Прошло пять лет после грузинской агрессии против осетинского народа. Время, вполне достаточное, чтобы разобраться в истории агрессии и назвать ее геноцидом. Чтобы четко и твердо обозначить агрессора как военного преступника, и назвать те силы, которые способствовали и способствуют созданию и сохранению напряжения в регионе. Но, как мы сегодня видим, пяти лет для этого не хватило, что означает только одно - нежелание это делать и перспективу новой агрессии в любой "подходящий" момент.

Необъявленная война Грузии против народа, желающего идти своей дорогой, война на его уничтожение до настоящего момента не получила должной оценки мировой общественности. Агрессор не осужден и, более того, мощь его армии, по мнению военных экспертов, превосходит довоенный уровень. Все это сопровождается лживой риторикой агрессора о намерении изменить отношения с соседями, но при этом не желающего давать гарантий неприменения силы. Но грузино-осетинский конфликт, если можно назвать войну этим словом, не локальный, как может показаться, если не вникать в смысл происходящего, и его последствия могут привести в действие силы совсем иного масштаба и уровня.

Суть конфликта - не временное, трагическое стечение обстоятельств, а многовековое противостояние между грузинами и осетинами, имеющее религиозно-идеологическую основу. То, что Южная Осетия получила статус суверенного государства - Божий промысел, помощь Всевышнего народу, терпевшему вековое насилие только за свободолюбие и желание жить в мире с Россией. Анализировать события, происходящие до и после войны, и не видеть в этом Божий удел, дарованный осетинам, нельзя. Еще совсем недавно сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Сергей Арутюнов говорил, что "Южной Осетии, какие бы референдумы не проводились на этой территории, не светит ничего, кроме автономии в составе Грузии". Это было мнение российского ученого - что же говорить о намерениях грузинской стороны?

Анализируя истоки конфликтных ситуаций между двумя народами, мы обнаруживаем главную причину всех трений - национальное высокомерие, возведенное в ранг государственной политики, которое привело Грузию к агрессии и не дает ей возможности одуматься и покаяться за невинно погубленные души. Высокомерие и гордыня не дают Тбилиси объективно взглянуть на историю осетино-грузинских отношений и признать право осетин на самоопределение. Впрочем, сегодня, по милости Всевышнего, Южная Осетия в разрешении Грузии и не нуждается.

Необходимо дать импульс силам и действиям, направленным на создание такой обстановки, где гарантии неповторения агрессии будут означать именно гарантии, а не обещания, и их беспрекословное соблюдение будет контролироваться третьими заинтересованными странами. Ситуация, когда Грузия пользуется любой возможностью для притеснения соседей, должна быть пресечена раз и навсегда. Грузия должна понять, что жить в добрососедстве более выгодно - как в материальной плоскости, так и для духовной составляющей своего народа. Дядя из-за океана - не помощник, а делец, использующий ситуацию в своих корыстных целях, и народ Грузии от него так же далек, как и другие, которых он использует раз за разом. Надежда, что у Грузии будет по-другому - надежда безумца, прыгающего со скалы.

Думать, что ситуация изменилась и мнения грузинской интеллигенции, парламентариев и других видных представителей действующей власти или оппозиции в отношении Южной Осетии разнятся, не приходится. Я уже говорил, что за все двадцать лет тотального гнета от соседнего народа не слышно ни слова сожаления - ни от кого. Как и ни слова покаяния за агрессию, даже по истечении пяти лет. Даже в самой России, кроме высказываний нескольких представителей региональных диаспор, ни один известный представитель грузинского народа не счел нужным касаться этой трагедии: не заметили и не замечают. Меня не покидает чувство недоумения по поводу неосознания ответственности за содеянное зло. Это чувство и вызывает обеспокоенность за последующие возможные трагедии. Этого допускать нельзя.

Доктрина Саакашвили, отрицавшая право южных осетин на суверенитет и самоопределение, никем до сих пор не осуждена - ни в самой Грузии, ни ее партнерами. То есть возможность военного разрешения вопроса с Южной Осетией никто не отменял. Складывается убеждение, что любая власть в Грузии (так было до наших дней) будет искать решение проблемы "возврата" территории Южной Осетии всеми способами, используя при этом любые геополитические изменения. При этом сама Грузия обязательно будет использована ее покровителями, в первую очередь США, в любой масштабной провокации на Кавказе.

