Венгерские претензии к Украине придали новое внешнеполитическое измерение украинскому кризису. Подобный ход событий заранее и давно прогнозировался экспертами. 10 мая 2014 года венгерский премьер-министр Виктор Орбан в инаугурационной речи перед новым составом венгерского парламента заявил буквально следующее: "Наши хозяйственные связи мы ставим в центр внешней политики. Продолжаем политику открытости на Восток, усиливаем свое экономическое присутствие, увеличиваем наш экономический вес в Карпатском бассейне. В этом заинтересована Венгрия, наши соседние государства, а также Европейский Союз. Усиление региональных экономических связей не противоречит основной линии национальной политики. Венгерский вопрос со времен Второй мировой войны остается нерешенным. Венгерский вопрос мы считаем европейским вопросом. Венграм Карпатского бассейна полагается двойное гражданство, полагаются коллективные права и полагается автономия. Это наша позиция, которую мы будем представлять в национальной политике (аплодисменты). Для всех актуально положение живущего на Украине 200-тысячного венгерского сообщества, которое должно получить двойное гражданство, должно получить все коллективные права, должно получить возможности самоуправления. Это наши ясные ожидания от новой Украины, которая формируется и которая ощущает нашу поддержку в процессе построения демократического общества".(1)

Означенный фрагмент из речи венгерского премьера вызвал большой резонанс, как на Украине, так и в окрестных с Венгрией странах, поскольку касался украинского кризиса и был созвучен российскому требованию федерализации этой страны. Выступление Орбана вызвало бурное обсуждение в украинском политикуме и комментарии в международных СМИ. Практически все ведущие российские издания уделили внимание речи венгерского премьера, усмотрев в ней созвучие поддерживаемого Россией требования федерализации Украины, на практике означающей предоставление автономии ее отдельным регионам.

Высказывания Орбана стали поводом для обострения дипломатических отношений между Киевом и Будапештом. Посол Венгрии на Украине Михай Байер был вызван для объяснений в МИД Украины. Официальный Киев заявил, что Украина разочарована высказываниями премьер-министра Венгрии, а разговоры об "автономии" нацменьшинств играют на руку пропаганде России. Министр иностранных дел Венгрии Янош Мартоньи ответил, что заявление премьер-министра Венгрии Виктора Орбана не содержит никаких новых элементов в дипломатических отношениях Украины и Венгрии за последние 25 лет. 13 мая 2014 года венгерский МИД вынужденно отмежевался от провокационных заявлений в адрес территориальной целостности Украины, звучащих из уст лидеров венгерской партии Jobbik. Венгерский МИД дополнительно вынужден был разъяснять, что Орбана неправильно поняли из-за неточного перевода. И, отчасти, венгры были правы, поскольку в украинских СМИ понятие "Kárpát-medence" - "Карпатский бассейн" в речи Орбана стали неправильно переводить, как "Карпатский регион", под которым понимается конкретно Закарпатская область Украины. Закарпатье, получившее свое название с точки зрения востока, у венгров в их географическом словаре называется "Карпатье" (Kárpátalja). Между тем, под "Карпатским бассейном" в Венгрии подразумевают Венгерскую равнину - обширную территорию "Великой Венгрии", Венгерского королевства, обрамленную с севера, востока и, частично, с запада горами Карпат. Т. е. в своей речи 10 мая Орбан говорил о Карпатском регионе в широком значении этого слова и вообще о принципах венгерской национальной политики во всех окружающих современную Венгрию странах, на территориях которых проживают этнические венгры, отрезанные мирным договором Трианона в 1920 году от Будапешта. Речь Орбана 10 мая, таким образом, одинаково затрагивала Хорватию, Сербию, Румынию, Словакию, как и Украину, разумеется. Кстати, речь Орбана "правильно" была понята в соседних с Венгрией странах. На нее сразу же отреагировал президент Румынии Траян Бэсеску. В румынском издании Adevarul под заголовком "Следим за Россией, но внимательно смотрим на Венгрию" была опубликована статья, в которой утверждалось, что Орбан с его заявлениями об автономии венгров в Карпатском бассейне дестабилизирует не только Украину, но и весь регион и косвенно угрожает Румынии. Хорватское издание Jutarnji List 12 мая 2014 года на первой полосе утверждало, что венгерский премьер Орбан посягает на хорватские области - Баранью и Меджимурье.

