14 декабря 2012 года президент США Барак Обама подписал т. н. "закон Магнитского". Закон ввел санкции в отношении российских граждан, предположительно причастных к смерти Сергея Магнитского: визовые ограничения на въезд в США и санкции в отношении их финансовых активов в банках США.

Накануне Нового года 28 декабря Тверской суд Москвы оправдал бывшего заместителя начальника Бутырского следственного изолятора Дмитрия Кратова, обвиненного в халатности, которая якобы привела к гибели Сергея Магнитского.

Прямой реакцией на это стал ответ Европейского Союза. Сразу же после праздника 2 января 2013 года Европейская служба внешнеполитической деятельности (EEAS) Европейского Союза по этому поводу заявила, что оправдание единственного человека, обвиненного по делу Магнитского, повредит международной репутации России. В специальном заявлении информационному ресурсу EU Observer Европейской службы внешнеполитической деятельности было определено: "Если оправдание г-на Кратова выглядит, как окончательное решение, означающее конец расследования, это было бы негативным и разочаровывающим сигналом всем тем, кто видит необходимость в усилении власти закона в России. Это должно поднять вопрос о выборочной законности, что имеет негативное влияние на международный образ России". EEAS полагает, что процесс Кратова демонстрирует, что Россия не считается серьезно с кем-либо.

ЕС не планирует повторения по типу американских санкций против "подозреваемых убийц Магнитского". Однако EEAS приглашает отдельные страны ЕС предпринять действия. "Любое решение по подобному делу государства-члена ЕС должно основываться на Шенгенском соглашении". По правилам Шенгенской зоны ЕС, если зарубежное лицо внесено в список к запрету на выдачу визы одной из стран-участниц, то остальные государства-члены Шенгенского соглашения обязаны также не выдавать визы означенному лицу.

На следующий день, т. е. 3 января 2013 года, британская Financial Times в своей редакционной статье потребовала последовать примеру США и принять в Европейском Союзе свой вариант американского закона "Справедливость для Сергея Магнитского". Как следует из означенного текста, европейская реакция должна стать ответом на принятый в России Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ. Вступивший в силу 1 января 2013 года означенный закон запрещает въезд и определяет арест активов граждан США, причастных к нарушению прав человека или преступлениям против граждан России (статья 1). Этот акт, неофициально именуемый как "Закон Димы Яковлева", получил известность за счет содержащегося в нем запрета гражданам США усыновлять российских детей-сирот (статья 4). Одновременно действие закона распространяется на граждан государств, которые "приняли решение о запрете въезда граждан Российской Федерации на территории этих государств и об аресте активов граждан Российской Федерации по мотиву причастности граждан Российской Федерации к нарушениям прав человека в Российской Федерации" (статья 6).

Financial Times полагает, что подобная реакция Москвы на принятый в США "Акт Магнитского" означает - Кремль надеется убедить другие страны не следовать примеру Вашингтона. Присоединение Европы, по мнению Financial Times, будет означать, что она не позволит себя запугивать подобного рода российскими законами. Авторы названной редакционной статьи полагают, что отказ в визе и замораживание активов тем российским гражданам, против которых имеется достаточно серьезных доказательств в нарушении прав человека или преступной деятельности, - это очень эффективные санкции. Чтобы акт Магнитского имел максимальный эффект, считают в редакции Financial Times, Европа должна присоединиться к США. И здесь вновь предложено использовать механизм Шенгенской зоны через инициативу отдельных стран ее членов. Если хотя бы одна из стран Шенгенской зоны запретит въезд на свою территорию лицам из "списка Магнитского", эти лица автоматически будут лишены права въезда в каждую из 26 входящих в Шенгенскую зону стран.

Другой возможностью, считает издание, могло бы стать решение Европейского совета о замораживании активов и запрете на въезд на территорию всего Евросоюза. В качестве прецедента здесь мог бы быть использован пример решения по Белоруссии. Европа должна доказать, что она готова защищать свои основополагающие ценности и принципы, резюмирует в заключение Financial Times.

Еще 16 декабря 2010 года Европейский парламент проголосовал за резолюцию, призывающую запретить въезд в страны ЕС российским должностным лицам, имеющим отношение к делу Сергея Магнитского. Резолюция, не имевшая обязательной силы, рекомендовала правительствам стран ЕС изучить возможность визовых и финансовых санкций против лиц, упомянутых в документах, связанных с делом Магнитского. Помимо запрета на въезд, Европарламент конкретно предложил правоохранительным органам стран ЕС заморозить активы причастных к делу Магнитского российских должностных лиц. В марте 2012 года с призывом задействовать санкции по "списку Магнитского" к премьер-министру Швеции Фредрику Рейнфельдту обратились 59 депутатов, а в июле с аналогичной инициативой выступил и парламент Голландии. В сентябре 2012 года стало известно, что Великобритания ввела у себя в действие "список Магнитского". Но эта страна, заметим, не входит в Шенгенскую зону.

Демарш от 2 января 2013 года Европейской службы внешнеполитической деятельности Европейского Союза свидетельствует, что Европа из "дипломатических соображений" и особенностей функционирования механизма принятия решений в Европейском Союзе, скорее всего, использует механизм правил Шенгенской зоны для демонстрации "солидарности" европейцев с США. Свой вариант "закона Магнитского" будет принят одной из стран ЕС (или несколькими странами), не имеющей особых экономических отношений с Российской Федерацией, после чего запрет на въезд на территорию ЕС по "списку Магнитского" будет реализован через правила Шенгенской зоны. Однако означенный способ не сможет прямо реализовать замораживание гипотетических активов лиц из "списка Магнитского". Им будет только затруднено их использование.