Юридическая служба Фонда защиты гласности назвала безосновательным преследование журналиста Андрея Корецкого. Корецкий, редактор независимого информационного агентства "Уралдейли.ру" (www.uraldaily.ru), опубликовал в период с мая по сентябрь 2010 года более 10 статей, в которых он в ироничной форме освещал проблемы Каслинского муниципального района Челябинской области и критиковал деятельность администрации. Прокуратура Челябинской области обвинила независимого журналиста в вымогательстве в крупном размере и возбудила в отношении него уголовное дело.

Следствие считает, что Корецкий хотел потребовать от главы района Александра Коробейникова деньги за прекращение размещения статей. При этом сам факт размещения статей, по мнению следователей, является завуалированным способом вынудить Коробейникова заплатить. Как подчеркивают в Фонде защиты гласности, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что журналист требовал от кого-либо деньги и, тем более, что он угрожал распространением порочащих сведений. "По логике следствия получается, что опубликование любых критических материалов о деятельности органов власти может рассматриваться, как преступление - завуалированный способ вымогательства", - говорится в заключении фонда. Обвинение строится на том, что Коробейников мог, прочитав статьи, обратиться к редактору с просьбой о прекращении размещения. "Объективных доказательств данных предположений в материалах уголовного дела нет", - подчеркивает юридическая служба фонда.

Согласно законодательству РФ, ответственность за распространение порочащих сведений наступает только в случае, если сведения не соответствуют действительности. При этом, отмечают правозащитники, в материалах дела нет ни одного доказательства того, что сведения не соответствуют действительности или того, что журналист распространял сведения, которые можно проверить, а не свои оценочные суждения. В обвинении указано, что 4 февраля 2011 года Корецкий по телефону подтвердил свое требование о необходимости передачи ему денег, при этом статьи с "порочащей информацией" были им опубликованы с мая по сентябрь 2010 года - то есть девятью месяцами ранее. ФЗГ также отмечает, что "потерпевший" Коробейников ни разу не обратился в суд с иском о защите своего доброго имени и деловой репутации, которую долго якобы порочил журналист. "Итак, первая фраза обвинительного заключения "Корецкий Андрей Александрович достаточно изобличается в том, что он..." не нашла подтверждения на всех 136 листах этого документа", - заключает юридическая служба ФЗГ.

В середине мая президент фонда по защите гласности Алексей Симонов направил письмо прокурору Челябинской области Александру Войтовичу. В нем он отметил, что обвинение журналиста в вымогательстве в крупном размере под угрозой распространения сведений, позорящих физических лиц, для России является довольно редким случаем, и ранее подобные дела рассыпались еще на стадии предварительного следствия. Симонов также отметил, что фонд подробно изучил обвинительное заключение и считает, что материалы уголовного дела содержат больше вопросов, нежели ответов.

"Россия в международных рейтингах свободы слова и так стоит на 170 -х местах. Не хотелось бы, чтобы мировая общественность получила еще одно доказательство преследования журналистов за их профессиональную деятельность", - заявил директор российского Фонда защиты гласности. История челябинского журналиста - один из самых громких публичных скандалов в бытность губернатора Михаила Юревича. В частности, вице-президент фонда Центра политических технологий Егор Чижов считает, что случай Корецкого - отражение в целом тенденций, набирающих силу в ключевых "электоральных территориях" страны. Эти тенденции характеризуются зажимом прессы, монополизацией медиа-рынка, заведением абсурдных уголовных дел, как это случилось в частности, в Челябинской области.