На прошедших в воскресенье, 8 июня, парламентских выборах в Республике Южная Осетия низкая для этой страны явка и 7-процентный барьер в итоге явили миру парламент, который лишь с очень большой натяжкой можно назвать действительно представляющим мнение всех слоев очень политизированного югоосетинского общества. И это при том, что практически ни одна из участвовавших в парламентской гонке партий не представила внятной политической, экономической или социальной программы. Выборы практически без выбора при значительной массе протестного голосования - грустный пейзаж.

Сейчас уже поздно спорить о несовершенстве избирательной системы в РЮО. Любая представительная демократия в современном мире несовершенна, а в Цхинвале эти неидеальные формы к тому же не сочетаются с некоторыми деталями местного менталитета. В свое время отказ от мажоритарной системы в пользу пропорциональной был связан именно с попыткой вывести выборы из-под влияния именно менталитета. Люди голосовали за знакомые, узнаваемые лица, за друзей, родственников, родственников друзей, а также за того замечательного парня, который заасфальтировал дорогу в наше село, надо бы еще спросить как его фамилия, может, мы даже родственники. В этой по-своему трогательной схеме политических ценностей и приоритетов естественным образом растворялась сама идея парламентской представительной демократии. Потому-то в РЮО и необходима была президентская форма правления, если, конечно, президент достаточно силен.

Все прошедшие в парламент политические партии в ходе избирательной кампании декларировали свое намерение изменить избирательную систему обратно на смешанную, с выборами по мажоритарным округам. Для этого надо менять Конституцию и несколько конституционных законов, в частности, целый комплекс актов, связанных со статьей Конституции, гарантирующей гражданам равные избирательные права и возможности. Скорее всего, это станет первым невыполненным предвыборным обещанием партии парламентского большинства.

Никто особенно не скрывает, что для лидера "Единой Осетии" Анатолия Бибилова эти парламентские выборы - репетиция предстоящих через два года президентских выборов. Дойти до них он может сейчас в максимально комфортных для себя условиях, поскольку теперь он лидер доминирующей парламентской фракции с вполне легитимными возможностями для пиара и самопиара. Изменение же закона о выборах повлечет за собой и переизбрание парламента, и не факт, что ему снова удастся победить на одном единственном лозунге, при рекордно низкой явке и вообще без какой-либо программы. Соответственно, исполнять свое же обещание по изменению избирательной системы "Единой Осетии" просто не выгодно. Есть, конечно, вариант, что возвращение мажоритариев будет принято как бы в "отложенном" виде, и вступит в действие на следующих выборах, то есть через четыре года. Но тогда это будет в чистом виде манипуляция сознанием, что некрасиво, но к "некрасивостям" на пути к власти все уже давно привыкли. Не для того политтехнологов нанимают, чтобы они в белых перчатках на шашлык ездили.

Нечто подобное автоматически произойдет и с главным лозунгом "вхождения в Россию". Какие бы доводы ни приводили эти самые несколько местных политологов, поддержанные на территории РФ еще одним политологом и одним журналистом, какие бы научно-практические конференции ни проводились, есть текущая повестка внешнеполитической жизни. Для Москвы в этой повестке категорически нет никакого вхождения в состав РФ вообще кого-либо, а РЮО особенно. Тут Донецк и Луганск никто присоединять не собирается, несмотря на волну патриотизма, а с РЮО и Абхазией разговор особый. И не только по причинам их особого положения в схеме российской внешней политики, но в силу, скажем так, подозрительного отношения к потенциально новому кавказскому субъекту федерации со стороны уже российских избирателей. За последние годы над имиджем РЮО никто так и не работал кроме разве что усиления цензуры. И любви со стороны россиян это не прибавило.

Конечно, "Единая Осетия" может попытаться уже через парламентские институты инициировать проведение референдума. Но эта идея не приветствуется в Кремле, что уже неоднократно доводилось до сведения энергичных инициаторов. И они это даже поняли, красиво спустив все на тормозах. Теперь даже тех людей, кто громче всех в январе обещал немедленно провести референдум, за язык не поймать - попрятались. Представить все это "инициативой снизу" через новый "сбор подписей" тоже проблемно. Достаточно вспомнить тот простой метод получения положительных для себя данных, который молодые активисты "Единой Осетии" использовали недавно. Если человек хотел высказаться против вхождения в РФ, за существование самостоятельной РЮО, они просто уходили, не дав ему поставить галочку в графе против. Так создавалось впечатление, что все "за". Провернуть этот трюк еще раз уже не удастся. Да и в первый-то не очень получилось.