Грядущие выборы и новый президент Грузии вряд ли кардинально изменят ситуацию. Америка не раз заявляла, что Кавказ - зона ее интересов. Вооружая и направляя Грузию, США решают очередную задачу в своей глобальной многоходовой игре. Глобализация - инструмент политики США и НАТО, она успешно осуществляется и никто и ничто ей не помеха. Думать, что это только экономический аспект изменения международных отношений - не совсем верно. Глобализация - постепенное подведение мировой геополитической системы под полный контроль США. Проект глобализации как инструмента этой политики настолько многослоен, что многие явления, происходящие в мировой геополитике, на первый взгляд кажутся непонятными. Иные события непонятны и на второй, и на третий взгляд, но этот геополитический сэндвич глобализации существует и действует.

Интересы сторон, идеологий, финансовых систем переплетены, и конечная цель этих "архитекторов перестройки", авторов развала Союза ясна только им. Но действия, при помощи которых решаются локальные или тактические задачи, иногда видны и понятны другим. Насколько интегрирована в антироссийский пласт очередной тактической задачи Грузия - вопрос совсем не риторический. Предложения России по демилитаризации Грузии не услышаны, более того, военный потенциал после провала "блицкрига" увеличен, как увеличена и переучена группа грузинских "коммандос". Для чего, для решения каких военных задач? Для войны с Россией или другими пограничными государствами - конечно, нет, масштабы не те. Для решения вопроса по Южной Осетии? Но теперь это суверенная страна, имеющая договор с Россией и признана она кем-то, в том числе Грузией, или не признана, не имеет в данном случае никакого значения. Если в 2008 году и были сомнения по поводу вступления России в конфликт, то сегодня их нет ни у кого. Так для чего наращиваются военные мускулы? Для серьезной провокации - как только поступит соответствующая команда. Все это, вкупе с полным недоверием Грузии как к государству, не признающему международное право и максимально использующему возможности западных СМИ в лживой информационной войне, вызывает серьезные опасения.

Насколько сегодня можно прогнозировать ситуацию в кавказском регионе, сказать сложно. Кроме пограничных Армении, Турции, Азербайджана здесь весьма весомо влияние Ирана. Это страны первого эшелона заинтересованы в стабильности ситуации на Кавказе. Турция, несмотря на участие в блоке НАТО, кровно заинтересована в отношениях с Москвой и активно расширяет их. Но участие в НАТО со счетов не сбросить, как и косвенное участие в сирийском конфликте. При этом следует обратить внимание на растущую самостоятельность Турции как регионального субъекта и ее острожную политику в дни осетино-грузинского конфликта. Связка Тегеран - Стамбул наращивает обороты и объем, но Тегеран в сирийском конфликте поддерживает Башара Асада. Азербайджан тяготеет к Стамбулу, но и отношения с Ираном при всех их сложностях занимают не последнее место. Москва и Иран поддерживают долгосрочные партнерские отношения. Система общих взаимосвязей и личных интересов этих государств довольно сложна. Риторика США в отношении Ирана также претерпела изменения, да и европейские страны стараются наладить связи с Ираном. В то же время, в недалеком прошлом неоднократно звучали предложения США о совместном с Россией "зонтике" ПРО от иранских ракет. Влияние сирийского противостояния на геополитические изменения в регионе тоже велико.

В принципе, подводя итоги, можно сказать, что в сложившемся балансе сил заинтересованы все, кроме США, и неловкое движение Грузии, вроде очередной августовской авантюры, может привести к настолько непредсказуемым последствиям, что просчитать ситуацию становится просто невозможно. Несомненно, что в такой хрупкой ситуации роль Грузии как марионетки в планах США резко возрастает и становится весьма опасной. Умножая, мягко говоря, недружественное отношение Грузии к Южной Осетии на больные амбиции грузинского руководства, стороны, заинтересованные в устойчивом балансе сил на Кавказе, в первую очередь, Россия, должны исходить из необходимости жестких практических шагов, нейтрализующих военные амбиции агрессора.

Нестабильные отношения США и России вследствие несостоявшейся, хотя и громогласно озвученной теории "перезагрузки", разногласий по поводу ситуации в Сирии и настойчивого желания Белого Дома демонстрировать к месту и не к месту свою мировую значимость, будут прямым образом влиять на все озвученные межгосударственные отношения и общую геополитику. Градус накала отношений также будет зависеть от очередных шагов США в продвижении "арабской весны", развития сирийской проблемы и отношений с Ираном. Является ли выстраивание единой суннитской линии против шиитского Ирана завтрашним днем американской политики в дальнейшей реализации США своих планов на Ближнем Востоке, или это закамуфлированный ход тактического разрешения следующей стратегической задачи - большой вопрос.

