Тираспольские заявления координатора группы Госдумы РФ по вопросам взаимодействия с приднестровским парламентом Сергея Гаврилова о возможности признания Приднестровской Молдавской Республики в случае продолжения давления на республику со стороны Молдавии и ЕС, перспективе восстановления российского военного присутствия в ПМР и увеличении российской финансовой и политической помощи Приднестровью прокомментировал 2 ноября для ИА REGNUM директор НИИ стратегического анализа и прогнозирования (г. Тирасполь) Илья Галинский.

Вполне очевидно, что как сторонники, так и открытые и скрытые недоброжелатели Приднестровской Молдавской Республики в последние 3 дня чаще всего задавили себе один и тот же вопрос: "Насколько все это серьезно?", имея в виду визит в Приднестровье координатора депутатской группы Государственной думы Российской Федерации Сергея Гаврилова, вернее - его содержательно-декларируемую часть. "Насколько это серьезно? И какими делегированными полномочиями он обладает?"

Мы полагаем, что все то, что озвучил Сергей Гаврилов, - это не просто серьезно, это очень серьезно. Если хотите, это новая прорывная тактика Российского государства на приднестровском направлении, которая была сформулирована в самых высоких кремлевских кабинетах, и которая в последующем должна оформиться в новую политическую стратегию.

Скорее всего, российское руководство, проведя серьезный анализ внутриполитической ситуации в Республике Молдова, и оценив ее внешнеполитические приоритеты в контексте региональной геополитики, пришло к неутешительному для себя итоговому выводу. А именно: правящий класс Молдавии "на всех парах" тащит республику в европейском направлении, в том числе и в Североатлантический блок. Тому есть множество самых убедительных примеров и аргументов. В числе которых неоднократные заявления министра обороны Виталия Маринуцы, что, мол, Молдавии интересен опыт вступления Румынии в НАТО, и она тоже со временем должна стать его членом. Самый последний пример - публичное выступление вице-спикера парламента Молдавии Владимира Плахотнюка при открытии мемориальной доски с текстом Декларации о независимости Республики Молдова на здании конституционного суда, в котором он, в присутствии премьера Влада Филата и других высокопоставленных молдавских политиков, еще раз подчеркнул, что никто и ничто не может сорвать европейский курс Молдавии.

На фоне практического саботажа молдавской стороной большинства конструктивных шагов приднестровского президента Евгения Шевчука по налаживанию между Приднестровьем и Молдавией добрососедских отношений, фактического отказа от открытия в Тирасполе консульства РФ, поиска на Западе поддержки в противостоянии с Россией в газовом и других вопросах, инициирования строительства ветки газопровода, соединяющего Молдавию с Румынией, непрекращающихся попыток ликвидации российской миротворческой миссии, все иллюзии, ранее посещавшие отдельных российских политиков, в контексте выдуманного ими "молдавско-российского сближения", очевидно, просто испарились.

Рано или поздно, но Молдавия в лице ее политического класса, по нашему убеждению, решит-таки свою сверхзадачу, мытьем или катаньем, но добьется своей заветной цели, станет членом Европейского союза. А дальше, как само собой разумеющееся, и членом НАТО. Тем самым еще больше сократит геополитическую территорию, контролируемую Россией.

А если мы примем в расчет нескрываемые европейские устремления и нашего восточного соседа - Украины, тем более в контексте прошедших парламентских выборов и формирования в Верховной раде мощного прозападного блока в лице трех политических партий, то на этом направлении у России реально нет надежного и верного союзника, кроме Приднестровья. К сожалению, и не только на этом направлении. Даже вроде бы позиционирующий себя как вечный друг России Казахстан, и тот в лице отдельных его высокопоставленных политиков в последнее время хочет резко ограничить надгосударственные конструкции будущего Евразийского союза.

Приднестровье же для России это не просто дружеская страна, это больше чем друг. Это фактическая часть России в своем менталитете, истории, населении, духовном мировоззрении. Это та опорная точка, тот "римланд", который позволит России убедительно геополитически влиять на весь этот юго-западный регион, на все пространство так называемого предбрюшья Балкан.

Разумеется, в других военных и геополитических реалиях Россия уже давно бы признала Приднестровье в качестве независимого государства, как она это сделала в отношении Абхазии и Южной Осетии. Приднестровье не признано сегодня не потому, что оно нарушило международное право или Устав ООН. Как раз наоборот. Оно было образовано в соответствии с ними. Приднестровье не признано, поскольку миром сегодня правит не международное право, а право сильного. Примером тому может служить то, что под давлением США независимость Косово уже признали более 90 государств мира, в то время как независимость Абхазии и Южной Осетии всего 5 государств. Образно говоря, это нынешнее соотношение "мировой силы" США и России.

В силу этих обстоятельств Россия вынужденно выбирает другой путь (другой вариант) сохранения Приднестровья, который был сформулирован российским политиком, депутатом ГД Гавриловым. Пусть он не такой "убедительный" как признание, но именно подобный путь помог США сохранить Тайвань как независимую страну, превратить ее в процветающее технологически-передовое государство. Кстати говоря, если Молдавия препятствует открытию в Приднестровье российского консульства, не велика беда. Опять таки, используя эффективную практику Тайваня, позиционирующего себя в мире через созданные в различных странах мира так называемые культурно-экономические комиссии и культурные центры, Россия могла бы открыть в Приднестровье Российский или Русский культурный центр, или службу представителя президента России в Приднестровье, которые по факту могли бы выполнять функции российского консульства. О возможности решения данного вопроса именно таким путем в свое время говорил Дмитрий Рогозин - представитель президента России по Приднестровью, очередной визит которого в нашу страну должен состояться в середине ноября.

Вполне возможно, данный визит откроет новую страницу в российско-приднестровских отношениях, окончательно закрепит новую логику политического поведения российского политического класса на приднестровском направлении. По крайней мере, все приднестровцы на это очень надеются и с нетерпением ждут визита высокопоставленного российского политика.