Эксперт: Три акта Минобрнауки РФ наиболее болезненно ударили по коренным малочисленным народам Севера
Москва, 13 сентября, 2012, 23:14 — ИА Регнум. В Архангельске на конференции "История освоения Арктики: от прошлого к будущему" выступил сотрудник Института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) Игорь Набок. Его выступление было посвящено проблеме сохранения этнической идентичности коренных малочисленных арктических народов и отчасти - теме последствий боязни этносепаратизма.
"Сохранение и устойчивое развитие коренных малочисленных народов Арктики сегодня является одной из стратегических задач арктической политики российского государства, - сказал эксперт. - Это связано прежде всего с пониманием особого места и статуса этих народов, созданных ими уникальных систем жизнеобеспечения, культур в существовании и развитии арктических регионов. Совершенно очевидно, что именно здесь для исследования и понимания особенностей этого существования и развития требуется комплексный междисциплинарный научный подход, именно здесь недопустимо и разрушительно вульгарно-материалистическое в своей основе "разведение" экономических и гуманитарных проблем, материальных и духовных факторов жизнедеятельности, упрощённое понимание модернизации, пренебрежительное отношение к складывавшимся веками этническим традициям. Коренные малочисленные народы Арктики выработали свои особые способы и средства взаимоадаптации природы и человека, требующие специального изучения и содержащие немало поучительного для современного постиндустриального общества, находящегося в ситуации глубокого экологического и, одновременно, духовного кризиса.
В то же время, разумеется, сегодня малоэффективен и так называемый "этнический романтизм", призывы к "движению вспять", к полному возврату к традиционной этнической культуре, выразившийся, в некоторых арктических регионах в нарастании т. н. "неоязыческих" общественных движений, имеющих не только религиозный, но более широкий культурный смысл, и связанных с нарастающей потребностью малочисленных народов сохранить свою этническую идентичность, свой язык, духовные традиции и ценности. Кроме того, что коренные народы имеют на это право и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, сохранение их языков и культур означает и сохранение того культурно-языкового разнообразия, которое оказывается условием физического выживания человечества как рода. Это прекрасно показал выдающийся отечественный этнолог С. А. Арутюнов. "Для эффективного выполнения своих адаптивных функций культура, писал учёный в своей работе "Народы и культуры: развитие и взаимодействие" (М., 1989. С. 153), - во всех своих формах проявления не в меньшей степени, чем способы биологического существования, должна в значительной степени носить избыточный характер и тем самым быть способной нести в себе необходимые потенции для достижения адаптивного эффекта в новых, порой резко изменяющихся условиях. Отсутствие у человека процессов биологической видовой дивергенции как раз и делает необходимым его локальное разнообразие, проявляемое прежде всего в выработке различных этнических культур".
Но это, - повторил И. Набок - не означает движения "вспять", а предполагает сложный адаптационный процесс, с одной стороны, сохраняющий основные традиционные ценности культуры - духовно - нравственные, эстетические, сохраняющий уникальные коммуникационные системы - языки (причём это относится не только к "естественным" языкам, но и к другим языкам культуры), сохраняющий концептуальные основания традиционной системы жизнедеятельности, в том числе производственной; с другой стороны, включающий эти культуры в новый социокультурный контекст, в современные коммуникационные системы, в новую социально-экономическую реальность. При этом должны учитываться многие факторы, связанные с различиями культур коренных малочисленных народов, их этнорегиональными особенностями, уровнем сохранности языка, этнической идентичности. Этот процесс должен управляться на научной основе, его стихийное развитие ведёт к неизбежной аккультурации, ассимиляции, утрате этнической идентичности и окончательному разрушению уникальных культур арктических этносов. Синкретизм, особое взаимопроникающее единство различных компонентов традиционной этнической культуры (духовных, материальных, социальных), требует сегодня системно подходить к адаптационным и модернизационным процессам. Здесь следует учитывать и то, что различные компоненты этого синкретического единства обладают различной степенью сохранности, различным потенциалом "экстраполяции" в современную культуру. И мера, и характер модернизации здесь может быть чрезвычайно различными. Проблемы сохранения языка и культуры должны рассматриваться прежде всего в контексте общей политики по отношению к арктическим регионам, включающей решение комплекса вопросов социально-экономического, экологического, правового, этнокультурного, культурно-образовательного содержания.
