Спор о "финно-угорских корнях" венгров еще в ХIХ веке приобрел политизированный характер. Современная венгерская нация строилась из благородного сословия путем расширения прав на новые социальные группы. В Средневековье собственно сословие "благородных" (nemesek) и было венгерской нацией. Венгерские "благородные" (не совсем точный перевод - дворянство) для культурной и этнической самоидентификации выработали еще в ХIV веке исторический миф о "завоевании Родины". Основа его была заложена в сочинении безымянного хрониста Анонимуса "Gesta Hungarorum" рубежа ХIII и ХIV веков. Именно идеи этого сочинения лежат в основе современной "туранской" концепции о евразийских кочевнических корнях венгров. В период создания этого национального мифа он играл, по-видимому, чисто прикладное значение для укрепления "национального самосознания" "благородных" перед лицом конкуренции с немецким и другим западноевропейским рыцарством, поступавшим на службу к венгерским королям. Исторический миф о гуннском происхождении вождей венгерских кочевых племен отразился даже на латинском названии страны. Из латинского он был воспринят в современные западноевропейские языки: сравни Hungary (англ.) и Ungarn (нем.). "Туранская идея", таким образом, унаследована современной венгерской нацией от ее феодального предшественника из Средневековья.

Как бы там ни было, но в первой половине ХIХ века исторический миф "завоевания Родины" был дополнен концепцией о финно-угорских корнях венгерского этноса. Финно-угорская теория была создана венгерскими учеными-филологами. Наука Нового времени вообще и в данном конкретном венгерском случае противостояла феодальной идеологии. В Венгрии "финно-угорская идея" была сформулирована людьми, связанными с культурой новых городских средних слоев. Это стало еще одним скрытым мотивом конфликтности. Разве это наши родственники? - спросили тогда "благородные" у "мещан" - венгерских университетских ученых-филологов, указав им на грязных лапландцев, бедных чухонцев с финнами и диких сибирских остяков. Ответом "благородных" на ученый, с их точки зрения, "бред" филологов стало торжественное празднование в 1896 году "Тысячелетия Венгрии". Это официальное мероприятие было проведено на фоне шикарных декораций самого блестящего во всех отношениях периода истории Австро-Венгрии. Научные теории и исторические концепции происхождения венгров именно тогда окончательно получили политизированное измерение.

В середине ХIХ века финно-угорская концепция венгерских ученых-филологов стала буквально восприниматься культурными представителями дворянского сословия теорией, "воняющей рыбьим жиром". Само романтическое самосознание своих корней у "благородных" было тогда оскорблено. Первой научной баталией, имевшей политизированный подтекст, стала филологическая дискуссия в конце 1860-х годов между Арминием Вамбери (1832-1913) и Иосифом Буденцем (1836-1892) о классификации венгерского языка. Вамбери отстаивал идею того, что венгерский язык входит в тюркскую группу языков. Подобную классификацию с того времени и до сих пор полностью принимают в Турции. Турецкий и венгерский языки - это две ветви Уральско-Алтайской языковой семьи, считают сейчас в Стамбуле.

В современных условиях давнишняя дискуссия вновь приобрела в Венгрии политическое звучание. В 2000-е годы крах либеральных иллюзий в венгерском обществе и развитие национализма имели следствием ренессанс традиционализма. Пришедшие к власти фидесисты (фактически, это венгерские националисты) отрицают и ценности зашедшего в тупик финансового капитализма. Тем более, они не приемлют и социал-демократические идеалы социальной солидарности. Вот из этого идеологического вакуума начала этого века и прозвучал призыв вождя Фидес Виктора Орбана вернуться к ценностям традиционных корней. В этих условиях становится понятным выдвижение на первый план в культурной политике "туранской концепции" происхождения венгров. Т. е. речь в данном случае идет не просто об экономическом прагматизме отношений с тюркскими народами и государствами Евразии, а о некой устойчивой идеологической традиции, поколебать которую доводами одной только финно-угорской филологии крайне сложно. Все эти "туранские увлечения" в современных условиях неслучайны, а вполне закономерны. Вожди Фидес - партии, завоевавшей абсолютное господство на выборах 2010 года в Венгрии, осознают себя "плебейскими демократами". В современном языке - это определение, на самом деле, означает претензию на замещение в обществе места аристократии. На деле же речь идет о ментальной воображаемой реставрации "благородных", пусть в новом их обличье.

В Венгрии уже сразу после победоносных выборов весны 2010 года назначенный новый госсекретарь по культуре трансильванский венгерский поэт Геза Сёч начал пересмотр содержания "Julianus-program", занимающейся исследованием венгерских корней. "Я считаю анахронизмом, что сейчас национальное сознание стиснуто догмами финно-угорских теорий, которые считаются эксклюзивными", - заявил он тогда в интервью изданию HVG. Скучным теориям венгерских филологов финно-угристов, таким образом, была противопоставлена романтическая идущая от Анонимуса средневековая традиция. Чуть позже заместитель госсекретаря по образованию Золтан Гловицкий в интервью ведущему правому изданию Magyar Hírlap предупредил: "Маловероятно, что в ближайшем будущем мы встроим в исторические образовательные программы нашего народа различные финно-угорские теории".

