Татарстан в последнее время зарекомендовал себя не только как спортивный регион, но еще и как активно претендующий на статус инновационного центра России. Чем подтверждены такие амбиции и насколько достижимы поставленные руководством республики цели. Об этом своими размышлениями с ИА REGNUM поделился член-корреспондент Академии наук Татарстана, доктор экономических наук Вадим Хоменко.

ИА REGNUM: По итогам 9 месяцев 2013 года в большинстве регионов РФ отмечается рост бюджетного дефицита и госдолга. Как отмечают эксперты, это бьет, прежде всего, по регионам-лидерам. Как данная ситуация отразится на Татарстане?

Ситуация была предсказуема. О ней ранее говорили многие эксперты. Основой данного процесса послужило общее усложнение мировой конъюнктуры в совокупности с последствиями вступления в ВТО.

ИА REGNUM: Какие статьи в бюджете Татарстана являются, на ваш взгляд, наиболее проблемными? И какие возможны пути выхода из создавшейся ситуации?

В стране ощущается крайняя потребность в инновационном рывке. Он возможен только при концентрации ресурсов в системе создания и коммерциализации научных и инновационных разработок, качественной системе образования и подготовки кадров. Если сравнивать уровень бюджетных затрат тех стран, которые такое ускоренное развитие проходили, и нынешние удельные затраты на данные цели как в целом по России, так и, в частности, в Татарстане, то проблема очевидна. Причем пассивность бизнеса здесь тоже видна.

Нужны мощные стимулы и гарантии, задаваемые системой организации экономики в целом, и ориентирующие на эффективное государственно-частное инновационное стратегическое партнерство. Важно сократить количество проектов, обладающих "внешним имиджевым" эффектом, и сосредоточиться на тех, которые нацелены на изменение структуры экономики республики, ее инновационного облика и на позиционирование на мировом и российском рынках.

ИА REGNUM: В течение многих лет на создание "позитивного имиджа Татарстана" из бюджета республики выделялись огромные средства, однако, как отмечают специалисты, президенту Рустаму Минниханову по-прежнему непросто найти зарубежных инвесторов под громкие проекты типа того же "умного города Смарт-сити" или "Иннополиса" (отдельные источники в Татарстане до сих пор утверждают, что инвесторов нет, а все заявления о достигнутых договоренностях делаются в расчете на внешний эффект). При этом в соседней Башкирии - такой же национальной республике, в которой также есть проблема исламского фундаментализма, пугающая серьезных коммерсантов, - наблюдается серьезный экономический рост. В первом полугодии внешнеторговый оборот уфимских предприятий вырос на 9%, рост инвестиций в экономику Башкирии опережает прошлогодний уровень на 5%. С чем связано такое положение, и почему иностранные инвесторы не идут в Татарстан?

Это ситуация, типичная для России в 2013 году, когда инвесторы были разочарованы результатами вступления в ВТО, возможностью компенсаций здесь осложнений в мировой экономике и реакцией на это ответственных правительственных кругов. Упомянутые инновационные проекты в Татарстане недостаточно выстраиваются в общую систему развития и реализации инновационного цикла, начиная от фундаментальных исследований и заканчивая коммерциализацией разработок и выпуском новой продукции. Поддерживать нужно весь цикл и параллельно ограничивать влияние бюрократического коррупционного фактора. Постоянное противопоставление академической науки, сектора частных разработок, университетской науки в республике говорит о том, что такого представления в Татарстане пока нет.

Достаточно устойчивое развитие отдельных территорий и стран в настоящее время сопряжено, как правило, с жесткой инновационнно-ориентированной государственной политикой, когда хорошо видны стратегические приоритеты, стратегические партнеры и территории интересов, экономического влияния. Это в качестве ответа можно адресовать ко второй части вопроса.

ИА REGNUM: Могут ли за видимыми специалистам экономическими неудачами Татарстана последовать некие политические оргвыводы?

Это возможно. Но при отсутствии общего системного подхода отдельные оргвыводы могут не дать должного результата.

ИА REGNUM: Насколько перспективны такие амбициозные проекты как "Иннополис" и "Смарт-сити" для Татарстана?

Все зависит от того, как они встраиваются в общую систему экономического развития. Задайте вопрос казанским ученым, разработчикам, участникам рынка интеллектуальной собственности, как они себя видят в этих проектах, каковы сферы разграничения и кооперации в инновационном развитии действующих на территории республики академических структур и уже созданных инновационных центров, предпринимательских инновационных структур... Во многих случаях внятного ответа не будет. А он должен быть.

ИА REGNUM: Принято считать, что президент Минниханов любит любые инновации и новые технологии. Возможно ли для Татарстана развитие по пути инновационной экономики, или же регион также будет по-прежнему придерживаться сырьевой модели?

От природной ренты тяжело отказываться. Монополия на сырьевые ресурсы очень притягательна. Ведь здесь конкуренция минимальна. Но колебания цен на сырьевом рынке, деградация параллельных отраслевых производств, технологическая зависимость от других стран и разрушение человеческого потенциала не оставляют сомнений о том, что альтернативы нет. Причем не только в Татарстане, но и в России.

Соответствующий стратегический выбор есть основа целостности и общегосударственного пространства, прочности политических режимов. Татарстан не может неограниченно концентрировать на себе ресурсы других территорий, поэтому для него эта проблема встает в более острой и понятной форме. Усиливающиеся попытки позиционирования себя как "инновационного региона" подтверждают это.

ИА REGNUM: Насколько помогут Татарстану такие спортивные проекты, как ЧМ по водным видам спорта-2015 или ЧМ по футболу-2018? Будут ли они действительно прибыльными или все сведется лишь к погашению затрат?

Знаете, Колизей не спас Рим, а Османская империя развивалась во многом благодаря усвоению всего передового, как теперь говорят, "инновационного". Делайте отсюда вывод. А что касается эффективности, то имеет смысл дать оценку эффективности ранее созданной системы крупных спортивных объектов, в том числе и в Казани. Здесь проблемы есть.