На минувшей неделе стало известно, что США настойчиво пытаются убедить Францию отказаться от сделки с Россией по продаже двух военных кораблей типа "Мистраль". Во вторник 13 мая 2014 года по итогам переговоров с госсекретарем США Джоном Керри министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус заявил, что Франции удалось найти правильный баланс между "диалогом и твердостью" в отношениях с Москвой. Кому - диалог, а кому - твердость, не ясно, но подобная форма заявления позволяет уверенно предполагать, что контракт с Россией по продаже "Мистралей", заключенный в 2011 году, все-таки будет выполнен Францией.

Во время визита в США в минувший вторник Фабиус предупредил своего коллегу - госсекретаря Джона Керри, что французское правительство примет решение о продаже двух кораблей класса "Мистраль" России в октябре этого года. Ранее, 10 мая, об этом с видимым раздражением сказал в Штральзунде президент Франции Франсуа Олланд на совместной пресс-конференции с канцлером Германии Ангелой Меркель: "Этот контракт был подписан в 2011 году и будет выполнен и погашен в следующем октябре. Пока он не ставится под сомнение".

Госсекретарь Керри на минувшей неделе признал, что США пока не удалось предотвратить эту сделку. Означенный эпизод выглядел особенно двусмысленно на фоне принятия двух уровней санкций против России и угрозы третьим. Эти санкции выглядят слишком абстрактно на фоне продолжающейся конкретной работы по строительству "Мистралей" для российского ВМФ. Во французской Le Monde в комментарии к происходящему на минувшей неделе утверждалось, что во Франции не скрывают того, что США разозлили многих в Париже. "И мы охотно объяснили, что Соединенные Штаты могут позволить себе "поиграть нашими мышцами", потому что они не испытают неблагоприятного воздействие ответных экономических мер России, с которой американцы имеют мало взаимодействия и еще меньше энергетической зависимости", - разъяснила Le Monde позицию Парижа.

Каждая из европейских стран испытывает собственное беспокойство в связи с возможным ущербом из-за политики санкций против России. Британцы опасаются оттока российских капиталов из банковского Сити, немцы и итальянцы - возможных перебоев с поставками энергоносителей. Для Франции проблемой номер один стала конкретная сделка - поставка по контракту России двух военных кораблей типа "Мистраль" за €1,2 млрд.

Вопрос об эмбарго на поставки оружия в Россию был рассмотрен Европейским советом министров иностранных дел в Брюсселе в минувший понедельник. Участники встречи ни о чем не договорились, в том числе, из-за позиции Франции. С точки зрения французов, санкции не должны носить ретроспективный обращенный в прошлое характер. В сложившихся обстоятельствах французы решили затягивать дело до октября 2014 года - 1 ноября является днем сдачи УДК "Владивосток", с тем, чтобы, возможно, под любым предлогом объявить о состоявшейся сделке в самый последний момент, исключив продолжительную в свой адрес критику от своих союзников по НАТО. Случай с "Мистралями" стал типичным примером ситуации, когда деловые интересы европейской страны в отношениях с Россией оказываются выше призывов США применять экономические санкции против нее.

Отметим, что до марта 2014 года тема строящихся для России "Мистралей" была второстепенной в американо-французских отношениях, но после присоединения Крыма к России она вышла на передний план в двухсторонних отношениях. В западной прессе отметили символизм происходящего - второй корабль, строящийся для России во Франции, будет называться "Севастополем". "Мы регулярно и последовательно выражали наше беспокойство в связи с этими поставками еще до последних действий в отношении России, и мы будем продолжать это делать", - заявила недавно куратор европейской линии внешней политики США помощник госсекретаря Виктория Нуланд на слушаниях в комитете по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США.

