Москва и Минск не договорились об объеме поставок российской нефти в Белоруссии на 2014 год - переговоры продолжаются. Стороны договорились лишь об объёме поставок в I полугодии 2014 года на уровне 11,5 млн т. Об этом 27 декабря в Минске на пресс-конференции "Российско-белорусское взаимодействие: итоги 2013 года" заявил посол России в Белоруссии Александр Суриков, передает корреспондент ИА REGNUM 27 декабря. "Окно переговоров не закрыто", - заявил Суриков, оценивая обсуждение Москвой и Минском объёмов поставок российской нефти на 2014 год. Посол отметил, что руководство Белоруссии запрашивает 23 млн т российской нефти на будущий год, а российская сторона готова поставить лишь 21 млн т, отметив: "Но не от того, что мы не хотим. Тут колоссальные обязательства перед нашим соседом Китаем, причем они кратно растут, а объем добычи так не увеличивается".

Тем не менее, отметил посол, российская сторона пошла на подписание баланса на I полугодие 2014 года исходя из объёма, запрашиваемого белорусской стороной на весь следующий год. Суриков подчеркнул: из года в год поставки российской нефти в Белоруссию наращиваются.

Комментируя взаимосвязь увеличения нефтяных поставок в Белоруссию от готовности официального Минска решать вопросы белорусско-российской промышленной интеграции, Суриков сослался на мнение зампреда правительства России Аркадия Дворковича, который считает, что поставки российской нефти следует рассматривать как "понуждение к приросту самодостаточности" постсоветской республики. Не только зампред правительства РФ, но и сам Суриков считает, что все усилия России в отношениях с Белоруссией направлены на то, чтобы экономика Белоруссии стала самодостаточной и уровень жизни её населения вырос.

По словам Сурикова, Москва готова принимать платежи в расчётах за нефть и газ в российских рублях, однако официальный Минск запросил $2 млрд, а не эквивалентную в российской валюте сумму. Отвечая на вопросы журналистов, представитель МИД РФ отметил, что с началом работы Евразийского союза Белоруссия может существенно сэкономить на уплате нефтяных пошлин в российский бюджет, т.к. в документах об образовании союза указана "нулевая пошлина".

Напомним, в протоколе, подписанном 18 декабря в Москве по итогам совещания представителей Минэнерго РФ и госконцерна "Белнефтехим", сказано: поставки российской нефти в Белоруссию в 2013 году могут составить 21 млн т, а в I полугодии 2014 года - 11,5 млн т. В свою очередь белорусская сторона обеспечит ежемесячные поставки в Россию 100-110 тыс тонн автобензинов ежемесячно. В 2012 году официальный Минск отказался от демонстрации своей "нефтяной независимости" от России и прекратил закупки нефти у Венесуэлы и Азербайджана. Экспорт нефтепродуктов в Евросоюз является важнейшей статьёй пополнения госбюджета РБ. Внутренние потребности Белоруссии в нефти оцениваются в 6,5-7 млн т. Собственную нефть ("речицкую") Белоруссия в сыром виде экспортирует в Евросоюз, туда же уходит большая часть нефтепродуктов, вырабатываемых из российской нефти.

Как сообщало ИА REGNUM, в 2013 году Россия подписывает с Белоруссией поквартальные балансы поставок российской нефти, учитывая последствия ликвидированной в 2012 году "растворительно-разбавительной схемы". Данная схема пополняла госбюджет Белоруссии в ущерб российскому бюджету за счёт экспорта с белорусской территории нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, за пределы Таможенного союза без уплаты вывозных пошлин в бюджет РФ.

Россия беспошлинно поставляет нефть на оба белорусских НПЗ. При реэкспорте российской нефти, а также экспорте нефтепродуктов, выработанных из неё за пределы Таможенного союза, Белоруссия перечисляет в российский бюджет вывозные экспортные пошлины, отмены которых добивается официальный Минск (в 2012 году перечислено $3,8 млрд). Кроме того, белорусская сторона обязалась поставлять на российский рынок часть нефтепродуктов, выработанных из российской нефти.

Александр Лукашенко 11 октября в Минске на пресс-конференции для российских журналистов прокомментировал проблему перечисления в бюджет России пошлин при экспорте нефтепродуктов, произведённых в Белоруссии из российской нефти. Он сказал: "4 млрд. долларов - в бюджет! А если бы они остались в стране - я бы построил здесь уже Эмираты! Только за это! Но нам: "Отдайте". Правда, Путин пообещал: с 1 января 2014 года всякие изъятия, - говорит, - снимаем, на равных и так далее". Если мы хотим развивать Таможенный союз и создавать единое государство экономическое - Евразийский экономический союз, то надо делать: мы снимаем все преграды, Казахстан снимает и Россия снимает. И мы от этого всë равно получим эффект и ничего не потеряем. В противном случае, мы никого в этот Таможенный союз не затянем, если мы не будем видеть результат от него. Это же чистая экономика, это не политика. В политике у нас слава Богу. И в политике, и в военно-политическом отношении - у нас тут торга и вопросов нет. А экономика, торговля - это и есть торговля".