азии и, более того, готовы со своей стороны принять участие в партнерских проектах по формированию региональной системы безопасности — от сотрудничества со структурами создаваемой Единой системы ПВО (в частности — иранцы готовы на постоянной основе предоставлять России получаемые со своих средств технической разведки данные об американской военной активности в том же Персидском заливе) до работы по выявлению салафитского подполья в среднеазиатских республиках, деятельность которого координируется из того же Афганистана.

Впрочем, все эти вопросы станут предметом будущих обсуждений и переговоров между представителями спецслужб России и Ирана. И нынешний, и предшествующие неоднократные визиты Николая Патрушева в Тегеран, как, впрочем, вся его деятельность на «иранском» направлении за последние годы, наконец достигли запланированной ранее цели — сотрудничество между нашими странами в сфере безопасности становится не просто заявленным намерением, а вполне конкретной реальностью. Игорь Панкратенко, эксперт, специально для ИА REGNUM