Главным следственным управлением СК России по результатам рассмотрения материалов, поступивших от правоохранительных органов Белоруссии 14 октября возбуждено уголовное дело в отношении председателя наблюдательного совета ЗАО "Белорусская калийная компания" - генерального директора ОАО "Уралкалий" Владислава Баумгертнера, бывшего первого заместителя ЗАО "Белорусская калийная компания" Константина Солодовникова и иных лиц по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Об этом 14 октября проинформировала пресс-служба СК РФ.

"Из материалов следует, что названные руководители, выполняя управленческие функции в коммерческих организациях, злоупотребляли своими полномочиями, используя их вопреки законным интересам этих организаций и в целях извлечения выгод и преимуществ для других лиц, что повлекло причинение существенного вреда и тяжкие последствия для "Белорусской калийной компании" и "Беларуськалия". В ближайшее время следственными органами будет решен вопрос о вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого и об избрании меры пресечения в отношении Владислава Баумгертнера. После этого с учетом норм, предусмотренных ч. 1 ст. 12 УК РФ, Следственным комитетом будут подготовлены документы об экстрадиции Баумгертнера на территорию Российской Федерации. В отношении других фигурантов по уголовному делу также будут приниматься процессуальные решения, в том числе связанные с предъявлением обвинения и избранием меры пресечения", - проинформировал руководитель управления Владимир Маркин.

Он отметил также: "С учетом того, что в материалах, представленных белорусской стороной, содержатся сведения об иных нарушениях, допущенных руководителями ЗАО "Белорусская калийная компания" и ОАО "Уралкалий", они в полном объеме будут проверены в рамках расследования возбужденного уголовного дела, а действиям лиц, их совершивших, будет дана соответствующая правовая оценка".

Как сообщало ИА REGNUM, 30 июля 2013 года гендиректор "Уралкалия" Владислав Баумгертнер заявил о прекращении сбыта продукции российского предприятия через сбытовое СП "Белорусская калийная компания". По его словам, новая стратегия российского предприятия заключается в том, чтобы наращивать объёмы производства и сохранить объёмы прибыли не через удержание высокой цены при картельном сговоре, а через увеличение объёмов экспорта, имея самую низкую себестоимость добычи хлоркалия (в два раза ниже, чем у "Беларуськалия"). Баумгертнер был приглашен в Минск и 26 августа, после переговоров с председателем Совмина Белоруссии Михаилом Мясниковичем, при попытке покинуть республику помещён в СИЗО КГБ. Власти Белоруссии заявили о намерении добиваться ареста имущества российской компании и заявили о розыске менеджеров "Уралкалия" по линии Интерпола, однако 11 сентября Интерпол опроверг информацию о выдаче ордеров на розыск и арест четырёх менеджеров "Уралкалия" и её совладельца Сулеймана Керимова, которому принадлежит почти 22% акций российской компании. По версии официального Минска, Керимов планировал осуществить "рейдерский захват" ОАО "Беларуськалий", и помогал ему в этом Баумгертнер. Следственный комитет Белоруссии 4 октября передал в Генпрокуратуру республики 19 томов уголовного дела, фигурантами которого являются менеджеры российской компании ОАО "Уралкалий", а Генпрокуратура РБ ознакомила с материалами уголовного дела российских коллег "для осуществления расследования и определения ущерба, причиненного России".

Также напомним, 11 октября в Минске Александр Лукашенко прокомментировал "калийный скандал", сообщив российским журналистам: Сулейман Керимов желал незаконно завладеть белорусским госпредприятием ОАО "Беларукськалий", а гендиректор российского ОАО "Уралкалий" Владислав Баумгертнер оскорбительно вёл себя на переговорах с председателем Совмина Белоруссии Михаилом Мясниковичем и даже плюнул на здание правительства. В частности, Лукашенко сказал: "Он приехал, извините меня, что я скажу: сопляк! Его премьер-министр приглашает в правительство, он сел - нога за ногу: "Не будет это! Не будет это!". Пришел, вышел из этого, я не могу даже вам сказать, как я всегда говорю, на Дом правительства плюнул, скажем так, мягко говоря - и в аэропорт, смеясь".