4 апреля стало известно, что Украина уже очень скоро прекратит военно-техническое сотрудничество с Россией. Решение об этом принял де-факто премьер-министр Украины Арсений Яценюк. При этом украинская сторона рассчитывает "перенаправить экспортные потоки на восточные рынки". В связи с этими возникает закономерный вопрос: к чему приведёт для обоих государств данное абсурдное и исключительно эмоциональное решение?

Для начала, надо обратить внимание на историю ВТС РФ и Украины, а также его нынешнее состояние.

На момент распада СССР, на Украине действовало почти 3600 предприятий военно-промышленного комплекса, и ещё 139 научных организаций, разрабатывающих новые образцы вооружений. Доля ВПК в украинской промышленности составляла не менее 35%. Треть космической промышленности СССР досталась Украине. Однако из-за бездарного менеджмента и политики уже к 1997 году подобных предприятий стало в 5 раз меньше, а к 2010 году действующих производств осталось всего около 140.

По сути произошедший с ВПК Украины крах можно объяснить нежеланием выстраивать нормальное сотрудничество с российскими предприятиями, бесконечными метаниями из стороны в сторону - в зависимости от предпочтений находящихся у власти людей. При этом практически все попытки кооперации с западными компаниями закончились полным провалом, к примеру, Украина участвовала в проекте создания военно-транспортного самолёта Airbus A-400M, однако сразу же после передачи чертежей и документации ГП "Антонов" был исключён из проекта. При этом самолёт получился очень даже похожим на то, что предлагал "Антонов". Подобных примеров можно привести ни один, и не два.

Одновременно с этим власти Украины делали всё, чтобы разрушить кооперацию с РФ. Было запрещено использование тренировочного центра для палубных истребителей ВМФ РФ НИТКА (правда, теперь он находится в российском Крыму), России всё время отказывали в продаже на нормальных условиях недостроенного крейсера проекта 1164 "Украина", который так и остался ржаветь. Совместные проекты РФ и ГП "Антонов" так и не были доведены до ума - хотя тот же уникальный проект транспортника АН-70 мог бы иметь огромное количество заказов по всему миру. Восстановления производства Ан-124 "Руслан" (самый большой самолёт в мире) так же не произошло, вследствие чего РФ уже ведёт работы для того, чтобы самой производить эти машины, без всякого участия украинской стороны в лице "Антонова". И это только вершина айсберга.

В итоге РФ последние годы вела планомерную работу по созданию собственных производств тех компонентов, которые производят предприятия ВПК Украины. Кроме того, практически ни в одном современном проекте не используется продукция украинских предприятий - это касается в первую очередь современных межконтинентальных баллистических ракет (Тополь-М, Ярс, новый железнодорожный ракетный комплекс), зенитно-ракетных комплексов (последние модификации С-300 и С-400) и авиатехники.

Теперь рассмотрим, к чему же для обеих сторон приведёт разрыв ВТС. Для РФ это будет достаточно болезненный удар, но поправимый в ближайшие несколько лет. Наиболее зависима от украинского ВПК авиационная техника, и в первую очередь это касается вертолётов. Основной для линейки боевых вертолётов Ми-24 и транспортников Ми-8 двигатель ТВ3-117 (и его различные модификации) производит только запорожское предприятие "Мотор Сич". Двигатели для транспортных самолётов "Антонова" тоже производит эта компания. Стоит отметить, что РФ останется без комплектующих для вертолётов не на долго - ТВ3-117 будет производить ОАО "Климов" уже с 2015 года. Стать полностью независимой от продукции "Мотор Сич" Россия сможет не раньше 2018 года.

Кроме того, проблемой станет техническое обслуживание тяжёлых жидкостных МБР Р-36М2 "Воевода" (самая мощная МБР в мире - несёт до 10 термоядерных боеголовок), детали для которого производит легендарное КБ "Южное". Надо сказать, что и в этом направлении ведутся работы - ориентировочно в 2018-2020 годах на вооружение РВСН РФ начнёт поступать замена легендарной "Воеводе" - МБР "Сармат". В создании ракеты КБ "Южное" никакого участия не принимает.

Что касается других продуктов производимых ВПК Украины и необходимых РФ - то тут создание собственных аналогов не займёт большого времени - в среднем 1-2 года.

Как можно заметить, Россия к разрыву ВТС с Украиной была частично готова. Минус в том, что для ускорения ведения работ по некоторым проектам придётся вложить достаточно крупные средства. Зато по прошествии нескольких лет у России будет полный цикл производства практически любой техники.

Что касается последствий для Украины - они будут катастрофическими, причём ущерб будет непоправимым. Достаточно привести лишь две цифры. 70% компонентов производимых на Украине вооружений закупаются в России. Без этих поставок Украина, по сути, сможет только производить танк Т-84У "Оплот" в мелкосерийных количествах. При этом более 50% украинского экспорта военной продукции приходится на Россию.

О каких "восточных рынках" сбыта в такой ситуации можно говорить, не вполне понятно. Страна в одно мгновение лишается 50% рынка сбыта и возможности производить серьёзную технику в принципе. Некоторый спрос на двигатели производства "Мотор Сич" из стран, эксплуатирующих вертолёты производства СССР/РФ, конечно, будет, но это жалкие цифры по сравнению с контрактами из России. То же самое касается и продажи комплектующих и боеприпасов для другой советской техники.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что украинский ВПК ждёт полный и окончательный крах. И так приходящие в упадок предприятия останутся простаивать и вскоре будут закрыты. И что самое печальное, возможности одуматься тоже не будет - доверие к украинской стороне министерство обороны РФ уже и так потеряло и восстанавливать ВТС вряд ли будет. Так что новым де-факто властям в Киеве стоит подумать о своих действиях, отбросив в сторону эмоции. В противном случае тысячи людей довольно скоро останутся без работы. А на фоне подорожания цен на газ, остаткам всей когда-то могучей промышленности Восточной Украины придёт конец (стоит отметить, что крупнейшие предприятия ВПК также находятся на Юго-востоке). Может в этом и состоит цель США и их европейских партнеров на Украине? Но каким образом это входит в интересы самого украинского государства - совершенно непонятно. Конечно, это в том случае, если данное государство еще продолжает существовать, что на сегодняшний день не является столь уж очевидным фактом.

Леонид Нерсисян - военный обозреватель ИА REGNUM