Глава МИД РФ Сергей Лавров на состоявшейся 20 октября в Москве открытой лекции по актуальным вопросам внешней политики Российской Федерации ответил на вопрос о перспективах молдавско-приднестровского урегулирования, пересмотра статуса Украины в этом процессе и экономической интеграции Приднестровья в Таможенный союз и Евразийский экономический союз (ЕАЭС). ИА REGNUM публикует соответствующий отрывок стенограммы мероприятия:

"Вопрос: Украина наряду с Россией является гарантом урегулирования Приднестровского процесса, но при этом умудрилась не только не помочь решению конфликта вокруг непризнанной Приднестровской Молдавской Республики, но и создать у себя на территории две непризнанные республики. Будет ли пересмотрен статус Украины в рамках переговорного процесса «5+2» (Молдавия, Приднестровье — стороны конфликта, Россия, Украина — страны-гаранты, ОБСЕ — посредник, Евросоюз и США — наблюдатели — прим. ИА REGNUM)? Каковы в целом перспективы урегулирования? Возможна ли экономическая интеграция Приднестровья в Таможенный союз, ЕАЭС?

Сергей Лавров: Статус Украины в рамках процесса «5+2» определён в коллективном формате в документах, положивших начало этому процессу. Пять — это Россия, Украина как гаранты и посредники процесса, ОБСЕ как посредник в мирном процессе, США и Евросоюз как наблюдатели. Два — это Молдавия и Приднестровье (на самом деле, «пять» — это изначальные участники пятистороннего формата урегулирования — Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ, а «два» — это присоединившиеся к ним в 2005 году наблюдатели — ЕС и США — прим. ИА REGNUM). У Украины и России наиболее высокий статус в этой пятёрке, который накладывает особую ответственность, предполагающую, прежде всего, необходимость следовать принципам, на которых процесс был начат, и не пытаться занимать чью-либо сторону.

Россия с особой ответственностью подходит к своим обязанностям. Мы никогда не делаем ничего, что могло бы толковаться как предвзятость в пользу одной или другой стороны. На деле происходит всё наоборот. Наши партнёры, в том числе украинские, пытаются пересмотреть базовые принципы приднестровского урегулирования в пользу кишинёвских властей, которые на нынешнем этапе явно пытаются двигаться в недемократическом направлении. Чего стоит недавно вынесенное решение Конституционного суда Молдавии о том, что любые политические партии, целью которых не является интеграция в Евросоюз, антиконституционны! Я опешил, когда прочёл эту новость. Сейчас мы занимаемся выяснением обстоятельств этого вопиющего решения, если оно действительно такое, как об этом сообщили СМИ (17 октября Конституционный суд Молдавии «опроверг» собственное же заявление на этот счет, однако полного текста соответствующего решения КС так до сих пор и не представил — прим. ИА REGNUM).

Принципы, лежащие в основе процесса «5+2» и отстаиваемые Россией, заключаются в том, что нужно искать особый статус Приднестровья в рамках уважения территориальной целостности Молдавии, которая должна оставаться суверенным государством, имеющим военно-политический нейтралитет (В основе процесса «5+2» лежит принцип поиска политического решения молдавско-приднестровского конфликта без выдвижения предварительных условий, в том числе касаемо принципа «территориальной целостности» Молдавии, с которым категорически несогласна одна из международно признанных и равных сторон переговорного процесса — Приднестровье. Таким образом, объявляя целью урегулирования «территориальную целостность» Молдавии, РФ официально именно что поддерживает одну из сторон конфликта — Кишинев, который имеет ту же цель. На это обстоятельство, в частности, обращал внимание Москвы и МИД ПМР в период пребывания у власти в республике президента Игоря Смирнова — прим. ИА REGNUM). Сейчас же дело пытаются представить другим образом. Во-первых, военно-политический нейтралитет — дело преходящее, ведь конституцию можно и поменять. Во-вторых, возникает много вопросов вокруг сохранения суверенитета и независимости Молдавии, учитывая не только заявления руководства Румынии о том, что воссоединение Молдавии со своей «исторической родиной» — вопрос времени, но и позицию некоторых молдавских руководителей, говорящих примерно о том же. Кстати, в конституционном суде Молдавии из семи членов шестеро — граждане Румынии (в КС Молдавии шесть судей, все шесть — граждане Румынии — прим. ИА REGNUM). Именно они приняли решение, что любая партия, не записавшая конечной целью своего устава вступление в Евросоюз, является антиконституционной.