То есть, придется снова сказать, что вхождение - это некий процесс (в начале избирательной кампании говорилось, что это можно сделать мгновенно, вызвав добрую фею), а это будет очередным невыполнением предвыборных обещаний. Но в конце концов кто, когда и где действительно в полном объеме выполнял предвыборные обещания? Есть вещи куда более своевременные и насущные, с которым новому парламенту придется столкнуться немедленно.

Во-первых, это правительство и экономика, от которых никуда не скрыться, как бы ни было увлекательно несколько месяцев спорить ни о чем, то есть об исторических судьбах и геополитике. Лидер партии парламентского большинства уже заявил, что фракция будет представлять какие-то законопроекты, связанные с экономикой, но не уточнил какие. Это нормально, он, скорее всего, сам не знает какие, поскольку в программе партии ничего внятного об экономике не сказано. Даже о той экономике, в которой присутствуют только Инвестпрограмма и проектно-сметная документация.

Между тем, работы для парламента в этой сфере действительно непочатый край. В республике просто отсутствует огромный блок законов и подзаконных актов, крайне необходимых для решения важнейших экономических задач. Это целый комплекс, завязанный на все сферы экономической жизни. Мало кто помнит, что существует постановление еще Верховного Совета от 1992 года, согласно которому в том случае, если в законодательстве РЮО есть лакуна, то в ней должна действовать аналогичная норма российского законодательства. На практике эта схема, изобретенная в военно-полевых условиях, теперь не только не работает, но даже вредит. А некоторые аспекты российско-осетинских юридических и экономических взаимоотношений тормозятся именно из-за несогласованной даже не столько законодательств обеих стран, сколько многочисленных ведомственных подзаконных актов.

В то же время среди необходимых к рассмотрению законопроектов есть и такие, что вызывают серьезную общественную дискуссию, как, например, вопросы собственности на землю, банковских гарантий и прав иностранных инвесторов. В этой обстановке ключевой становится фигура нового спикера нового парламента, потому что при прочих равных можно такие законопроекты пролоббировать, что от инвесторов рожки да ножки обглоданные останутся. В парламент не прошли практически все потенциально рассматривавшиеся на пост спикера фигуры, и это кресло теперь станет объектом серьезных политических торгов с непосредственным участием окружения президента Леонида Тибилова. Кто в этой схватке победит - не очевидно, но хочется болеть за здравый смысл.

Новый парламент может начать процедуру отставки крайне непопулярного правительства Доментия Кулумбегова. Его фигура рассматривалась как временная именно до выборов. Но сейчас в обстановке, когда Москва демонстративно не вмешиваться ни в какие внутренние процессы в республике, кроме поддержания порядка, Кулумбегов может задержаться в кресле премьер-министра надолго. Он "технический премьер", ни с кем не спорит, ничего не добивается, тихо перекладывает заново асфальт в рамках Инвестиционной программы. Вопрос о смене премьер-министра может возникнуть ближе к концу финансового года (сентябрь-октябрь), когда потребуется согласовывать финансовые параметры года нового. Скажет ли свое слово в этом процессе парламент - тоже далеко не факт.

Главная сфера, в которой новый парламент может развить бурную деятельность - это "борьба с коррупцией" и осуществление контрольных функций. Здесь наверняка отличатся все, а не только "Единая Осетия". Вообще, сбрасывать со счетов еще три прошедшие в парламент партии не надо. 14 мест - это суммарно много, если, конечно, представить себе, что столь разновекторные организации смогут объединиться. Учитывая постоянно муссируемые слухи о тех группах или отдельных лица, которые якобы "прячутся" за некоторыми партиями, представить себе такое объединение довольно сложно. Кроме того, у некоторых молодых новых членов парламента замечено искреннее желание что-то изменить в лучшую сторону. Им может не хватать жизненного опыта, но положительный потенциал у них есть. И это радует.

Таким образом, итоги выборов поставили больше вопросов, чем ответили на главный: каково мнение народа Южной Осетии по ключевым вопросов современности. Идеальный вариант развития событий - конструктивная работа парламента именно над текущими проблемами, а не использование его как легальной трибуны для новых предвыборных кампаний.

Евгений Крутиков