Вопрос совместной платформы безопасности региона, поднятый с подачи Турции после августовской войны, остался в столь же неопределенном положении. К сожалению, Армения, Грузия, Азербайджан не проявили стремления использовать эту платформу на основе коллективной системы безопасности вместе с Россией, надежность которой подтверждена долгим совместным пребыванием в СССР. За весь постсоветский период эти страны не смогли сблизиться в этом вопросе и даже отошли назад в результате Карабахских событий и войны в Южной Осетии.

В этой ситуации долгосрочная система безопасности Республики Южная Осетия вызывает много вопросов. За прошедшие пять лет необходимо было обустроить мощную оборонительную систему со всеми видами вооружений, соответствующими современной военной доктрине. Это многим в регионе могло не понравиться и, конечно, не понравилось бы США. Твердое убеждение, что эту систему надо было строить перед уходом российских войск из Грузии, пришло только после осознания последствий войны в Южной Осетии. Думается, вряд ли в этом случае конфликт бы состоялся... Что бы кто ни говорил, но эта система послужит не только Южной Осетии, но и будет способствовать общей кавказской системе безопасности. Присутствие российских войск никогда и нигде не приводило к эскалации напряжения, но служило сохранению стабильности и являлось носителем миротворческого духа. Развитие системы партнерства со всеми странами первого эшелона на этой базе - задача решаемая и необходимая.

Грузия не является персоной нон грата в этой системе. Понятие добрососедства и желание изменить ситуацию принесет Грузии всестороннюю пользу и дивиденды в экономическом, политическом и национальном плане. Но для этого Грузии необходимо изменить свою военную доктрину, где в качестве главной угрозы представлена Российская Федерация. Сохранение данного положения должно в перспективе привести Россию к поднятию вопроса о границах государства Грузия.

Во времена распада СССР непонятный альянс Ельцин-Гамсахурдия и вполне понятный с Шеварднадзе привел к тому, что, вопреки международному праву и здравому смыслу, ситуация позволила Грузии закрепить бывшие административные границы союзной республики как государственные границы суверенного государства. Постсоветские российско-грузинские отношения носили характер уступок со стороны России по всем серьезным вопросам, вопреки собственным интересам и интересам Южной Осетии и Абхазии. Вывод российских военных баз из Грузии - одна из таких уступок, серьезный просчет. Но что знаменательно - Грузия не ответила ни на один жест доброй воли со стороны России. В том числе и поэтому необходимо перевести наши отношения с Грузией в плоскость практической выгоды, исходя только из интересов государства.

Рассматривая вопрос в таком контексте, нет возможности говорить о потеплении российско-грузинских отношений, как это кому-то хочется видеть. Более того, разве на этой стадии и при таком отношении вообще можно говорить о российско-грузинском урегулировании? К большому сожалению грузинской стороны, при рассмотрении российско-грузинских отношений эти вопросы обойти нельзя. Мы не говорим о грузинском народе, мы говорим об отношении государства Грузия к осетинскому народу и Российской Федерации.

Суть поднятой проблемы - не в желании разжечь костер межнациональной розни и обострить межгосударственные отношения, в чем меня хором обвиняют оппоненты. На мой взгляд, необходимо способствовать созданию объективной концепции содружества кавказских государств. В перспективе она может стать той платформой системы коллективной безопасности, о которой говорилось выше, и которая будет привлекательна и для стран Ближнего Востока, живущих в дыму локальных и перманентных войн, и для Средней Азии. Система будет способствовать усилению структуры и развитию формата ОДКБ.

Новый взгляд на безопасность кавказского региона выглядит наивным, но Южная Осетия и Абхазия при помощи России уже вышли из конфликтной ситуации суверенными государствами. Мир усилиями мирового сообщества восстановлен. Все возможно при наличии трезвого ума и доброй воли. В сложный критический момент Россия нашла неожиданный формат обозначения ситуации - принуждение к миру. Пришел момент всему мировому сообществу обозначить и принять для Грузии другой формат - принуждение к добрососедству.

Анализ мировых конфликтов последних лет говорит о неспособности однополярной системы быть гарантом мирового правопорядка. Наступает время восстановления многополярной системы координат как оправдавшей себя и наиболее оптимальной. Задача насущная и решение ее более чем необходимо. Эскалация со стороны США напряжения в государствах, являющихся сферой влияния России, американская экспансия и стремление к мировому господству в качестве ответа могут привести к блоку Россия - Китай, возможно, военному. Вариантов развития событий много и главным основополагающим фактором планирования должна быть безопасность России и дружественных ей государств.

Хаджимурат Гацалов, муфтий, председатель Духовного управления мусульман РСО-А. Доклад сделан на прошедшей 23 сентября в РИСИ международной конференции "Геополитические итоги "августовской войны": уроки и вызовы"