Сейчас центрами финно-угорской идеи и международной кооперации в культурной политике являются соответствующие филологические кафедры в пяти венгерских университетах. По ним и был нанесен прицельный удар венгерскими властями под предлогом развития в стране Болонской системы университетского преподавания. Из сферы обучения в бакалавриате в Венгрии были выведены зарубежные финно-угорские языки. Изучать их теперь можно только два года в магистратуре. Раньше процесс преподавания финно-угорских языков был непрерывным и более длительным по времени.

В этих условиях венгерский ученый финно-угрист Петер Домокош признался: "И, хотя в дальнейшем общие корни между венграми и другими уральскими народами оказались научно доказанными, тем не менее, многие венгры продолжают это игнорировать. Полагая, что куда приятнее вести свой род от аристократии древних эллинов или римлян, чем иметь общие корни с аборигенами северной тундры и тайги. Сейчас, с приходом к власти в Венгрии новых консервативных сил, эти настроения заметно усилились. Доводы ученых в пользу общих уральских корней воспринимаются обществом все труднее. Эта борьба исследователям может стоить жизни". В последнее обстоятельство сейчас трудно поверить. Но что ждет нас в ближайшем будущем?

Именно в этих условиях глубинного идеологического отторжения идеи "финно-угорского родства" и предстоит сейчас венгерским властям в сентябре 2012 года провести у себя очередной конгресс финно-угорских народов.

В настоящее время, как уже говорилось, бастионом идеи "финно-угорского единства" остается венгерская филологическая школа финно-угристики. Ее сильной стороной является на сегодняшний момент тесное полувековое сотрудничество с коллегами из других стран. Первый международный научный конгресс финно-угроведов состоялся в 1960 году именно в Будапеште. После чего эти конгрессы стали проводиться регулярно, и их поочередно принимали Финляндия, Венгрия, СССР (затем Россия) и Эстония. Долгое время общая направленность новейших финно-угорских исследований, координируемых этими международными научными форумами, не выходила за рамки занятий частными сугубо языковедческими проблемами. Только с начала 1980-х годов в исследованиях появилась общекультурная тематика. Международная финно-угорская филология и стала основанием для следующего этапа развития международного движения финно-угров, воплотившаяся в проведении их нынешних общественных международных конгрессов. Из кругов международной финно-угорской филологии и вышла в начале 1990-х годов этнонационалистическая теория об общем "финно-угорском мире". Идея "финно-угорского единства" базируется на положении, что между финно-угорскими народами существует не только лингвистическое, но и культурное родство. Практики ее уже второе десятилетие пытаются сформировать общую надграничную и культурную идентичность, создать единое культурное пространство и даже некую культурную общность.

Воплощением этой практики и стали Всемирные конгрессы финно-угорских народов, которые проходят раз в 4 года. Официально Всемирный конгресс финно-угорских народов является форумом представителей финно-угорских, а также самодийских народов, не зависимым от правительств и политических партий. Конгрессы проводятся в целях поощрения сотрудничества между финно-угорскими народами, а также финно-угорских с другими народами в области культуры, информации, образования, науки, права, экологии, социально-политических вопросов и экономики. Эти форумы настраивают финно-угров и самодийцев на противодействие процессам языковой и культурной ассимиляции, а также на содействие реализации международных норм в области прав человека, права народов на самоопределение и прав коренных народов. Таким образом, в правовом плане Конгресс финно-угров ориентируется на "международное право" с его понятием "коренные народы", непризнанное Россией. Первый Конгресс финно-угорских народов прошел в 1992 году в Сыктывкаре. Следующие конгрессы проводились в Будапеште (1996 год), Хельсинки (2000 год), Таллине (2004 год) и Ханты-Мансийске (2008 год). Следующий конгресс по круговой очереди и должна будет провести в 2012 году Венгрия.

Вопрос о практической стороне организации был поставлен венгерским правительством достаточно поздно - в 2011 году. Сейчас организацию и проведение Конгресса финно-угров в венгерском МИДе курирует Эрнё Кешкень - глава департамента Восточной Европы и Центральной Азии. По образованию он русист. Венгерский МИД в организационном комитете Конгресса, фактически, представляет бывший посол в РФ Дьёрдь Нановски. В Венгрии он знаменит в качестве эсперантиста. Однако с финно-угорскими делами Нановски имеет дело с 1993 года. Практическими организационными вопросами проведения конгресса специально занимается госсекретарь из венгерского министерства ресурсов Юдит Хаммерштейн.

