"Речь идёт о чиновничьих замыслах. Со времён Салтыкова-Щедрина чиновники всегда отличались удивительной, стращательной инициативой. Они всё, что угодно могут делать - даже экспортировать красную икру на Дальний Восток. Почему бы и нет? Вот, есть своя, белорусская икра "Санта Бремор", минтаевую икру будем экспортировать", - заявил 3 февраля корреспонденту ИА REGNUM белорусский экономист Леонид Заико, говоря о последних визитах российских губернаторов в Белоруссию.

Напомним, 3 февраля Александр Лукашенко, принимая в Минске делегацию Амурской области во главе с губернатором Олегом Кожемяко, заявил, что в Амурской области может быть построен "красивый поселок по-белорусски" из белорусских щитовых домиков и домиков из бруса. До этого, 30 января в Минске Александр Лукашенко принял делегацию Ярославской области во главе с губернатором Сергеем Ястребовым, заявив, что с российскими регионами ему легче договариваться, чем с правительством РФ. Лукашенко заявил Ястребову, что гораздо предпочтительнее объединение белорусского госпредприятия "МАЗ" не с российским "КАМАЗ", а с ОАО "Автодизель" (Ярославский моторный завод, входит в "Группу ГАЗ").

По мнению Заико, во время встречи Лукашенко с Кожемяко речь могла идти не о привычных для белорусов щитовых домиках, а об изготовленных по канадской технологии домов из сендвич-панелей. Возможно, чиновникам следовало бы пояснить общественности свои намерения, т.к. немало задумок белорусских чиновников закончились фиаско, считает Заико: "Иранские автомобили собирали, покупали автомобили в Северной Корее - люди фантазийные".

В контексте новостей о зачастивших в Минск губернаторах речь уместно вести о том, что постсоветская республика нуждается в российских регионах как рынке сбыта своей продукции, которую сложно продать в других странах, подчеркнул Заико. Эксперт констатировал: "Чиновники выполняют указание Лукашенко активизировать все формы общения, связи и прочее. Возможно, это не инициатива российских губернаторов, а инициатива кластера белорусских чиновников, которых Александр Лукашенко резко обязал: "Ищите деньги, ищите, что продать". Чтобы все занимались продажами белорусской продукции, причём продавали всё, что угодно - женское бельё, щитовые домики, тракторы, тяжелые тягачи под ракеты "Искандер" - всё, что можно продать".

"Белоруссия сейчас имеет самые плохие показатели сред стран СНГ по росту ВВП, промпроизводству, инфляции, экспорту. Чиновники белорусские, включая главного чиновника, об этом либо не знают, либо не хотят знать. Надо бы честно признаться: "Ребята, мы полностью пролетели, как фанера над щитовыми домиками",- считает белорусский экономист.

"По итогам 2013 года Белоруссия недополучила $8-9 млрд от внешних продаж, в связи с чем ощущается нехватка валюты", - добавил эксперт, напомнив о несбывшихся официальных "планах, которые казались реалистичными".

"Нужны деньги - любые, рубли, доллары. Поэтому дано указание отправить гонцов по всем краям - в Африку, в Азию, в Индонезию. В Китай ездил премьер-министр искать деньги", - напомнил эксперт о состоявшемся 19-23 января визите в Пекин председателя Совмина Белоруссии Михаила Мяснковича. "Сейчас Белоруссии нужны деньги. Владимир Путин обещал $2 млрд, но Белоруссии нужно как минимум $5-6 млрд для того, чтобы Александр Григорьевич мог сказать, что в Белоруссии живут лучше, чем в России", - заявил белорусский экономист.

"Стоимость рабочей силы в Белоруссии в 2,2 раза ниже, чем в России, средняя зарплата ниже. Поэтому издержки на белорусскую продукцию, теоретически, должны быть ниже, чем на российскую продукцию и этим надо пользоваться, - сказал Заико, отметив, что практически разница в издержках может быть менее существенной, т.к. "в России не любят платить налоги".

Встречаясь 3 февраля с Лукашенко, губернатор Амурской области заявил, что российский регион испытывает дефицит сухого молока. Эту проблему предложил решить глава Минсельхозпрода Белоруссии Леонид Заяц, сообщивший в ходе переговоров, что уже прорабатывается вопрос создания совместного предприятия по переработке молочной продукции с последующей ее поставкой не только на рынок Амурской области, но и сопредельные страны, в частности - в Китай.

Учитывая, что Китай является одним из крупнейших поставщиков продовольствия в Амурскую область, в т.ч. осуществляя поставки сухого молока, Заико отметил, что "в Китае не знают, что такое сметана, но хорошо научились делать соевое молоко", а проект производства в Амурской области молочных продуктов из белорусского сухого молока выглядит анахронизмом. При этом он напомнил, что несколько лет назад Белоруссия продала в Японию сухого молока примерно на $30 млн.

"В Белоруссии, насколько мне известно, лишь одна компания производит все свои продукты из свежего молока, а не из сухого (порошкового) - "Савушкин продукт", - сказал эксперт. - Гораздо эффективнее было бы содержать свои тучные стада на Дальнем Востоке и там перерабатывать молоко - проект не так уж плох. Что касается продаж сухого молока, то этим какие-то цели будут достигнуты, потому как сухое молоко востребовано в определённых сегментах пищевой промышленности".

"Дискуссия о сухом молоке - это вчерашний день, - добавил Заико. - Закупать в Белоруссии сухое молоко и делать в Благовещенске или Комсомольске-на-Амуре молочные продукты - это проекты из XIX века".