Правда, США давно предупреждают Францию: продажа двух кораблей России - опрометчивое решение. Благодаря утечкам от WikiLeaks, стали известны некоторые подробности американского противодействия по этой линии. В феврале 2010 года в Вашингтоне за закрытыми дверями министр обороны США Роберт Гейтс говорил своему французского коллеге Эрве Морену, что продажа двух десантных кораблей России "пошлет неверный сигнал России и нашим союзникам в Центральной и Восточной Европе". Эрве Морен в ответ признавал, что предлагаемые России корабли класса "Мистраль" являются "действительно военными кораблями для проецирования силы". Однако Морен тогда в ответ задавал американцу риторический вопрос: "Как мы можем говорить России, что мы хотим партнерства, не доверяя ей".

В ноябре 2009 года посол США в Грузии Джон Басс, комментируя проект "Мистраль" для России, образно обозвал сделку "плохим кораблем для плохой страны в плохое время". "Не только на символическом уровне эта продажа проблематична. Этот тип корабля даст России новые возможности для обеспечения силы, угрозы силой на Черном море", - говорил Бэсс.

В январе 2010 года сотрудник госдепартамента США Уильям Бернс обсуждал в Париже в дипломатическом ведомстве Франции сделку по "Мистралям". Французы заверили его, что она является "жестом доброй воли по отношению к России", чей флот находится в плохом состоянии. Они утверждали, что в случае отказа Франции, подобные корабли русским легко построят Нидерланды или Испания. Американский адмирал в отставке Джеймс Ставридис, командовавший силами НАТО с 2009 по 2013 год, недавно высказал определенное убеждение, что "технологии и возможности, которые имеют корабли типа "Мистраль" не должны передаваться Российской Федерации". Министр обороны Литвы (2008-2012) Раса Юкнявичене в свое время констатировала: "Это ошибка. Это прецедент, когда НАТО и член ЕС продает наступательное вооружение стране, в которой демократия находится не на должном уровне, чтобы мы не чувствовали себя спокойно". Итак, проблема "Мистралей" изначально в критических глазах Запада имела военно-политическую и военно-технологическую составляющую. Кризис в Крыму конца февраля - начала марта 2014 года продемонстрировал, что Россия смогла бы быстрее наращивать свою военную группировку на полуострове, окажись в составе Черноморского флота корабли класса "Мистраль", способные в одиночку за один рейс перевозить батальон пехоты частично с тяжелым вооружением. Кроме того, факт: французы в рамках контракта по "Мистралям" уже передали технологии российским судостроителям (в частности, строительство секциями на разных верфях одновременно), которые могут быть использованы в программе модернизации российских ВМФ при строительстве крупных военных надводных кораблей.

Сейчас во время украинского кризиса Западу нет нужды говорить России о партнерстве, и, несмотря на новые предупреждения США, продажа Францией, по крайней мере, первого "Мистраля" остается в практической плоскости. Первый "Мистраль" - "Владивосток" уже прошел первые ходовые испытания в море и на его борт через пару недель должны прибыть 400 российских моряков для освоения техники. Российские офицеры уже находятся на верфи и ждут матросов. "Владивосток" должен быть сдан России 1 ноября 2014 года. Второй - "Севастополь" - 1 ноября 2015 года.

Сделка по "Мистралям" на сумму €1,2 млрд. между Францией и Россией с самого начала, с 2009 года, вызвала критику в США. Первая администрация президента Обамы высказала вполне определенное отношение к ней. Впрочем, трения по этому вопросу не препятствовали тому, что Франция в период президентства Саркози, а теперь Олланда, следовала в русле внешней политики США. Это касается, прежде всего, французского участия в интервенции в Ливии, готовности Франции присоединиться к США в военной операции в Сирии. Сделка по "Мистралям" с Россией была личным решением президента Франции Николя Саркози, который был заинтересован в привлечении зарубежных покупателей для переживающей кризис судостроительной отрасли промышленности Франции. Сделка по "Мистралям" была и политическим решением президента Саркози, который воспринял ее, как некий личный политический приз из Москвы за свое личное участие в мирном урегулировании российско-грузинского военного конфликта 08. 08. 08. Очевидно, что решение об отмене сделки по "Мистралям" с Россией должен принять другой президент Франции - противник Саркози Франсуа Олланд.

