Кронштадт может стать центром историко-патриотического воспитания для россиян, а также центром высшего образования - его богатая история и наличие памятников истории и архитектуры федерального значения дают для этого предпосылки. Но, как сообщает сегодня, 17 июля, корреспондент ИА REGNUM, для этого этому островному району города наряду с другими проблемами необходимо разобраться с огромным наследием Минобороны России, которое сейчас переходит в казну Санкт-Петербурга.

Морской пункт пропуска маломерных судов в форте Константин - новое окно Европы в Россию

Знакомству с этим наследием и была, в основном, посвящена поездка губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко. Но градоначальник начал встречу с Кронштадтом с открытия первого в России морского пункта пропуска для маломерных судов и яхт в форте "Великий князь Константин".

Именно этому форту, по существу, предстоит стать "окном в Россию" для тысяч туристов, которые на яхтах и спортивных судах теперь могут зайти во внутренние российские воды.

Отныне туристам не надо добираться до Большого порта в Санкт-Петербурге, все документы можно оформить на форте "Константин" за 30 минут, сэкономив время и расстояние в 30 км. Тут же - плавучая трехзвездочная гостиница на 10 номеров, стоянка для яхт. Путь в Россию открыт.

Сам же Кронштадт - морской военный остров - отныне должен стать и островом - центром историко-патриотического воспитания для россиян. Исторический центр Кронштадта входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО наряду с историческим центром Санкт-Петербурга, его границы определены, объекты известны. Но целый ряд этих памятников, будучи в ведении Минобороны, дошли до весьма плачевного состояния.

Губернатору показали здания и сооружения бывшей 42-й Мореходной школы Военно-морского флота России, заросший и неухоженный памятник федерального значения площадью 4.73 га у Морского собора - Летний сад.

Полтавченко посетил сквер и здание бывшей Мужской классической гимназии им. Александра II, где более 25 лет преподавал Закон Божий Иоанн Кронштадтский. Ныне в здании, передаваемом от Минобороны городу, находятся мемориальные залы изобретателя радио А.С.Попова с уникальными экспонатами - старинными радиоприемниками, телевизорами и т.д.

Губернатор пока еще не может сказать, как будут использоваться эти объекты в будущем, но очевидно, что необходима программа по их консервации, реставрации, приспособлению для современного использования, учитывая, что центр города - в границах памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Возможно, к февралю будет разработана городская программа по развитию Кронштадта как историко-патриотического центра России. Но город вправе надеяться на федеральное софинансирование, одному городскому бюджету с таким наследием не справиться.

"Такое большое количество объектов требует весьма серьезного осмысления масштабов тех проблем, которые мы получим вместе с этой собственностью, - сказал Георгий Полтавченко. - И самое главное - принятия правильного решения по дальнейшему использованию тех объектов, которые будут передаваться".

Минобороны РФ уже передало городу 73 объекта в Кронштадте, 263 - в процессе переговоров о возможной передаче.

Кронштадтский авиационный клуб общественной организации "Дельфин" находится на Бычьем поле - здесь по некоторым данным еще в 1910 году российский летчик Г.Пиотровский приземлился на самолете "Блерио III", совершив первый полет из Санкт-Петербурга в Кронштадт через Финский залив. Во время Великой Отечественной войны на аэродроме базировались истребители 71 авиаполка ВВС Балтфлота. В 1990 году полеты с Бычьего поля были запрещены, в 2004-м - возобновлены. Как рассказал руководитель общественной организации "Дельфин" Анатолий Иванов, летчики-энтузиасты, существуя на членские взносы, до сих пор создают легкомоторные самолеты и мечтают о том, что земля взлетно-посадочной полосы будет передана им в аренду, пока же в аренде лишь домики.

Существовали планы Объединенной судостроительной корпорации на строительство здесь верфей, пока официально ОСК от них не отказалась, но процесс явно не развивается. Земля же принадлежит городу. Губернатору аэроклуб понравился и самолеты, которые, как он выразился, "делают на коленке", но спросом они пользуются и в других аэроклубах. Полтавченко считает, что спортивную авиацию здесь стоит развивать.

Нуждается Кронштадт и в расширении въезда в город и в новых рабочих местах - 8 тыс. жителей района - почти половина экономически активного населения района - ежедневно покидают его, чтобы уехать на работу.