На пресс-конференции в Кишиневе 12 декабря "эксперты гражданского общества" Молдавии, как сообщает о них молдавское государственное информагентство "Молдпрес", предложили "проект меморандума по приднестровскому урегулированию".

Представители молдавского "гражданского общества" намерены предложить разработанный ими проект на рассмотрение сторон, участвующих в разрешении молдавско-приднестровского конфликта.

Исполнительный директор молдавского Института развития и социальных инициатив (IDIS) Viitorul Любомир Кирияк сообщил, что при подготовке "меморандума" за основу была взята конституция Молдавии. "Структура меморандума предусматривает основные принципы урегулирования конфликта, структуру интегрированного государства и установление специального статуса для Приднестровья", - заявил он. Согласно плану, "урегулирование будет достигнуто путем переговоров, а Приднестровье станет автономной территориальной единицей с широкими полномочиями и региональным законодательством". По мнению кишиневского "гражданского общества", сочинявшего "меморандум", "урегулирование будет окончательным только тогда, когда вооружение и боеприпасы других государств, находящиеся на территории Приднестровья, будут вывезены, а Зона безопасности - ликвидирована". Также авторы плана пообещали, что "с момента вступления в силу настоящего меморандума Приднестровье получит политическое представительство на высоком уровне в интегрированном государстве, в законодательном форуме Республики Молдова, в правительстве и подведомственных ему учреждениях", а границы Приднестровья "закрепить органическим законом".

Эксперт Института общественной политики Молдавии Оазу Нантой рассчитывает, что "этот документ может стать экзаменом для конфликтующих сторон". "Мы хотим увидеть реакцию Тирасполя, которая должна быть осознанной. Данный документ предусматривает поэтапное урегулирование конфликта и предлагает время для того, чтобы население привыкло к идее реинтеграции. Я не вижу причин для отказа от этого", - заявил он.

Авторы проекта также заверили, что он "предусматривает гарантии для обеих сторон". В чем именно принципиальное, да и, вообще, какое-либо отличие данного "меморандума" от официальной позиции Молдавии, озвучиваемой ее представителями годами и неизменно отвергаемой Приднестровской Молдавской Республикой, "гражданское общество" Кишинева не сообщило.

ИА REGNUM, со своей стороны, напоминает, что 22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях статуса некоторых населенных пунктов левобережья Днестра". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению". В ответ в Приднестровской Молдавской Республике 17 сентября 2006 года состоялся референдум, по итогам которого более 97% проголосовавших высказались за независимость ПМР от Молдавии и последующее свободное присоединение Приднестровья к России.

Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента ПМР. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Несмотря на постоянные попытки подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии и требования вывести российские войска из ПМР, звучащие на протяжении трех с лишним лет нахождения у власти в Молдавии Альянса за евроинтеграцию, о своем выходе из Соглашения 1992 года Кишинев до сих пор не объявил. "Стамбульские обязательства" 1999 года в части вывоза вооружений из Приднестровья, взятые Россией в контексте ДОВСЕ, но при этом носившие двусторонний российско-молдавский характер и не касавшиеся третьих стран, были выполнены досрочно еще в 2001 году. На данный момент в ПМР нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года РФ ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом НАТО.