Итак, венгерский премьер в своей речи говорил об общих принципах венгерской национальной политики в Карпатском бассейне - двойном гражданстве, коллективных правах венгерского национального меньшинства и автономии, которая понимается в Венгрии весьма широко - от культурной до территориальной. И только в этом общем "корректном" контексте венгерский премьер и предъявил дополнительно конкретные "пожелания" Украине. При этом, в речи венгерского премьера 10 мая применительно к Украине, справедливости ради, говорилось не об "автономии", а о некоем "самоуправлении" венгров в Закарпатье. С точки зрения самих венгров, параграф из речи Орбана о венгерской национальной политике в Карпатском бассейне рутинен. Без упоминания национальной политики инаугурационная речь венгерского премьера просто непредставима в Венгрии. Все принципы этой национальной политики, заявленные в речи Орбана, были определены еще осенью 2010 года в начале его второго премьерства. Тогда же они стали претворяться. Они хорошо известны всем интересующимся этим вопросом. Поэтому внешне дело выглядит так, будто венгерский премьер 10 мая 2014 года специально не занимался провокацией в адрес кризисной Украины. Он только продемонстрировал перед венгерским парламентом и венграми Карпатского бассейна, которые в новой венгерской конституции 2011 года определены в качестве единой нации, что национальная политика Fidesz, венгерского правительства и лично премьера Орбана остается последовательной и неизменной. И только.

Непропорциональная реакция Киева на речь Орбана выглядит так, будто "соборная Украина", действительно, трещит по швам, и это осознают, прежде всего, в самом Киеве. Но ведь еще в 2011 году официальный Будапешт настоятельно просил официальный Киев создать на территории Закарпатья для местных венгров к очередным парламентским выборам единый притиснянский избирательный округ с центром в Берегсасе (Берегово). Его создание и стало бы исполнением венгерского пожелания об автономии закарпатских венгров. Означенный округ смог бы посылать депутата - этнического венгра - гражданина Украины в Верховную Раду этой страны. Это справедливое, с нашей точки зрения требование, было совершенно проигнорировано тогдашним президентом Украины Виктором Януковичем и правящей Партией регионов. Где теперь тот Янукович и та Партия регионов... Между тем, требование венгерской автономии сейчас вновь поднимается венгерской стороной, но уже в худшей для Киева политической ситуации.

16 мая 2014 года в вечерней пятничной программе на венгерском канале M1 премьер-министр Венгрии Виктор Орбан вновь подтвердил свое предшествующее выступление от 10 мая в стенах венгерского парламента. Это было разъяснение. Вы полагали, что Орбана не правильно перевели, и речь в его выступлении не шла об автономии для закарпатских венгров? Нет, на этот раз Орбан не оставил места для какой-либо двусмысленности, предполагаемой не точным переводом с венгерского. Орбан вновь выступил за автономию "карпатских венгров", т. е. венгров, проживающих в Закарпатской области Украины: "Мы заинтересованы в стабильной и демократической Украине... Тем не менее, ни стабильной, ни демократической не может быть Украина, если она не предоставит проживающим там меньшинствам, национальным сообществам, в том числе, венгерскому сообществу то, чего они заслуживают. Это означает двойное гражданство, коллективные, или общественные права и автономию". Таким образом, по прямому смыслу сказанного, Орбан выступил за "двойное гражданство, коллективные права и автономию" не только для венгров, но и любых других национальных сообществ, проживающих на Украине. Орбан продолжил в этом телевизионном интервью: "Им [венграм] надо знать, а также украинцам, что Венгерское государство всем своим весом стоит за требованием автономии карпатских венгров". Правда, карпатским венграм самим, по мысли Орбана, предстоит избрать подходящую для них форму автономии. Самое существенное в этом выступлении - это заявление о государственной поддержке Венгрией "требования карпатских венгров автономии". При этом формально автономии требует не Будапешт, а сами венгры Закарпатья. Венгерское государство лишь стоит за их спиной, "поддерживая всем своим весом". Поэтому, по логике выступления Орбана, другие заинтересованные государства (читай: Россия) вправе поддерживать требования автономии близких им этнически сообществ на Украине также всем своим весом.

Заявления Орбана в адрес Украины и Карпатского бассейна вызвали известное напряжение в регионе Центральной Европы. Покровительствующий "украинской революции" польский премьер Дональд Туск вынужден был поправлять "неправильные" речи Орбана. 15 мая 2014 года на форуме Globsec в Братиславе венгерский премьер заявил, что венгры на Украине сами определят свое будущее в нужных им формах. Подобно строгому учителю, поляк Туск коротко прокомментировал невмешательство Орбана в украинские дела: "Так-то уже лучше".

