4 октября Ульяновск посетил президент РФ Владимир Путин. Главе государства продемонстрировали первый летный образец самолета Ил-76МД-90А, построенного на ОАО "Авиастар-СП", после чего он провел совещание, на котором обсудил вопросы развития авиационной промышленности. Во время этого совещания состоялось знаковое для Ульяновской области событие - подписание контракта на закупку 39 самолетов Министерством обороны РФ на общую сумму 140 млрд рублей.

Владимир Путин прилетел на летно-испытательный комплекс ЗАО "Авиастар-СП" на "Ил-96" в пятом часу вечера. Сразу же после прибытия, он посмотрел испытательный полет нового модернизированного "Ил-476" (для этого на летном поле соорудили вип-палатку). Сделав круг над аэродромом в течение 15 минут, "Ил-476"успешно приземлился под аплодисменты зрителей. Президент тоже аплодировал пилотам, а потом обнял генерального конструктора - Виктора Ливанова. Как потом сообщили летчики-испытатели, полет прошел в штатном режиме.

После демонстрационного полета нового лайнера президент отправился на "Авиастар", где провел совещание по формированию консолидированного заказа на отечественные самолеты до 2020 года. На заседании присутствовали руководитель администрации президента России Сергей Иванов, вице-премьер Дмитрий Рогозин, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, министр обороны РФ Анатолий Сердюков, министр экономического развития Андрей Белоусов, президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Михаил Погосян, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.

Совещание Владимир Путин начал с важного события в российском авиапроме - поднятия в небо первого модернизированного "Ил-476". "Я сердечно поздравляю всех с этим успехом, - сказал глава государства. - Несколько лет назад мы приняли решение разворачивать производство "Ил-76МД-90А" на базе ульяновского авиазавода. С 2006 года эта работа велась в практическом плане. Нам потребовалось 6 лет, чтобы поднять машину в воздух. То, что мы видели сегодня - это не просто подъем возрожденной машины, это на 70% новый самолет. Особо отмечу, что "Ил" по-настоящему востребован. Еще 6 лет назад мы вели переговоры с нашими азиатскими партнерами. До 50 самолетов они были готовы купить. Уверен, что сейчас машина будет востребована и в нашей стране, и за рубежом. Поэтому мы пригласили на совещание всех возможных заказчиков".

По словам главы государства, "Ил-76МД-90А" - первый новый самолет, который отечественный авиапром произвел за последние 20 лет, а Ульяновскому авиастроительному предприятию предстоит большая работа. Путин поручил (в частности Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития) сформировать госзаказ на гражданскую авиатехнику и определить схему финансирования. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сказал, что 20% стоимости самолета на первом этапе будет предоставляться за счет бюджета. Остальное - за счет лизинга и кредитов. По его словам с 2018 года планируется закупить уже около 100 новых самолетов. "Мы предлагаем не прямым рублем стимулировать госзаказ, а использовать лизинговые схемы и кредитные механизмы", - повторил он.

Затем на совещании министр обороны Анатолий Сердюков и президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Михаил Погосян подписали контракт на приобретение 39 лайнеров "Ил-76МД-90А" для военных на 140 млрд рублей.

"Мы сегодня говорим и о крупных заказах на "ТУ-204-СМ" и "SukhoiSuperjet 100", - заявил журналистам руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов. - Это позволит наладить серийный выпуск этих самолетов, загрузить авиастроительные предприятия страны. Что касается "Ил-76МД-90А", то только контракт, подписанный сегодня, обеспечит загрузку ЗАО "Авиастар-СП" как минимум до 2018 года. А если к этому добавится выпуск "Ту-204-СМ", то впервые с 1991 года предприятие будет загружено на 100%".

После совещания Путин отправился на летно-испытательный комплекс и вылетел в Таджикистан. А Дмитрий Рогозин написал в своем твиттере: "Возвращаюсь в Москву из Ульяновска довольный: "Ил-476" в воздух подняли, серийный контракт на 39 машин подписали, ждем новых контрактов от госзаказчиков и частных производителей минимум на 80 машин дополнительно, летчиков и генконструктора обняли и поздравили, президент России работу горячо поддержал. Ну что, вывод один: русской авиации - быть, начало положено. Жаль, что отец, мечтавший увидеть этот день, его не дождался, но думаю, что на Небе все наши отцы и деды - ровесники Великой страны, радуются вместе с нами".

Транспортный самолет "Ил-76МД-90А" является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета "Ил-76МД". Разработчик самолета - "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина", производитель - ЗАО "Авиастар-СП" (дочерние предприятия ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация"). Новые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и "стеклянная" кабина отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полетов, точность самолетовождения и десантирования.

"Ил-76МД-90А" предназначен для перевозки тяжелой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом. Самолет может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения площадных пожаров.

"Ил-76МД-90А" относительно базового самолета "Ил-76МД" имеет следующие отличия и преимущества:

- установлены двигатели ПС-90А-76, обеспечивающие меньший расход топлива (на 10%) по сравнению с двигателями Д-30КП и соответствующие Международным нормам ИКАО;

- увеличена дальность полета до 5000 км с полезной нагрузкой 52000 кг против 4000 км при полезной нагрузке 47000 кг на "Ил-76МД" за счет меньшего часового расхода топлива двигателей ПС-90А-76;

- увеличена взлетная масса самолета со 190 т до 210 т за счет усиления конструкции планера и шасси;

- увеличена номенклатура перевозимой и десантируемой техники и вооружения;

- обеспечено снижение высоты принятия решения при посадке до 30 м (против 60 м на "Ил-76МД") за счет установки нового навигационного пилотажного комплекса "Купол-III-76М(А)" с цифровым автопилотом САУ-76;

- самолет оснащен модифицированным крылом сборно-клепаной конструкции с повышенными прочностными и ресурсными характеристиками;

- произведена замена комплектующих изделий бортового оборудования на современном уровне, включая применение энергосберегающей светотехники на светодиодах;

- уменьшено количество членов экипажа с 7 до 6 человек.