В конце марта этого года в разгар крымского кризиса министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус сообщил, что Париж может рассмотреть возможность отмены договоренностей с РФ по "Мистралям", заранее предупредив, что опасается, как это ударит и по французской стороне. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, курирующий ВПК, подтвердил слова Фабиуса, заметив, что Франция должна либо выполнить свои обязательства по контракту, либо вернуть деньги России и выплатить штраф. После этого министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан официально отложил решение на октябрь 2014 года. Сейчас президент Олланд подтвердил это решение. Окончательное решение, как мы отметили, должен будет принять именно он.

Сделка по "Мистралям" создала тысячу рабочих мест во Франции. Деньги по контракту на строительство двух "Мистралей" распределяются следующим образом: €660 млн. - STX, €430 млн. - DCNS и €30 млн. - Navco (DCI). Более половины суммы по контакту уже перечислено российской стороной. В случае отказа от сделки для занятых французских фирм возникают финансовые проблемы. Потраченные средства придется возвращать России. Французское военное ведомство не может приобрести корабли, поскольку не имеет средств для их содержания по причине сокращения военного бюджета Франции из-за евросоюзной политики экономии.

Французы указывают США на то, что соглашение с Россией предусматривает наказание за нарушение договора о сделке по "Мистралям". Заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов предупредил, что Россия будет отстаивать свои права до конца в соответствии с соглашениями, и, в частности, потребует компенсации за любые убытки, которые могут возникнуть". Он опять напомнил, что штрафы за нарушение договора были включены в контракт 2011 года.

15 мая Financial Times в специальной публикации, посвященной проблеме российских "Мистралей", предложила, как решение, совместную покупку и совместное использование этих кораблей странами ЕС и НАТО. При подобном подходе русские "Мистрали" рискуют стать первыми чисто европейскими кораблями несуществующих военно-морских сил Европейского Союза.

Покупка "Мистралей", если она состоится, станет крупнейшей международной сделкой по вооружениям для России с момента окончания холодной войны. Корабли типа "Мистраль" станут самыми крупными по водоизмещению военными судами иностранной постройки, приобретенными Россией за всю историю российских ВМФ. В свое время сделка по "Мистралям" не была воспринята однозначно в России. В ее адрес звучало достаточно критики. Теперь мы видим, как эти корабли, еще не вступив в строй, уже участвуют в войне на политическом фронте, вбивая клин в американо-французские отношения.

Заметим, что Россия в своей истории имела опыт военно-технического сотрудничества в военном судостроении с Францией. Так, на рубеже ХIХ и ХХ веков во Франции для российского императорского флота были построены крупные корабли: броненосец "Цесаревич" и броненосный крейсер "Баян". Помимо продажи вооружений Францией, как тогда, так и теперь речь шла о передаче России передовых военных технологий. Броненосец "Цесаревич" стал прототипом для построенных в России пяти броненосцев типа "Бородино". Французские военные прозвали свои "Мистрали" "швейцарским армейским ножом" французского флота из-за универсальности этих кораблей. Военный корабль класса "Мистраль" имеет многоцелевое назначение: десантировать на сушу воинские части на катерах и вертолетах, быть вертолетоносцем, быть командным судном и плавучим госпиталем. Постройка двух "Мистралей" в России по французским технологиям могла бы, например, стать подготовкой к постройке легких авианосцев нового поколения для российского флота.

Отметим здесь: особенностью постройки "Мистралей" стало то, что изготовителем кормовой части корпуса является российская компания Балтийский завод, а носовой части - французская компания STX France. Части корпуса, изготовленные в Санкт-Петербурге, буксируются в Сен-Назер во Францию. Во французском Le Monde отметили, что российская сторона получила бóльшую часть проектной документации по "Мистралю". Если французы откажутся от исполнения договора, то они потеряют права на эти документы. Le Monde предупреждает, что теперь русские в случае санкций против них могут строить "Мистрали" и без французского участия.