19 мая 2014 года в румынском либеральном издании Adevarul появилась статья под заголовком "Венгрия также хочет разорвать на части Украину". Румыны обвинили Орбана в том, что он следует "доктрине Кремля" и поддерживает на территории бывшей Австро-Венгерской монархии, выдвигая на передний план, движения ирредентистов". Заявления Орбана в адрес Украины стали ответом на скандальные послания Жириновского? - задаются вопросом в Бухаресте. В Румынии известно, что накануне скандального выступления в парламенте 8 мая 2014 года в Берлине Орбан на встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель говорил о том, что в случае с Украиной Европа стоит перед долгой и трудной проблемой, и заранее нельзя знать, когда и как Украина станет стабильным и успешным государством.

Итак, Орбан сомневается в жизнеспособности Украины в то время, когда его критики справа - йоббики говорят об искусственном характере этого образования. "Крым - русский, Карпатье - венгерское" - этот лозунг из уст лидеров правонационалистической партии Jobbik уже прозвучал в Венгрии. Если отвлечься от политической конъюнктуры и официальной позиции ведущих венгерских партий и их лидеров, то здесь необходимо уяснить: венгерское общественное мнение твердо считает исторической несправедливостью отторжение в результате Трианона от Венгрии Закарпатской области - "Карпатья" и иную национально-государственную принадлежность этой исторической венгерской области. В этом отношении, действительно, можно говорить об определенной аналогии с отношением к исторической несправедливости в случае с Крымом российского общественного мнения. Венгерские историки давно оспаривают утверждение о присутствии "восточных славян" (чисто научная категория, заметим мы) на территории Закарпатья в момент завоевания венграми Родины на рубеже IХ и Х веков. Венгерские историки доказывают, что русины - православные по вероисповеданию, стали переселяться на территорию Закарпатья, когда оно уже стало составной частью Венгерского королевства. Оставив в стороне, как бесплодные и ангажированные эти дискуссии о том, какой народ в Закарпатье является "коренным", а какой "мигрантом", однако, заметим, что венгерское общественное мнение совершенно не интересуют предъявляемые ему те или иные проценты национального состава населения области, полученные в результате очередной переписи. Кто такие украинцы, в Венгрии слышали, но кто - это такие, знают плохо. Что касается венгерских специалистов этнологов, то они прекрасно знают, что украинская идентичность Закарпатья - явление абсолютное новое, являющееся плодом советской культурной работы и миграций в период УССР. Этническая идентичность является результатом не крови, а культуры, поэтому может быть довольно быстро, по историческим меркам, изменена. Важно здесь то, что в 1945 году на момент присоединения к СССР Закарпатье имело не 100% венгерскую этническую идентичность, но внешне 100% венгерский культурный облик. (2)

На протяжении 1000 лет Закарпатье было неотъемлемой частью Венгерского королевства. С ХVI века на протяжении пары столетий оно было окраиной зависимого от Османской империи венгерского Трансильванского княжества. Здесь сразу необходимо заметить, что в общественном сознании Венгрии по отношению к Трансильвании преобладают яркие национально-культурные мотивы. Трансильвания - особая область венгерского национального духа. В национальной, условно говоря, "мифологии" именно Трансильвания - это главный центр формирования современной венгерской нации, порвавшей с австрийскими Габсбургами. Закарпатье, с этой точки зрения, это не только место, где в Мункаче (Мукачево) прошло детство одного из главных героев национально-освободительного движения Венгрии - князя Ференца Ракоци (1676-1735), но это еще и карпатский Верецкий горный перевал, по которому, согласно преданию, для завоевания Родины прошла кочевая орда венгров. Это та граница, тот предел, за которым азиаты превратились в европейцев.

Отторжение в результате Трианона в 1920 году Закарпатья, как уже говорилось, воспринимается в современной Венгрии, как абсолютная вопиющая историческая несправедливость. Однако чувство чувствам, но по отношению к самому этому событию, по началу, были и вполне рациональные экономические мотивы. В результате отторжения этого района в 1920-х и 1930-х годах Венгрия, пока она не перестроилась, испытывала острейшую нужду в строевом лесе, который давали склоны Карпатских гор. Лесная отрасль на протяжении долгого времени была главной отраслью экономики периферийного для Венгрии края.

