В Чувашии впервые прошли жилищно-коммунальные парламентские слушания. Впервые вопросы ЖКХ обсуждались в столь внушительно-массовом составе - с участием депутатского корпуса и чиновников всех уровней, коммунальщиков, общественности. Обратила на себя и степень публичного обличения проблем, и консолидация политических сил на коммунальном фронте, но самое главное - довольно прорывные для данной тематики выработанные рекомендации, передаёт корреспондент ИА REGNUM. Тема была заявлена довольно смело и открыто.

"Сложнейшая тема" ЖКХ, на которой сегодня охотно набирают политические очки, оказалась консолидирующей в нынешнем чувашском парламенте, который ставит рекорды по демаршам оппозиции: депутаты-оппозиционеры благодарили за "достаточно демократичную работу", а единороссы в ответ подчёркивали, что это не "политическая акция, а согласованная работа всех фракций". Хотя и отмечали, что не питают "особых иллюзий, что после слушаний всё сразу решится", но "обязаны сделать всё возможное", чтобы "наши граждане не расшифровывали аббревиатуру ЖКХ, как жульничуют, как хотят, или живите, как хотите".

С основным докладом выступил вице-спикер Олег Мешков, который возглавил сформированную 7 февраля рабочую группу по рассмотрению проблем в сфере ЖКХ. По его словам, основные вопросы, которые волнуют жителей, - это тарифы, качество обслуживания, взаимоотношения с управляющими (УК) и ресурсоснабжающими компаниями. "Жаловались на резкий рост платежей, на грязь, на отсутствие в подъездах освещения, работу лифтового хозяйства, качество ремонта и проводимых в домах работ", - подытожил Мешков.

Было отмечено, что в республике "немало УК, которые не умеют или не хотят работать с населением": "Многие коммунальщики стараются работать как можно непрозрачнее, чтобы жильцам было не ясно, куда уходят деньги. При этом есть организации, которые не платят НДС, а услуги оказывают с учётом НДС. Нередки и факты прямого издевательства над жильцами, особенно в виде завышенных цен на услуги". Докладчик подчеркнул, что если система начисления станет прозрачной, то это снимет ряд проблем и вопросов со стороны населения. Позже в продолжение темы один из народных избранников заметит, что некоторые управляющие компании ведут себя по-хамски не только с населением, но "даже с депутатом не будут разговаривать".

Отдельно был поднят вопрос задолженности за коммунальные ресурсы. "Основная проблема в том, что исполнители с 10 тыс. уставного капитала не несут ни материальной, ни административной, ни моральной ответственности за долги перед ресурсоснабжающими организациями. С другой стороны, ресурсоснабжаюшие организации тоже не хотят упускать своё. Тарифы растут как на дрожжах, а обновление сетей происходит очень медленно", - отметил Мешков.

Довольно бледно на слушаниях смотрелись последовавшие за этим выступления ряда чиновников, которые свелись в основном к отчётно-слайдовым докладам. При этом каждый из них существенно превысил установленный временной регламент. Пожалуй, больше всего на себя обратил доклад главы администрации Чебоксар Алексея Ладыкова, который начал своё выступление с отступлений издалека - с вопросов внешнего благоустройства города, попутно рассказав о дорогах, дворах, евроконтейнерах, безопасности горожан и даже светодиодных светофорах. "О ЖКХ рассказывай", - потерял терпение кто-то из задних рядов. "Может, он перепутал доклады", - сочувственно прошептал кто-то из рядов поближе.

Из предприятий наибольшего внимания, критического и эмоционального, было удостоено ООО "Коммунальные технологии" (КТ). Вице-спикер Олег Мешков сообщил, что Госсовет "не может получить развёрнутой калькуляции и сметы выполненных работ и выполняемых работ", а о "закупках этой организации ходят уже целые легенды". 16 апреля вопрос по КТ был рассмотрен на заседании парламентского комитета. "Вывод однозначен: "Коммунальным технологиям" и администрации Чебоксар следует принять кардинальные меры". Однако вице-спикер на этом поставил многозначительную точку, оставив место для размышлений и догадок.

Тему подхватил лидер справороссов Игорь Моляков, назвав КТ "посреднической структурой" и высказал мнение, что "если её надо убрать": "Хотя вопрос очень сложный, потому что опытные юристы работали над созданием данного общества". Парламентарий удивлялся тому, "как мог мэр Емельянов (экс-глава Чебоксар Николай Емельянов, ИА REGNUM) отдать в аренду многомиллиардное городское имущество фирме, которая имеет уставной капитал в 10 тыс. рублей". Депутат пытался разобраться, "кто в городе главный", попутно размышляя о возможном "любовном экстазе" городской власти и КТ. И предложил коллегам обратиться к чебоксарским депутатам, чтобы они рассмотрели на ближайшем заседании вопрос об эффективности использования городского имущества, переданного в аренду КТ.

