14 сентября 2013 года Архангельск в очередной раз доказал, что он является на Руси родиной салютов, отметив "фейерверком" наступление очередного "Поморского нового года". Так полагает, местный "регионалист" и "этнический помор" Анатолий Беднов.(1) Организаторы празднования "Поморского нового года" утверждают, что это старинный этнический праздник проживающего в Архангельской области "коренного народа" - "поморы". Однако на состоявшейся в Москве 7 июня 2013 года конференции "Какая федерация нам нужна?" в Высшей школе экономики все тот же рекомый "поморский возрожденец" Анатолий Беднов сообщил присутствующим, что "Поморский новый год" в Архангельске является одним из "интереснейших проектов", который "замутили" (именно так было сказано Бедновым) "поморские активисты" - "энтузиасты", продвигающие идею "поморской идентичности" в Архангельской области.(2) Отметим тот факт, что по определению архангельского "регионалиста" Беднова, "Поморский новый год" является "мутным" праздником. Конкретно нам известны и имена "мутиловщиков" зачинщиков - местных профессиональных общественников, массовиков-затейников, придумавших в 2001 году древний вековой этнический праздник народа "поморы". Это местный ряженый казак Александр Тутов, его друг "коренной помор" Иван Мосеев и не имеющая никакого отношения к поморам, но утверждающая себя в подобном качестве Тамара Варакина. Сейчас местные "ученые мужи" и "ученые дамы" из Северного Арктического Федерального Университета хранят упорное таинственное молчание по поводу этого "старинного праздника", отмечаемого уже который год в Архангельске - "Поморского нового года". Ведь архангельские "поморы" не могут привести в доказательство ни одного документа, ни одного этнографического материала о том, что в старину у поморов существовал обычай и традиция празднования 1 сентября Нового года. Тем не менее, поморский миф нуждается в поддержании. В этом году "помор" Беднов решил сослаться на авторитет царя Петра Великого, будто-бы праздновавшего Поморский новый год в Архангельске. Цитируем архангельского "поморского фантазера" Беднова: "Во время пребывания в Архангельске в 1693 году Петр Первый встретил наступление Нового года по древнерусскому календарю 1 (ныне - 14) сентября салютом из корабельных пушек и другого оружия и торжественным богослужением. Таким образом, Архангельск можно считать родиной салютов".(1) Не учел только "поморский фейерверкер" Беднов того обстоятельства, что пребывание царя Петра на Двине было расписано в свое время по дням в местном летописце. В двинской летописи мы читаем: "30-го августа государь у ближняго стольника Федора Опраксина хлеба кушал. 7202 года. В начале новаго лета великому государю выход к действу не был. И после литургии преосвященный архиепископ ходил к великому государю и поздравлял его царское величество в новое лето. И великий государь преосвященнаго милостивым словом любительно жаловал".(3) Вот и все "празднование" новолетия 1 сентября 7202 лета (1693 года). Царь Петр в этот день даже из своей светелки, оказывается, не вышел. Что делал государь накануне новолетия - 31 августа 1693 года летописец умалчивает. Вероятно, отходил после известно какого "откушания" у будущего российского генерал-адмирала Апраксина. Так что мы в очередной раз поздравляем соврамши Анатолия Вадимовича Беднова.

Играем перед идолом на гармошке. Языческая обрядовая программа НКО поморов. 14 сентября 2013 года, Архангельск. Источник: социальные сети.

В принципе, "Поморский новый год" в Архангельске сейчас не нуждается в особом комментарии, поскольку архангельские "поморские возрожденцы" все больше переходят в известную категорию "городских сумасшедших". Однако есть одно существенное обстоятельство: празднование Поморского нового года в Архангельске в этом году получило существенное финансирование из областного бюджета, что и заставляет обратить внимание на это событие.

В прошлом 2012 году министерство по развитию местного самоуправления Архангельской области по решению губернатора Игоря Орлова и правительства области из резервного фонда региона на организацию праздника "Поморского нового года" выделили Поморской национально-культурной автономии 100 тысяч рублей. В этом году ставки повысились, и министерство по развитию местного самоуправления Архангельской области выделило Поморской национально-культурной автономии в лице ее главы Павла Есипова уже сумму в размере 395 тысяч рублей. Заметим, что на потраченные на поморский пшик деньги можно было бы, к примеру, издать четыре хорошие книги по местной региональной истории и культуре тиражом не менее тысяча экземпляров каждая.

Когда мы говорим о деятельности архангельской областной администрации по спонсированию в Архангельске местного псевдоэтнического праздника, необходимо обратить внимание на ряд существенных обстоятельств.

Первое. Министр Наталья Кадашова "не заметила", что Архангельская епархия в лице экспертного Совета по нравственности год назад уже обращалась к общественности города Архангельска по поводу празднования так называемого "Поморского нового года" в связи с подменой неоязычеством христианской традиции и протестовала против декларируемой финансовой и информационной поддержки правительством Архангельской области "сомнительного праздника".(4) Дело в том, что под видом Поморской национально-культурной автономии в Архангельске, на самом деле, действует местная секта неоязычников, которая содержит под городом в лесу "единственное" в Архангельской области "действующее капище". Кружок неоязычников Павла Есипова и Вячеслава Ларионова постоянно публично демонстрирует свои радикальные антиправославные мнения и враждебное отношение к Церкви. Официально Есипов и Ларионов ратуют за возрождение "традиций", но, если бы реально эти традиции в Поморье возродили, то их посадили бы "за языческую прелесть" в ближайшем подвале в Николо-Карельском или Соловецком монастырях на цепь. С одной стороны, конечно, смешно было наблюдать 14 сентября 2013 года во время "обрядовой части" Поморского нового года участника из фольклорного ансамбля в картузе и одеже в стиле конца ХIХ века, игравшего на гармошке перед деревянным идолом. Чистая профанация. Но, с другой стороны, новоявленные "поморы"-неоязычники под видом мнимых древних традиций 14 сентября вовлекали в неозыческие камлания детей. Таким образом, министерство по развитию местного самоуправления Архангельской области в администрации губернатора Орлова в очередной раз публично проигнорировало мнение местной епархии, а министр Кадашова под видом "традиции" поддержала рублем антигосударственную и антинациональную пропаганду постмодернистского оккультизма и магии.

Второе. На официальном сайте правительства Архангельской области министр Кадашова повторила все лживые измышления поморских возрожденцев о вековом праздновании поморами Поморского нового года. Более того, Кадашова утверждает: "Истинные поморы придерживаются этой традиции до сих пор и отмечают свой Новый год в сентябре. За последние несколько лет этот праздник стал поистине народным, одновременно все больше утверждаясь в качестве одной из визитных карточек столицы Поморья".(5) Заметим, что ровно год назад местные комментаторы констатировали прямо противоположное: Поморский новый год, "к сожалению, так и не стал значительным культурным событием и настоящей "визитной карточкой" Поморья".(6) На самом деле, означенный "праздник" не имеет никакого отношения ни к местной региональной истории, ни к традиции, ни к культуре настоящих исторических поморов, живших в прошлом и живущих сейчас по берегам Белого моря. Министр Кадашова лжет народу с официального государственного ресурса о существовании древнего праздника.

Третье. Министр Кадашова села за один стол с Павлом Есиповым, чтобы объявить о финансовой поддержке празднования Поморской национально-культурной автономией т. н. Поморского нового года. Между тем, 4 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда удовлетворила исковые требования регионального Управления Минюста России о ликвидации Архангельской областной территориально-соседской общины коренного малочисленного народа поморов, которой руководил все тот же Есипов. Причиной для ликвидации организации стало то, что поморы не признаны коренным малочисленным народом. 18 января 2012 года в Архангельске председатель этой "общины" Павел Есипов заявил о возобновлении деятельности ликвидированной в судебном порядке областной Общины поморов. Возникает вопрос, на каком основании взаимодействующая с министерством по развитию местного самоуправления организация, возглавляемая Павлом Есиповым, числит себя в культурно-национальных автономиях? Собственно говоря, а кто такой Павел Есипов? Вот как нынешнее состояние дел в Архангельске характеризуют российские специалисты-этнологи академик Владимир Тишков и проф. Юрий Шабаев: "В современных условиях роль государства в конструировании этничности сохраняется, ибо именно к государству апеллируют этнонациональные движения и этнические антрепренеры, призывая придать тот или иной статус этнической группе, признать ее в качестве субъекта права. Все большее значение приобретает деятельность отдельных этнических антрепренеров и этнополитических организаций, которые в политической конкуренции с другими этническими группами и внутри одной группы используют конструирование этничности как политический инструмент. Примерами такого рода конструирования являются идеологические построения радикального крыла мордовского национального движения и позиция лидеров национально-культурной автономии поморов города Архангельска... Очевидна политическая подоплека в деятельности национально-культурной автономии поморов города Архангельска".(7) Таким образом, министр Кадашова, надо полагать, не знакома с подобной оценкой российских этнологов, хотя по уровню своей компетенции сущность вопроса знать обязана. Министр Кадашова вступила в отношения с организацией, которая в Архангельске занимается, на самом деле, политической деятельностью в области этнонациональных отношений. При этом сам руководитель организации Павел Есипов не имеет никакого отношения к группе исторических поморов, с которой он себя соотносит. Есипов, на самом деле, не связан ни своей генеалогией, ни местом проживания своих предков с настоящими историческими поморами. Итак, министр Кадашова своими действиями продемонстрировала полную некомпетентность в области национальной и культурной политики Российского государства, взаимодействуя с организацией Павла Есипова - этнического антрепренера, как его именуют, по-научному российские этнологи.

В подобной ситуации с финансированием архангельской областной администрацией псевдоэтнического праздника неоязыческой секты в Архангельске дело означает одну простую известную еще Павлу Ивановичу Чичикову полезную лично для него истину: местный губернатор - большой добряк и даже сам вышивает иногда по тюлю.(8) Это означает, что под руководством губернатора Орлова один департамент не знает, чем занимается другой департамент, чем сразу же и воспользовались местные Чичиковы - этнические мошенники.

29 июля 2013 года состоялось заседание экспертно-аналитического совета при губернаторе Архангельской области, на котором речь зашла именно о выправлении изрядно фальсифицированных и мифологизированных за последние десятилетия истории и культуры Архангельской области. Обсуждалась проблема принятия программы "История Русского Севера на 2014-2017 годы", призванной наконец-то преодолеть мучающую область уже третье десятилетие, по определению профессора САФУ Юрия Лукина, "поморско-архангельскую шизофрению".(9) На заседании лично присутствовали губернатор Архангельской области Игорь Орлов и митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил. И после такого мероприятия спустя месяц областная администрация выдает этническим антрепренерам кругленькую сумму для празднования в Архангельске псевдоэтнического праздника, не обращая внимания на позицию Церкви, русских патриотов и всех честных людей! Случившееся в Архангельске 14 сентября 2013 года доказывает, что на региональном уровне в Архангельске до сих пор не достигнута государственная управляемость, а политический и культурный уровень нынешних чиновников, громко именующих себя "министрами", в этом конкретном регионе ниже уровня управленцев советской эпохи, подбиравшихся по номенклатурному принципу. Как бы там ни было, но, с нашей точки зрения, прямую ответственность за расходование бюджетных средств на антикультурное, антинародное и антинациональное мероприятие в Архангельске должен нести нынешний губернатор области Игорь Орлов.

Дмитрий Семушин Источники

(1) Песню о поморах споют по-английски // http://www.gosrf.ru/news/11475/

(2) См. Какая федерация нам нужна? Стенограмма конференции // http://www.liberal.ru/articles/6198

(3) Полное собрание русских летописей. Т. 33. Холмогорская летопись. Двинской летописец. Л., 1977. С. 195. Кстати, в означенных летописях "поморы" ни разу не упоминаются, а "Поморьем" именуется Кемь.

(4) Экспертный Совет по нравственности: "Поморский новый год" подменяет православную традицию на неоязыческую // http://www.arh-eparhia.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=27954&sphrase_id=231037

(5) 14 сентября Архангельск в очередной раз будет отмечать "Поморский Новый год - Новолетие 7522" // http://www.dvinaland.ru/power/departments/depos/39947/

(6) http://7x7-journal.ru/item/20627

(7) Тишков В. А., Шабаев Ю. П. Этнополитология: политические функции этничности. М., 2011. С. 126-128.

(8) http://www.dvinaland.ru/power/head/

(9) Прошлое как ресурс будущего // http://www.dvinaland.ru/prcenter/release/39613/

Русский Север как невостребованный ресурс Архангельской области // http://narfu.ru/aan/news.php?ELEMENT_ID=68145

Можем ли мы считаться поморами? // http://www.pravdasevera.ru/agency/society/mozhem_li_my_schitatsya_pomorami/

Прошлое - ресурс будущего: эксперты предлагают активнее использовать исторический потенциал региона // http://www.bclass.ru/kultura/proshloe-resurs-buduschego-eksperti-predlagaiut-aktivnee-ispolzovat-istoricheskiy-potentsial-regiona