История Ленинградской блокады стремительно мифологизируется, становится в один ряд с реконструкциями рыцарских времен или Наполеоновских войн, оставшись, по сути, так и не осмысленной. Как сообщает сегодня, 25 января, корреспондент ИА REGNUM, именно такое впечатление складывается после посещения смольнинского культурного проекта "Улица Жизни", который развернулся в праздничные дни с 25 по 27 января - в Дни, когда город отмечает 70-летие снятия Ленинградской блокады, на улице Итальянской, которая в годы войны носила название улица Ракова, на которой стоял и стоит сейчас Дом радио - Радиокомитет,

Люди толпятся, фотографируются у бутафорских ежей и надолбов (сделаны из дерева и пластика), подлинных мотоцикла, зенитки, полуторки стоят в очередь, чтобы попасть в старый трамвай и троллейбус, и радостно звонят в его трамвайный сигнальный звонок. Фотографируются в обнимку с одетыми в военную форму волонтерами - как с ряжеными Петрами у петергофских фонтанов... У Малой Садовой громкая трансляция хроники войны по радио мешается со звуковой рекламой близлежащих магазинов, которую никто не удосужился отключить.

В этом же время на плазменном экране - страшная хроника блокады, фотоколлажи Сергея Ларенкова, на которых страшное прошлое проступает сквозь современность города. На фанерных щитах - патриотические плакаты военных лет, скопированные на ксероксе объявления об обмене вещей на продукты ( копий жутких объявлений о том, что за хлеб могут похоронить или на хлеб меняют гроб не было - прим. ИА REGNUM). Фотографируются у памятника Тургеневу, заложенного мешками с песком, многие искренне считают, что так и было тут в блокаду - а памятник установлен в 2001 году. "Мама, а это все в твоем детстве было?", - спрашивает ребенок лет шести у тридцатилетней женщины. "Нет, что ты, очень давно", - отвечает она.

Синтетическими лентами белого цвета "заклеены" огромные окна Шуваловского дворца. Закрыт бутафорской зеленой сеткой работающий ларек с горячими блинами. На малой Садовой дикое сочетание - взгляд падает на "ежи" и световую рекламу ресторана поблизости.

Один из волонтеров-студентов, которые действительно абсолютно бесплатно и добровольно проводят экскурсии, Вячеслав Крымов из Университета кино и телевидения, знает о блокаде не очень много, хотя родился в Петербурге. Экскурсию ведет доброжелательно, ту информацию, которую волонтерам раздали, выучил. Волонтеры, кстати, действительно работают хорошо - объясняют, как эвакуировали детей, как работала Ладожская трасса.

Самым удачным в проекте "Улица Жизни" оказалась стена, на которой - подлинные фото и копии подлинных документов. Тут и список наиболее пострадавших зданий и памятников, и список адресов районных моргов, в который, кстати, включена и не разрушенная тогда еще церковь на Фарфоровском кладбище (а как долго нынешние городские власти пытались доказать градозащитникам обратное - что никого в блокаду там не хоронили - прим. ИА REGNUM.).

Утром на Итальянскую пришел вице-губернатор Василий Кичеджи: "Полагаю, что все споры о том, нужен ли городу такой проект, должны утихнуть, потому что за проект проголосовали сами горожане тем, что пришли сюда в выходной день, здесь создана не блокадная улица, именно "Улица жизни", здесь рассказывается о том, как Ленинград выжил, выстоял и одержал победу над жестоким врагом".

Понятно, что это "не блокадная улица", но вот насколько фотосессии - с улыбкой на фоне бутафорского ежа и старого трамвая - дадут импульс к изучению того, какую трагедию в действительности пережил Ленинград, хоть немного подвигнут на чтение подлинных блокадных дневников ленинградцев и понимания собственной истории?