Сити-менеджер Чебоксар Алексей Ладыков согласился с депутатом, что "есть проблема и с КТ": "Насчёт любовного экстаза администрации и "Коммунальных технологий" не согласен. Мы работаем конструктивно, проблемы есть, но не все решаются. Одной из причин является задолженность населения перед управляющими компаниями, а управляющих компаний - перед "Коммунальными технологиями". Градоначальник пояснил, что долги УК перед КТ составляют 587 млн рублей, из них 240 млн - задолженность, которая возникла ещё в 2009-2011 годах до завершения установки общедомовых приборов учёта горячего водоснабжения: задолженность образовалась из-за разницы в начислениях ГВС по индивидуальным приборам учёта (со стороны УК) и по нормативу (со стороны КТ).

"До настоящего времени эта проблема не решена. Так как управляющие компании приобретают коммунальные ресурсы не для своих нужд, а для потребителей, то единственным возможным решением стало бы доначисление платежей населения. Но это грубейшее нарушение законодательства. Задолженность, возникшая по этой причине перед "Коммунальными технологиями", приводит к риску возникновения банкротства управляющих компаний", - сказал Алексей Ладыков, заверив, что "сегодня более детально изучаем выполнение работ" КТ, согласившись, что "в какой-то степени не дорабатываем". И пригласил к сотрудничеству в этой работе.

Надзорные органы констатировали рост жалоб населения по вопросам ЖКХ. К примеру, главный государственный жилищный инспектор Чувашии Иван Никитин сообщил, что если в 2011 году было 2.900 письменных обращений, то в 2012-м - 4.100, а в первом квартале - уже 1.600, что вдвое больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Это говорит о наличии проблемных вопросов и в какой-то степени о росте доверия населения", - сделал вывод главный жилищный инспектор. "Ситуация ровно до наоборот, - категорически не согласилась заместитель председателя Союза собственников и нанимателей жилья Тамара Манаева, - настолько много жалоб, много обид у людей, вот они и пишут всем, отсюда и растут эти жалобы".

Отдельно была поднята проблема несовершенства законодательства при смене собственниками управляющей компании. "Поскольку жильцы могут расторгнуть договор с управляющей компанией в одностороннем порядке, то сегодня достаточно много ситуаций, когда не успели выбрать одну УК, завтра другая инициативная группа пытается проводить такое же собрание и выбрать иную управляющую компанию. Процесс выбора даёт возможность по сути для рейдерских захватов", - сказал Иван Никитин.

Глава администрации Чебоксар Алексей Ладыков обратил внимание в этом контексте на другую проблему: старые УК "затягивают всеми возможными способами передачу технической и другой документации вновь избранным". В результате возникают двойные квитанции. Для исключения этой ситуации на федеральном уровне необходимо предусмотреть чёткий механизм перехода одной УК на другую с указанием конкретных сроков, ответственности за нарушения.

Тамара Манаева акцентировала внимание на том, что выработанные рекомендации многое могут решить в сфере ЖКХ, но это долговременный процесс. И подчеркнула, что первоочередная задача - решить на местах то, что "мы можем решить, что в наших силах, но не решаем". Она высказала мнение, что в Жилищном кодексе РФ "много дыр, и там много где можно "нашуровать" в смысле денежных потоков", "но при этом там есть положительные вещи, которые дали много прав жителям, дали демократические права". Но при этом все они нарушаются. В итоге "просто ненависть кипит в людях", поэтому основная цель - "найти диалог с населением, помочь им". В качестве примера она привела ситуацию по одному из домов по улице Шумилова, где активисты дошли до всех жильцов и выяснили, что 99% населения добросовестно оплачивает ЖКУ, но при этом управляющая компания имеет 56 млн рублей долга перед ресурсоснабжающей организацией.

Манаева также особо подчеркнула, что "всё взваливать на жильцов, говорить, что раз вы собственники, то сами решайте, копайтесь - неверный путь": "Мы за всё заплатили. Разве я, пенсионерка, или человек, который пришёл с работы уставший, должны лезть на крышу, проверять, как покрыли, как сменили стояки, как там течёт вода, сверить баланс управляющей компании? То есть он должен быть электриком, механиком, экономистом, строителем - всем. Не будет этого никогда. Надзорные органы, будьте любезны, - работайте".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, по итогам парламентских слушаний был выработан ряд рекомендаций, которые и политики, и чиновники, и представители собственников жилья единодушно назвали очень серьёзными и нужными. При этом было отмечено, что "всё это может вылиться исключительно в пустую болтовню, если только не будет железной воли" руководства Чувашии и Чебоксар, депутатского корпуса по воплощению заявленных намерений.