Участники международного подводного поискового проекта "Поклон кораблям Великой Победы" совместно с ОАО "АК "Транснефть" и Русским географическим обществом реализовали исследовательский проект по изучению боевого корабля Императорского флота России XIX века "Лефорт" и создали первый в России виртуальный музея этого корабля, который позволит всем желающим совершить на него виртуальную экскурсию. Презентация виртуальных экскурсий для журналистов, аниматоров 3D-моделей и специалистов музейного дела состоялась сегодня, 13 февраля. В презентации приняли участие Герой Советского Союза, Герой России, специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, вице-президент Русского Географического общества, академик Артур Чилингаров, глава координационного совета экспедиции "Поклон Кораблям Великой Победы", представитель от Государственной Думы в Постоянной делегации ФС РФ в Парламентской ассамблее Совета Европы, генерал армии Николай Ковалёв, руководитель экспедиции, дайвер Константин Богданов и директор Анимационной студии по созданию 3D-модели парусника Александр Морев.

Фото Евгения Штиля

Как ранее сообщало ИА REGNUM линейный корабль XIX века Императорского Балтийского флота "Лефорт" был обнаружен 4 мая 2013 года в результате тщательной поисковой работы на дне Финского залива Балтики вблизи острова Большой Тютерс. О прошедшей с момента открытия корабля работе рассказал руководитель экспедиции дайвер Константин Богданов: "За минувшее время поисковики экспедиции "Поклон Кораблям Великой Победы" провели 4 серии подводных исследований, в результате чего получены полноценные профессиональные фото- и видеоматериалы, которые позволили выступить с инициативой о создании виртуального музея корабля "Лефорт". Эта инициатива была изложена оргкомитетом проекта президенту России Владимиру Путину, во время его визита на остров Гогланд, и получила его полное одобрение. Финансовое обеспечение взяла на себя российская компания ОАО "АК "Транснефть". Итоги нашей девятимесячной работы вы можете теперь увидеть сами. Но парусник "Лефорт", конечно же, требует продолжения исследований, и нынешний подводный сезон мы снова посвятим ему".

Александр Морев рассказал, что виртуальный музей включает в себя интернет-сайт www.lefortship.ru, на котором представлены 3D-панорамы лежащего на дне Балтики линкора, ряд видеосюжетов в HD-качестве, которые позволяют зрителю словно бы самому погрузиться на 67-метровую глубину, исторические данные об этом корабле и максимально полный на данный момент список погибших членов экипажа и пассажиров корабля. Скажу, что нами проделана сложнейшая анимационная работа поистине мирового уровня, которая включала в себя использование отснятого на дне моря фото- и киноматериала и архивные чертежи "Лефорта", которые нам любезно предоставил музей Военно-Морского флота России".

На презентации была поднята проблема угрозы разграбления найденного парусника "чёрными" дайверами или подводными аппаратами. В ответ на это Артур Чилингаров отметил, что "район, где лежит линкор "Лефорт", закрыт для свободного плавания, контроль за районом лежит на российских пограничниках и никто посторонний не сможет попасть к этой братской могиле русских моряков. На сентябрь этого года намечена торжественная церемония прощания с погибшими, которая пройдёт на самом высоком уровне".

Николай Ковалёв подчеркнул, что "парусник "Лефорт" является братской могилой и всякая попытка проникнуть на него с преступными целями именно так и рассматривается - как попытка разграбить братскую могилу, и только так!". Почётные гости, как и все зрители презентации проекта, с восхищением ознакомились с виртуальной экскурсией на "Лефорт".

Касаясь развития этого первого в России виртуального музея погибшего военного корабля, руководитель экспедиции рассказал, что "во-первых, мы надеемся найти потомков тех моряков и пассажиров, кто погиб на "Лефорте". Во-вторых, готовятся к выходу на экраны несколько фильмов об этой нашей находке. Также, новые наши погружения в наступающем подводном сезоне принесут, конечно же, новые открытия, мы сделаем новые фото- и киносъёмки, тем самым будет пополнен виртуальный музей "Лефорта" и этим мы постараемся создать всеобъемлющую картину уникального объекта, когда не будет даже возникать желания что-либо поднять с корабля. Ну, и конечно же, экспедиция "Поклон Кораблям Великой Победы" продолжает поиски других погибших кораблей: в этом году нашему проекту исполняется 10 лет, и мы уверены, что к юбилею сделаем себе и всем неравнодушным к истории людям новые подарки-открытия на дне моря".

Линейный корабль "Лефорт" относился к линейным кораблям 84-пушечного ранга типа "Императрица Александра". Всего 8 линейных кораблей этого типа было построено в Санкт-Петербургском Новом адмиралтействе в период между 1826-1844 гг. 9 сентября 1857 года (22.09.1857 по нов. стилю), воспользовавшись попутным юго-западным ветром, отряд в составе однотипных линейных кораблей "Лефорт", "Владимир" и "Императрица Александра" вышел из порта Ревель в порт Кронштадт для перехода на зимовку в связи с окончанием летней компании. Утром 10 сентября ветер переменился на норд со шквалами и снегом. Переходя с галса на галс, эскадра пыталась удержаться на месте между островами Гогланд и Большой Тютерс. Примерно в 7.30 утра, во время очередного поворота на новый галс, порыв ветра положил "Лефорт" на левый бок. Проведя некоторое время в этом положении, корабль опрокинулся и исчез под водой. Никто не спасся, с кораблем утонули: командир - капитан 1-го ранга Кишкин, 12 офицеров, 743 матроса, 53 матросские жены и 17 детей, всего 826 человек. До гибели в 1994 году пассажирского парома "Эстония", гибель "Лефорта" была самой крупной морской трагедией на Балтике в мирное время. Эта трагедия в своё время всколыхнула весь мир. Соболезнования семьям погибших шли со всей России и из многих стран Европы. Писатели, поэты и художники посвятили трагедии множество произведений искусства. Всем известно полотно великого художника И. Айвазовского созданное мастером под впечатлением от известия о трагедии (1858). Линейный корабль Императорского Балтийского флота "Лефорт" обнаружен экспедицией "Поклон кораблям великой Победы-2013", проводившейся при поддержке ОАО "АК "Транснефть", 4 мая 2013 года при обследовании гидролокатором дна Балтийского моря севернее острова Большой Тютерс. Обнаружение "Лефорта" произошло параллельно с поисками погибшей в 1942 году подводной лодки Щ-320. Эта экспедиция была включена в перечень благотворительных проектов "ОАО "АК "Транснефть", посвящённых сохранению истории и исторических памятников России. В результате первой серии подводных исследований легендарного парусника экспертами проекта "Поклон Кораблям Великой Победы" были опровергнуты некоторые версии о причинах его гибели.