Нынешнее венгерское правительство из идеологических соображений хотело бы видеть финно-угорский конгресс на обочине общественной жизни. Проводит его оно только из соображений необходимости, унаследованной от прошлых времен. Именно поэтому правительство захотело особо не тратиться на него и убрать Конгресс куда подальше с глаз долой. Ему не нужна и реклама этого мероприятия в Венгрии. Кроме того, проведение Конгресса могли бы омрачить какие-нибудь уличные акции протеста со стороны радикальных националистов из Йоббик в том случае, если бы он проводился в Будапеште. Поначалу для проведения конгресса был определен ничем ни примечательный городок Комаром на Дунае. Но это было настолько непрезентабельно, что после некоторых размышлений избрали курортный центр на берегу Балатона - город Шиофок. Тут вам и пляж, и винные погреба неподалеку, - рассуждали в венгерском правительстве.

20 октября 2011 года венгерское правительство на своем заседании рассмотрело вопрос о проведении запланированного в Венгрии на 5-7 сентября 2012 года VI Конгресса финно-угорских народов. На нем было решено на проведение Конгресса выделить 150 млн. форинтов (€500 тыс.). Сумма явно скромная для мероприятия подобного рода. Венгры рассчитывают на 450-600 участников. Всех их планируется поселить в одной гостинице "Азур". Пленарные заседания Конгресса предполагается проводить там же. Но Большой зал в "Азуре" с трудом сможет вместить одних только участников Конгресса. Журналисты не будут допущены на пленарные заседания, они будут смотреть на событие с экрана в другом помещении. Расходы по проживанию и питанию участников Конгресса в течении трех дней его проведения взяли на себя организаторы. При этом под участниками понимаются только члены официальных делегаций. Зарегистрированные Международным консультативным комитетом финно-угорских народов (МККФУН) "наблюдатели" в это число не входят. Наблюдатели должны будут оплачивать проживание и питание на Конгрессе из своих средств. Для них Конгресс превращен в отнюдь недешевое туристическое мероприятие. Отметим, что участники Конгресса должны оплачивать самостоятельно и транспортные расходы для посещения мероприятия.

Дефицит средств, выделенных венгерским правительством на проведение Конгресса, привел к тому, что 25-26 ноября 2011 года на заседании в Шиофоке МККФУН постановил ввести "регистрационный взнос" на участие в Конгрессе. Для члена делегации - €100, для наблюдателя - €200.

Из-за явного пренебрежения Конгресса венгерскими властями решение организационных вопросов в Венгрии не обошлось без скандала. Из МККФУН демонстративно вышел представлявший в нем Венгрию профессор финно-угорской филологии из Западно-Паннонского университета Янош Пустаи. Свое решение он мотивировал политическими причинами. Его полномочия координатора МККФУН по Венгрии перешли к Дьёрдю Нановски. Очевидно, что Пустаи выступил против линии венгерского правительства в "финно-угорском вопросе" и демонстративного пренебрежения им "финно-угорским братством". Впрочем, сами венгерские чиновники могут обосновывать свою позицию необходимостью следовать политике экономии в условиях бюджетного кризиса. Здесь они получат явную общественную поддержку в стране.

Сейчас за месяц до проведения Конгресса, 8 августа 2012 года, организационный комитет сообщил, что он разослал приглашения на конгресс главам государств: Венгрии, Финляндии, Эстонии и России. Стало известно, что президент Венгрии Янош Адер, Финляндии - Саули Ниинисто, Эстонии - Тоомас Хендрик Ильвес примут участие в Конгрессе. Ответа из администрации президента РФ Владимира Путина на приглашение прибыть на Конгресс в Шиофок пока не поступало. Здесь надо отметить, что Финляндия, Эстония и Венгрия являются парламентскими республиками. Главы государств в них, в отличие от России, играют важные, но, по большей части, церемониальные функции. Правда, предыдущий V Конгресс, который проводился в 2008 году в Ханты-Мансийске в Российской Федерации, посетил тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев. Впрочем, присутствие глав государств на финно-угорских конгрессах нельзя назвать традицией. Тройка президентов Финляндии, Эстонии и Венгрии присутствует на означенных мероприятиях только с III Всемирного конгресса, который проводился в 2000 году в Хельсинки.

Главная тема нынешнего VI Конгресса - "Народ и язык". Кроме того, предполагается работа в секциях "Этнополитика и право", "Язык и образование", "Культура", "Информационные технологии и СМИ", "Здоровье, демография и экология".

Для участия в Конгрессе определены следующие нормы представительства: по 20 делегатов от венгров, карел, коми, коми-пермяков, марийцев, мокши, удмуртов, финнов, эрзя, эстонцев; по 10 делегатов от саамов, хантов, манси, ингерманландцев, тверских карел, вепсов и ненцев; по 3 делегата от води, ижоры, квенов, ливи, нганасанов, селькупов, сету и энцев.

VI Международный Конгресс финно-угорских народов обещает быть проблемным. Можно констатировать, что кризис финно-угорского движения в России сейчас дополнен нигилизмом Венгрии, консервативно-националистические власти которой готовы отказаться от непродуктивной, как им представляется, идеи "финно-угорского единства".

Дмитрий Семушин