Ведущий украинский производитель авиационной техники, государственное предприятие "Антонов", вступает в очередной кризис, связанный с переделом сфер влияния среди тех, кто сегодня олицетворяет собой власть в Киеве. Уникальный концерн, реализующий полный цикл создания современных высокотехнологичных самолетов от предпроектных научных изысканий до строительства, испытаний и сервисного обслуживания, становится объектом рейдерской атаки, организованной Минпромполитики Украины, чиновники которого стремятся заменить руководство предприятия ради эфемерного "сотрудничества" с Европой.

Очередное "переформатирование" авиационного концерна грозит ему окончательным уничтожением. Судите сами - сегодня, на волне "европейского" энтузиазма в Киеве делаются заявления, полностью исключающие все конкурентные преимущества "Антонова". А президент и генеральный конструктор предприятия, Дмитрий Кива, руководящий концерном с 2006 года и ценой колоссальных усилий обеспечивший жизнеспособность легендарной марки, становится персоной нон-грата, объектом многочисленных нападок и обвинений. В чем его главная "вина"?

Наверное в том, что именно он сохранил производство уникальных самолетов, которые, по выражению бывшего первого зама министра промышленной политики Украины Владимира Рыжова, "как джип - везде проедут". При этом сам Рыжов убежден, что экстренное сворачивание российско-украинского сотрудничества автоматически открывает для "Антонова" новые широкие горизонты на рынках США и ЕС. "До сих пор определенную проблему представляла Россия", - говорит Рыжов. Но для решения этой "проблемы", по мнению украинского чиновника, нужно всего ничего - отказаться от российских деталей и комплектующих, долю которых в производстве двигателей, которые собираются для "Антонова" в Запорожье специалисты уверенно называют "значительной". Очевидно, что такие смелые заявления противоречат не только законам, по которым существует промышленное производство, но и здравому смыслу. Ведь "Антонов" изначально был продуктом кооперации сотен советских предприятий, разделенных впоследствии границами. И только усилиями таких людей как Дмитрий Кива этот грандиозный проект удалось не просто сохранить, но и обеспечить его дальнейшее развитие.

Говорит член экспертного совета Мосгордумы при комиссии по безопасности Дмитрий Ефимов:

"Если посмотреть на сухие цифры, то становится очевидным, что у нынешних киевских властей и их покровителей есть весомые причины для преследования Дмитрия Кивы и других специалистов "Антонова". Кива всегда проводил независимую политику, ставя во главу угла интересы производства и тем самым работая на укрепление системы, доставшейся нам в наследство от СССР. Несмотря на то, что ради сохранения уникального потенциала, накопленного концерном, генеральный конструктор "Антонова" неоднократно вступал в жесткую полемику как с украинской, так и с российской властью, он фактически перенес "центр тяжести" своего предприятия на территорию России. Здесь производство самолетов "Ан" максимально защищено от того хаоса, что царит в украинской внутренней политике. Тем самым Кива спасает легендарную марку от полного уничтожения, ведь, как показал опыт сотрудничества с Airbas, на европейском рынке в "Антонове" видят опасного конкурента, с которым никто не намерен сотрудничать.

Действительно, сегодня самолеты "Ан" собираются не только на Украине, но и на российских авиазаводах в Ульяновске, Самаре и Воронеже. При этом с 1991 года украинские авиастроители построили 22 самолета, шесть из которых (речь о модификациях Ан-148 и Ан-158) созданы уже после распада СССР. За это же время в России построено 65 машин "Антонова". Из них почти половина - 31 самолет Ан-140 и Ан-148 - относятся к новейшим разработкам, созданным в постсоветский период. Таким образом, объемы производства на территории России в разы превышают украинские показатели. Во многом это стало возможным благодаря тому, что еще в 2006 году по инициативе Дмитрия Кивы самарские авиастроители получили проектную документацию на крыло Ан-140, а еще через год уже воронежское предприятие ВАСО получило документацию на крыло и фюзеляж Ан-148. Это позволяет россиянам не зависеть от украинских поставок даже в случае полного их прекращения. В то же время наличие технической документации компании в России служит надежной гарантией существования "Антонова".

При этом, аналогичный опыт сотрудничества с европейцами закончился плачевно для Киева. Получив доступ к проектной документации воено-транспортного самолета Ан-70, специалисты Airbas создали аналогичную модель А-400М. Эта машина явно сделана "по-мотивам" 70-го, но, тем не менее, явно уступает "Антонову" по ряду ключевых показателей, включая грузоподъемность и расход топлива. Но сотрудничества Airbas с Киевом, на которое так надеялись в администрации президента Виктора Ющенко, при котором все происходило, не получилось. Европейцы предпочли запустить в серию свой А-400, дав понять, что от "Антонова" им нужны только бесплатные идеи. Не исключено, что именно это обстоятельство заставило Дмитрия Киву пойти на рискованный шаг в 2012 году, когда он фактически свернул переговоры с США о возобновлении производства легендарного Ан-124 "Руслан". В итоге контракт на производство и модернизацию "Русланов" получил завод "Авиастар" в Ульяновске. Инвестором проекта выступило Министерство обороны России.

Сегодня, когда Запад наращивает давление на Россию путем введения все новых санкций, не лишним было бы вспомнить, что в "послужном списке" Ан-124 числится транспортировка ракетных комплексов "Пэтриот" для Пентагона - на сегодняшний день США не располагают средствами оперативной переброски крупных негабаритных грузов и вынуждены периодически заключать контракты с владельцами "Русланов".

В свою очередь российская сторона также поддерживает интересы ГП "Антонов", в успешной деятельности которого она искренне заинтересована. Фактически все зарубежные контракты "Антонова" обеспечиваются российской "Ильюшин-финанс Ко", что позволяет не только загружать украинские предприятия работой, но и обеспечивать им твердый доход, сохранять уникальные инженерные, рабочие и конструкторские кадры. Похоже, что именно эта хрупкая стабильность стала объектом интереса рейдеров от украинских властей, которые 1 августа атаковали киевский завод "Антонова". В ближайшем будущем предприятие ожидают переговоры о сотрудничестве с ЕС и НАТО, которые заинтересованы в переориентации производства авиационной продукции на западные стандарты. Значительная часть российских предприятий-производителей комплектующих изделий понесет немалые убытки.

Русские, как известно, своих не бросают, а это значит, что российской власти стоит принять все возможные меры по защите "Антонова" и легендарного Генконструктора".