* * *

Для справки

Мистраль - сильный и холодный северо-западный ветер, дующий иногда с Севенн на Средиземноморское побережье Франции.

Три корабля типа "Мистраль": "Мистраль", "Тоннер" и "Димюд" состоят на вооружении ВМС Франции. Два корабля этого типа - "Владивосток" и "Севастополь" строятся для ВМФ России на верфи в Сен-Назере во Франции и частично на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Контракт на строительство двух "Мистралей" на сумму €1,2 млрд евро был подписан в июне 2011 года. Строящиеся во Франции "Владивосток" и "Севастополь" планируется использовать в составе Тихоокеанского флота. Они должны "проецировать" военно-морскую мощь на Курилы. Впрочем, планы по их базированию могут быть изменены. Корабли, строящиеся для России, отличаются усилением бортов, что позволит использовать их в северных широтах, во льдах Арктики. Следовательно, не исключено базирование "Мистралей" или их применение в составе Северного флота ВМФ РФ. Планировалось строительство еще двух кораблей типа "Мистраль" на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в России.

Россия приобретает у Франции "Мистраль" со всем навигационным и технологическим оборудованием, включая боевую навигацию. Вооружение и вертолеты на российских "Владивостока" и "Севастополя" будут российского производства.

Универсальный десантный корабль ВМФ России типа "Мистраль" имеет следующие ТТХ:

- водоизмещение: 16 500 т (стандартное), 21 300 т (полное), 32 300 т (предельное);

- длина корпуса 199 м;

- ширина корпуса 32 м;

- высота корпуса 64,3 м;

- высота борта на уровне полетной палубы - 27 м;

- осадка при водоизмещении 22 600 т - 6,42 м;

- площадь вертолетного ангара - 1800 кв. м;

- мощность двигателей - дизель-генераторов 20 400 л. с.;

- максимальная скорость хода при осадке 6,42 м - 18,8 узлов;

- дальность плавания - 10 700 миль при скорости в 15 узлов;

- автономность плавания - 30 суток;

- экипаж 160 человек (20 офицеров);

- число пассажиров (десанта) - 450 человек (кратковременно до 900 человек);

- вооружение: Club-K, 2 × 6 30мм АК-630М, 2 × ПУ ЗРК Гибка с ПЗРК "Игла", "Севастополь" - 16 вертолетов (8 Ка-52К и 8 Ка-29 или Ка-27); "Владивосток" - 30 вертолетов (Ка-52К и Ка-29).

Десантно-высадочные средства: 4 десантных катера проекта 11770 "Серна" или 2 десантных катера проекта 21280 "Дюгонь".

"Владивосток" заложен 1 февраля 2012 года на верфи компании STX France. 1 октября 2012 в Санкт-Петербурге на стапеле ООО "Балтийский завод" была заложена кормовая часть. 26 июня 2013 кормовая часть корпуса была спущена на воду в Санк-Петербурге и в июле отбуксирована в Сен-Назер.16 октября 2013 года"Владивосток" был спущен на воду в Сен-Назере.

Первый испытательный выход в море состоялся в марте 2014 года. Сдача "Владивостока" запланирована на 1 ноября 2014 года, после чего корабль осуществит переход в Кронштадт. Для дооснащения и вооружения "Владивосток" будет отправлен на петербургский завод "Северная верфь".

"Севастополь заложен 18 июня 2013 года во Франции, в Сен-Назере, на верфи Chantiers de l'Atlantique. Кормовая часть заложена отдельно 4 июля 2013 года на ОАО "Балтийский завод". 30 апреля 2014 года корма была спущена на воду. Транспортировка кормы в Сент-Назер запланирована на июнь 2014 года. Сдача "Севастополя" запланирована на 1 ноября 2015 года.

Европейская редакция ИА REGNUM