Когда начинался процесс «5+2», одним из ключевых моментов было условие, что, если Молдавия теряет свой суверенитет и поглощается другой страной, или меняет свой военно-политический статус с нейтрального на блоковый, то приднестровцы имеют полное право принять решение о своём будущем самостоятельно. Мы будем отстаивать эту базовую позицию, с которой всё началось, и с которой все согласились.

Что касается перспектив экономического развития Приднестровья и его сотрудничества с Россией, Таможенным союзом, создаваемым Евразийским экономическим союзом, мы будем это только приветствовать. Надеемся, что молдавские власти не будут чинить препятствия свободным внешнеэкономическим связям Тирасполя. Понятно, что в нынешнем статусе Приднестровье не может вступить в Таможенный союз и ЕАЭС, но в соответствии с Меморандумом от 1997 г. о свободе внешнеэкономической деятельности Приднестровья имеет право на беспрепятственные торговые и инвестиционные связи с Россией, Европой и любым партнёром за границей, в том числе со странами-участницами Таможенного или Европейского союзов. Сейчас эти связи затрудняются, что противоречит Меморандуму.

В ходе сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке я встречался с министром иностранных дел Молдавии Натальей Герман и в очередной раз подтвердил нашу озабоченность таким положением вещей. Те же сигналы мы посылаем и Украине — одному из гарантов приднестровского урегулирования, которая в этом статусе обязана следить, чтобы подписанные ранее документы соблюдались. Будем отстаивать эту позицию. Надеюсь, что Евросоюз осознает пагубность повторения сценария, который произошёл на Украине, потому что такие же планы вынашиваются в отношении Молдавии и Приднестровья — подписано соглашение об ассоциации, вынудившее Россию перейти в торговле с Молдавией с льготного на стандартный режим стран-членов ВТО по целому ряду товарных позиций, что не отвечает нашим интересам.

В Молдавии предстоят выборы. Если я не ошибаюсь, порядка миллиона мигрантов из Молдавии, работающих в России, хотят в них участвовать. Мы готовы организовать всё необходимое, чтобы это голосование состоялось, но пока не видим особого энтузиазма со стороны Кишинёва. Видимо, они не хотят, чтобы эти голоса прозвучали в поддержку более взвешенной позиции, нежели безоглядное устремление на Запад и разрыв всех связей с Востоком. Возникает много вопросов.

Мы бы очень хотели привлечь к конструктивной работе США, являющиеся наблюдателями. Более того, они узурпировали пост представителя ОБСЕ по приднестровскому урегулированию и сами себе его передают — один американец уходит, другой приходит (полевую миссию ОБСЕ в Молдавии на протяжении 20 лет возглавляют представители США — прим. ИА REGNUM). В последний раз, когда происходило переназначение, мы попытались изменить эту традицию. Неправильно, когда одна страна на веки вечные «подбирает под себя» какой-то процесс урегулирования. Но других желающих не нашлось, видимо, была проведена работа, и сейчас представителем ОБСЕ по приднестровскому конфликту по-прежнему является американец. Недавно он сделал первый доклад Постоянному совету ОБСЕ, но этот документ, мягко говоря, не вполне объективный. Учитывая интерес американцев к Приднестровью, в ходе одной из встреч с госсекретарём США Джоном Керри в марте-апреле с.г. я предложил ему рассмотреть возможность совместного заявления, которое излагало бы подходы России и США к ближайшим задачам по восстановлению процесса приднестровского урегулирования. Документ не сложный, на полутора страницах. Потом я ему три раза напоминал, что мы так и не получили реакции. Но до сих пор американцы молчат в ответ на наше предложение. Это к вопросу о том, кто готов к сотрудничеству, кто является «мистером нет», а кто — «мистером да».

Справка ИА REGNUM: Конституционный статус нейтралитета Молдавии последовательно нарушается как действующими, так и бывшими молдавскими властями. Президент Молдавии Николай Тимофти прямо заявил в конце апреля 2014 года, что проголосовал бы за вступление республики в НАТО. А в конце мая Либеральная и Либерал-реформаторская партии Молдавии подали запросы в Конституционный суд с просьбой высказаться относительно возможности присоединения страны к НАТО в условиях провозглашенного в конституции нейтралитета. О том, как и предыдущие, и нынешние, власти Молдавии на практике сближаются с Североатлантическим альянсом см. сюжет ИА REGNUM «Молдавия и НАТО».

Напомним также, что жители Приднестровья уже приняли решение о своем будущем: на состоявшемся 17 сентября 2006 года в Приднестровье всенародном референдуме 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии и последующее свободное присоединение Приднестровской Молдавской Республики к Российской Федерации.