На минувшей неделе к работе в Казахстане приступила обновленная в результате выборов верхняя палата республиканского парламента — сенат, с ходу ратифицировавший соглашение «Об Евразийском экономическом союзе». Считается, что по многим параметрам выборы в верхнюю палату казахстанского парламента выглядели скорее «ритуально-процедурным», нежели политическим событием. Однако обозреватель ИА REGNUM Филипп Прокудин уверен: роль сената политической структуре республики отнюдь не ритуальная — это важнейший элемент безопасности в системе управления страной.

Предвыборную агитацию кандидаты в сенаторы могли вести до 29 сентября, но судя по тому, что средства массовой информации республики в это время ограничивались только сухими сообщениями, информирующими о самом факте предстоящих выборов, претенденты на места в сенате этим правом практически не пользовались.

Вообще же, теоретически возможный «размах» предвыборной «сенатской» кампании можно оценить хотя бы по такому показателю, как установленный законодательством размер избирательного фонда кандидата в сенат. Это могут быть собственные средства кандидата, не превышающие более чем в 200 раз размера минимальной заработной платы (немногим менее 4 миллионов тенге — около 22 тысяч долларов США) либо добровольные пожертвования граждан и организаций республики Казахстан в размере не более пятисот (9,9 миллиона тенге/54 тысячи долларов США). Для сравнения — кандидат в депутаты маслихата может использовать фонд от выдвинувшего его общественного объединения в размере ста минимальных зарплат (2 миллиона тенге/11 тысяч долларов США), добровольные пожертвования — в размере трехсот зарплат (6 миллионов тенге/33 тысячи долларов США). При том, что «вес» сената и маслихатов в политической системе Казахстана несопоставим — зачастую функции местных представительных органов власти сводятся к принятию местного же бюджета, утверждению планов застройки и принятию подзаконных актов. Размер фондов кандидата в президенты отличается, вообще, на порядок — 5 тысяч минимальных зарплат (100 миллионов/500 тысяч долларов США) — собственные средства; (300 миллионов тенге/1,5 миллиона долларов США) — пожертвования.

Сами выборы в сенат прошли почти как техническая процедура, без ажиотажа и особого внимания средств массовой информации и общества. После проведения мероприятия новостные агентства растиражировали в основном рефрен международных наблюдателей: «прозрачные, демократичные, соответствовали законодательству Республики Казахстан». По итогам голосования в маслихатах сменились 8 депутатов сената, четверо были переизбраны. Из новых сенаторов — 5 заместителей акимов (глав администраций) областей, 3 секретаря маслихатов, один — аким области в прошлом, трое — предприниматели. Таким образом, выборы подтвердили, что в какой-то мере сенат играет роль органа региональных элит, представляющих в центре свои интересы.

Мнение экспертного сообщества страны можно свести к замечанию казахстанского политолога Максима Казначеева, сделанному в интервью газете «Капитал»: «Выборы в сенат всегда очень предсказуемы, потому что доминирование в маслихатах, то есть среди выборщиков, есть у одной партии. Соответственно — выборы в сенат и его работа вряд ли могут преподнести какие-то сюрпризы. Эта система отсеивает все неблагонадежные элементы».

В верхнюю палату парламента страны избираются 32 депутата — по два человека от каждой области, города республиканского значения — Алма-Аты и столицы — Астаны. Сенаторы избираются выборщиками маслихатов — местных представительных органов власти. Еще 15 сенаторов назначаются президентом страны (до 2007 года главой государства назначались 7 сенаторов). Кроме того, членами палаты автоматически становятся все бывшие президенты республики.

Помимо довольно необычной для унитарной республики, которой является Казахстан, функции представительства региональных элит сенат имеет и другое важное, даже, скорее определяющее предназначение.

Обычно эксперты больше внимания уделяют фигуре председателя верхней палаты — так как в случае досрочного освобождения от должности полномочия главы государства на оставшийся срок переходят к спикеру. Поэтому назначение в прошлом году председателем сената кадрового дипломата, бывшего министра иностранных дел страны, заместителя генсека Организации объединенных наций Касым-Жомарта Токаева стала поводом для дискуссии в средствах массовой информации и социальных сетях Казахстана: не является ли это назначение первым шагом к большим переменам в стране.

«В нашей политической иерархии нет такого поста, к подбору кадров на который президент относился бы с большей щепетильностью. Поэтому вне контекста всех остальных назначений именно этот пост является потенциально самым ключевым», — прокомментировал тогда это событие меда-порталу «Радиоточка» политолог Данияр Ашимбаев.

Однако и Сенат как орган имеет важную функцию как орган государственной власти в условиях политического кризиса — после конституционной реформы 2007 года в случае роспуска нижней палаты — мажилиса парламента функции по принятию конституционных законов и законов временно, до избрания нового состава мажилиса, выполняет сенат.

Получается, сенат и его председатель могут на переходный период заменять президента и парламент страны. Комментируя эту реформу в интервью агентству «Казинформ», председатель комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Сената Серик Акылбай сделал предположение, что Казахстан как государство будет трансформироваться в парламентскую республику.

Все это позволяет предположить, что верхняя палата парламента Казахстана была «спроектирована» как элемент, повышающий запас прочности всей политической системы страны, дающий дополнительную страховку исполнительной власти от негативных последствий кризисов. Поэтому, несмотря на кажущуюся ритуальность политических процедур, связанных с сенатом, эти процедуры позволяют понять, к каким вызовам готовится руководство страны.