В значительной степени ключевым здесь остаётся вопрос о сохранении этнической идентичности коренных малочисленных арктических народов, об интеграции их этнической и гражданской идентичности. Это - один из важнейших и достаточно сложных вопросов национальной политики. В одной из предвыборных статей В.В. Путина, являющейся фактически частью новой президентской программы, приоритеты в этом вопросе сформулированы точно и недвухсмысленно: "Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности". Заявленный здесь приоритет гражданской идентичности, патриотизма - это и директива для культурно-образовательной политики. Но конкретные пути, средства формирования гражданской идентичности как приоритетной для государства идентичности в её соотношении с другими видами идентичности - одна из самых сложных и противоречивых проблем. И в значительной степени это связано именно с пониманием этнической идентичности, непосредственно с ней корреспондирующей. Здесь ни в науке, ни в общественном сознании, увы, не наблюдается единства и консенсуса. "Застарелая" болезнь всеобщей "этнографической безграмотности" населения, вызванная так и не преодоленным односторонне классовым пониманием движущих сил истории, в которое "этническое" ее измерение никак не вписывается, продолжает оказывать существенное влияние на общество. Это обнаруживает себя и в парадоксальных идентификациях, возникающих при переписи населения, и в том, что представления значительной части граждан нашей многонациональной страны, например, о коренных малочисленных народах Севера, увы, часто ограничиваются анекдотами о "чукчах".
Эксперт отметил, что сегодня широко распространена точка зрения, согласно которой "укрепление этнической идентичности, якобы, неизбежно разрушает гражданское единство общества, неизбежно ведёт к этническому сепаратизму. На наш взгляд, к этому, скорее ведёт, игнорирование этничности, попытки сконструировать гражданскую идентичность без опоры на этничность этническую. Своеобразная "идеосинкразия" этнического сепаратизма, боязнь разрушения единства культурно-образовательного пространства страны приводят на практике к девальвации этнической идентичности коренных малочисленных народов, их перманентному ассимилированию.
И здесь решающим фактором оказывается, на наш взгляд, образование. Следует отметить, что в "Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", утвержденной решением
С другой стороны, в явном противоречии с вышеуказанным, на наш взгляд, находятся три "модернизационных" акта, осуществлённых в последние годы Министерством образования и науки РФ и наиболее болезненно "ударивших" именно по коренным малочисленным народам Севера: а) изъятие из Закона об образовании понятия "национальная школа"; б) изъятие из Федерального образовательного стандарта т. н. "национально-регионального компонента"; в) перевод школ на "подушевое финансирование". Разумеется, эти меры продиктованы прежде всего, стремлением сохранить единство Российской Федерации, единство культурно-образовательного пространства страны, а также противостоянием тенденциям "этнического сепаратизма" и даже развитием процесса "демократизации" образования. Но насколько адекватны этим целям указанные выше действия? Сама культурно-образовательная практика последних лет говорит, скорее, об отрицательном их результате. Так, в частности, теперь национально-региональное (этнорегиональное) содержание образования в соответствии с ФГОС должно быть интегрировано в содержание обязательной части основной образовательной программы ее гуманитарного блока, призванного "транслировать ценности российской и общечеловеческой культуры". Но указанная модернизация образования привела по существу к отказу от обязательности обучения родным языкам и культурам, зависящего теперь от "возможностей образовательного учреждения".
А каковы эти возможности? Здесь придётся обратиться к принятому 1 декабря 2007 г. Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта", который, в частности, утвердил переход на нормативно подушевое финансирование образовательных учреждений. Именно этот закон, ориентированный на экономичекую рентабельность, чрезвычайно болезненно сказался на деятельности малокомплектных школ, преобладающих в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Арктики (и всей Сибири и Дальнего Востока страны), привёл к закрытию многих образовательных учреждений этого типа, способствовал резкому сокращению преподавания родных языков и культур коренных народов в арктических регионах.
Ситуация с преподаванием родных языков коренных малочисленных народов Арктики остаётся не просто кризисной, но и ещё имеющей отрицательную динамику развития. Следует подчеркнуть также, что все языки коренных малочисленных народов Арктики могут быть квалифицированы как языки функционально ограниченные, так как они не являются языками обучения, а преподаются только в предметной форме. Это означает особый риск исчезновения, утраты языков коренных арктических народов, которые в этом случае вряд ли могут выполнить функцию "хранителей истории Арктики". В данной ситуации реальное устойчивое развитие коренных малочисленных народов Арктики возможно только при условии принятия и реализации особой федеральной комплексной программы поддержки культуры и образования народов Арктики, учитывающей их этнокультурные особенности, реальную культурно-образовательную и языковую ситуацию в Арктических регионах, в которой образование коренных народов рассматривалось бы не в русле общих стандартов, но как особый вид образовательной инклюзии, требующий своих подходов и своих стандартов".