Есть и еще один очень существенный момент, о котором следует помнить, но о котором не принято говорить, как о существенном мотиве венгерской политики - о местной "маленькой" геополитике Карпатского бассейна. Дело в том, что на протяжении 1000-летия восточная граница Венгерского королевства проходила по Карпатскому горному хребту. Это есть не просто историческая, а естественная граница Венгрии, которая без существенных усилий с венгерской стороны обеспечивала ее безопасность. В 1920 году граница была чуть отодвинута на запад. В марте 1939 года венгры восстановили ее, с тем, чтобы в 1945 году она вновь была отодвинута в пределы Трианона, но, правда, уже с тем условием, что прямой контроль над Закарпатьем оказался у цивилизационно чуждой Венгрии России, выступавшей тогда в облике СССР. В геополитическом плане Закарпатье стало российским плацдармом - тет-де-пон, с которого СССР проецировал военную мощь в глубоком направлении Европы - в Северную Италию и Южную Германию. "Памятником" этого советского "тет-де-пона" остались ветки железнодорожных путей до горизонта в районе Чопа (Закарпатье) и три десятка ненужных сейчас Венгрии железнодорожных путей на станции города Сольнок (Венгрия), определенного Генштабом в качестве тыловой базы возможного Южного фронта. Здесь надо уяснить, что молниеносная операция "Вихрь" 1 ноября 1956 года по восстановлению контроля СССР над Венгрией не могла бы состояться, не существуй за Карпатами военный плацдарм в виде Закарпатья. Он обеспечивал полный советский контроль над линией коммуникаций через Карпаты. "Первоначально у нас в Венгрии было 2 дивизии, - сообщал 5 марта 1957 года на совещании руководящего состава советских войск в Германии министр обороны маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, - Одна прикрывала австрийскую границу, другая была введена в Будапешт и там рассосалась... Возникла необходимость вывода частей дивизии из Будапешта. Мы вывели эту дивизию. Затем мы скрытно бросили в Венгрию 12 дивизий". Т. е. речь шла о быстрой в течение 10 дней переброске и сосредоточении в Венгрии огромных масс войск и военной техники - в сумме двух армий. Подобная блистательная с военной точки зрения операция, повторимся, была бы невозможна без полного контроля над железнодорожными и шоссейными дорогами, идущими через перевалы в Карпатах, и наличия перевалочных баз при выходе на Венгерскую равнину в Закарпатье. В зиму 1914-1915 года с декабря по март Российской императорской армии потребовалось несколько месяцев упорных и кровопролитных боев в попытке преодолеть Карпатский горный хребет. В итоге выход на Венгерскую равнину не получился. Всего в Карпатской операции русские войска потеряли около 1 млн. человек, австрийцы, венгры и немцы - 800 тыс. человек. В 1944 году успешное преодоление Карпат стало возможно только из-за того, что румыны открыли фронт, и основной удар по Венгрии шел через Трансильванию в обход горных хребтов Карпат.

Сегодня Венгрия связывает свою безопасность с НАТО. Однако подобный подход вкупе с союзническими отношениями в рамках Вышеградской группы не снимает проблему "маленькой" венгерской карпатской геополитики. С точки зрения венгерской национальной безопасности, она была бы более надежно обеспечена на востоке в том случае, если бы была восстановлена естественная граница Венгрии по Карпатскому горному хребту, а потенциально угрожающий Венгрии плацдарм "сил Востока" в виде Закарпатья был бы ликвидирован. Нынешний масштабный кризис на Украине с распадом украинской государственности дает редкий шанс (другого, может быть, и не будет) решить эту крупную проблему "маленькой" венгерской геополитики. С точки зрения серьезной политики Будапешта, Венгрия не нуждается в маленьком притисянском автономном венгерском округе, но - в контроле над всей Закарпатской областью. В противном случае, возникшая политическая турбулентность на Украине рискует превратить край в источник всяческих бед, угрожающих национальной безопасности Венгрии. Перспектива же восстановления контроля новой Российской империи над Закарпатьем вообще должна быть из разряда ночных кошмаров Будапешта. Сейчас Орбан говорит об автономии для венгров Закарпатья, но думает об автономии для всего края при венгерских гарантиях. Однако настоящим экзаменом на государственного деятеля для Орбана должно стать решение проблемы установления прямого венгерского контроля над краем. Сможет этого добиться Будапешт, или нет - зависит от смелости и решимости действовать венгерских неохортистов. В противном случае, это могут попытаться осуществить совсем другие силы в Венгрии. Решающей предпосылкой для решения большой задачи "маленькой" венгерской геополитики должна стать дальнейшая дестабилизация Украины.

1. Мы специально приводим цитаты из высказываний венгерского премьера относительно Украине, поскольку точность перевода в украинских изданиях оспаривалась венграми.

2. С этой точки зрения интересно смотреть советские игровые и документальные фильмы 1950-1960-х годов про Закарпатскую область УССР. Например, для изучения венгерского колорита быта русинских горцев Закарпатья полезно посмотреть художественный фильм "Над Тиссой" режиссера Дмитрия Васильева киностудии "Мосфильм" 1958 года.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B4_%D0%A2%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B9_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM