Возможности и перспективы интеграции Грузии в Евразийский экономический союз стали главной темой телемоста, проходившего 6 сентября между Тбилиси и Москвой. Организаторами встречи стали Молодежная общественная палата Российской Федерации и грузинская коалиция неправительственных организаций "Евразийский выбор - Грузия".

С российской стороны в беседе принимали участие советник президента РФ Сергей Глазьев, советник председателя Госдумы РФ Михаил Кротов, член Общественной палаты РФ Александр Соколов, член Молодежной общественной палаты Роман Школин, а также председатель правления Ассоциации "Поставщики Таможенного союза" Олег Ногинский (Украина). С грузинской стороны в ходе телемоста выступили бывший руководитель департамента международных отношений парламента Грузии Нана Джапаридзе, советник президента Грузии Ван Байбурт, профессор, президент Клуба независимых экспертов Сосо Цискаришвили, бывший министр госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзания, директор филиала МГТРК "Мир" в Грузии Бадри Начкебия, митрополит старообрядцев в Грузии Владико Антипа, председатель "Общества Ираклия Второго" Арчил Чкоидзе, сопредседатель коалиции "Евразийский выбор - Грузия" Борис Манжуков.

Нана Джапаридзе, исходя из своего многолетнего опыта в вопросах грузино-российских отношений, сделала заключение, что на людском уровне, уровне контактов между обычными людьми, эти отношения "замечательные". "Но на официальном уровне происходит так, будто невидимая рука дирижера взмахивает палочкой, и начинается череда взаимных обвинений", - констатировала она.

Нана Джапаридзе считает, что предпринимаемые сегодня попытки восстановления взаимоотношений в сферах культуры, экономики, спорта - это хорошее начинание, но существуют более серьезные проблемы. По ее заявлению, подобные встречи и разного рода семинары, конференции, воркшопы, летние лагеря помогут восстановить взаимоотношения между двумя народами.

"Более 20 лет нам внушали, что западная ориентация - это панацея от всех бед, но сегодня население Грузии реально стремится к евразийскому пространству. Народ страдает из-за глупой политикибывшей политэлиты, которая сама создала эту ложь, поверила в нее и пыталась внушить нам, что Россия - наш враг", - отметила Джапаридзе.

На ее выступление откликнулся Сергей Глазьев из Москвы и, основываясь на собственном опыте парламентской и политической деятельности, отметил, что Грузия в течение 16 лет была членом Межпарламентской ассамблеи СНГ и, независимо от того, кто был у власти в Грузии, с ней всегда удавалось найти общие решения по многим вопросам. Глазьев также отметил, что уже после заявления президента Грузии о выходе из СНГ парламент страны не спешил законодательно закрепить это решение и утвердил его только спустя год. Глазьев также сообщил, что и после выхода из СНГ Грузия продолжала оставаться участником многих заключенных в рамках содружества договоров.

Что касается Евразийского экономического пространства и Таможенного союза, с ними сегодня выстраивают отношения и страны, не являющиеся членами этих объединений, такие как Армения, Украина и Молдавия, и таким образом они уже участвуют в евразийской экономической интеграции, сообщил Сергей Глазьев. По его словам, оставаясь участником заключенных в рамках СНГ соглашений, Грузия также косвенно участвует в Евразийской интеграции.

Ван Байбурт в своем выступлении заявил, что все правительства Грузии желали хороших отношений с Россией, но подчеркнул, что последние 10 лет Грузия и Россия находятся в состоянии некой биологической несовместимости. "И мы все должны сделать так, чтобы эту несовместимость убрать", - отметил Байбурт.

"Мы хотим услышать от России слова любви, хотим услышать и от нее признание в том, что она тоже ошибалась... Россия - сильное государство, и она должна понимать, что нельзя все время унижать и оскорблять слабого. И если мы услышим со стороны России слова любви, если мы удостоверимся, что Евразийский союз - не ловушка и что членство в нем нам ничем не грозит, то мы пойдем по этому пути", - заверил Байбурт.

Михаил Кротов, со своей стороны, попытался разъяснить собеседникам в Тбилиси, что Евразийский союз - это не только Россия. "Неверно думать, что в Евразийском союзе все решает Россия. В этом объединении все равны, и Россия, и Белоруссия, и Казахстан имеют равные голоса", - пояснил советник председателя Госдумы. Он отметил, что вклад России в созданные в рамках этого объединения Евразийский фонд развития и Евразийский антикризисный банк намного превышают вклады Белоруссии и Казахстана, но пояснил, что эти структуры выдают очень выгодные кредиты. "Сегодня в Евразийском союзе никто ничего не теряет, чего нельзя сказать о том же Евросоюзе", - заявил Кротов.

Бывший министр безопасности Грузии Валерий Хабурдзания, отметив неприемлемость взаимных обвинений, заявил о необходимости перехода от упреков и доказательств в режим положительных процессов. "Экономические процессы без политических немыслимы. Поэтому я хочу заявить о создании пророссийской партии, которая будет содействовать переходу от взаимных упреков в наших отношениях к позитиву. Мы создадим пророссийскую партию с евразийским вектором. С этой партией мы намерены принять участие в парламентских выборах, которые пройдут в 2016 году. И, надеюсь, наша партия будет иметь свою фракцию в парламенте Грузии, которая будет проводить нашу линию. Если в Грузии будет создана такая сила, то и России будет легче говорить с Грузией", - заявил Хабурдзания.

Эксперт Сосо Цискаришвили напомнил собеседникам постулат Маркса о том, что экономика - базис, а политика - надстройка. "Сегодня Грузия находится в реальности двоевластия, которая не дает возможности продвижения экономическим показателям", - отметил он. По словам Сосо Цискаришвили, в Грузии сегодня мало знают об идее Евразийского союза, знают только, что это идея президента Путина и стратегическое направление Кремля, но опыт СНГ дискредитирует перспективу Евразийского союза, так как СНГ допустило нападение одного его члена на другого. А то, что остальные члены СНГ не признают вслед за Россией результатов августовской войны, эксперт расценивает как свидетельство цивилизованного подхода к этой проблеме.

"В Грузии сегодня нет русофобии, но есть кремлефобия, и именно она заставляет воздерживаться от объединения в какие-либо содружества с Россией. Тот факт, что Грузия пересмотрела свое отношение к Сочинской олимпиаде, несравним с ответом России, чьи войска продолжают продвигать заграждения из колючей проволоки вглубь оккупированных Россией грузинских территорий. Конечно, экономика - это тот инструмент, который поможет преодолеть трудности и вывести отношения на новый уровень. Но когда премьер-министр Грузии заявил, что интересуется Евразийским союзом, на его заявление последовал ответ замминистра иностранных дел России о том, что Россия готова к сотрудничеству с Грузией, но правительство Грузии не готово", - констатировал Сосо Цискаришвили.

По мнению Александра Соколова, Грузию и Россию связывает очень многое - история, культура, братство и любовь, и сегодня разница состоит только в политическом восприятии действительности. "За последние годы средства массовой информации как в Грузии, так и в России многое сделали для накаления атмосферы в отношениях между нашими странами, но результаты в Грузии и России разные. Русский народ с грузинским не ругался, так что оснований мириться у него нет. Мы должны говорить о том, что нам делать дальше", - отметил Соколов.

По его словам, начинать нужно с восстановления культурных и гуманитарных отношений, развивать гуманитарные связи вначале между Россией и Грузией, а потом - на евразийском пространстве. "У нас много красных линий, и их надо обходить, а не пытаться пересечь. Гораздо важнее узнать друг друга в современной ситуации", - подчеркнул Александр Соколов.

Бадри Начкебия констатировал, что Грузия - маленькая страна, и Абхазия и Южная Осетия для грузинского народа не абстрактные территории, а часть его родины. "Мы не можем говорить с нашими коллегами без участия наших граждан из Абхазии и Южной Осетии. Не учитывать их мнение в происходящих процессах невозможно", - пояснил руководитель филиала телекомпании "Мир". По его мнению, для изменения ситуации в грузино-российских отношениях необходимо совершить ментальную революцию, без которой Грузия не сможет двигаться к Евразийскому пространству.

По мнению Олега Ногинского, Грузия в конфликте с Россией зашла дальше Украины, пережив острую войну, но уже начала выздоравливать. А на Украине болезью евроинтеграции, по его словам, заразилась даже Партия регионов, которая до выборов выступала как пророссийская сила. В условиях, когда политика Украины ориентирована на Евросоюз и Запад, а экономика - на Таможенный союз, по оценке Ногинского, возникает диссонанс между политикой и экономикой, и это в конечном итоге может привести к торговой войне с Россией. Подписав соглашение об ассоциировании с ЕС, Украина не сможет оставаться в прежних отношениях с Таможенным союзом, пояснил он.

Несмотря на определенные разногласия, участники телемоста согласились, что подобные встречи следует проводить чаще, чтобы в Грузии лучше могли узнать о том, что представляет из себя Евразийский союз и чем он может быть интересен и выгоден для Грузии.