Историк: Подлинные герои белорусского народа - те, кто отстаивали его общерусскую мечту
Попытки представить историю Белоруссии как историю польско-литовской шляхты несостоятельны. Об этом 10 апреля заявил корреспонденту ИА REGNUM белорусский историк, профессор
"Есть у белорусов подлинно народные герои", - заявил Черепица. По мнению белорусского историка, представление о белорусской истории как об истории, связанной с именами лишь польско-литовской знати является проявлением либо невежества, либо сознательного искажения исторической правды. На протяжении всей истории, отметил профессор, в среде белорусского народа рождались подлинно народные и национальные герои, имена которых сегодня замалчиваются, а в качестве национальных героев представлены или представители польско-литовского привилегированного сословия - шляхты, или окатоличенной части населения.
"Радзивиллы, Сапеги, Вишневецкие, Чарторыйские и многие другие представители местной шляхты проявили себя в большинстве случаев в белорусской истории как "здрадники" - т.е. изменники. Хотя отдельные отпрыски шляхетских родов, в определённые периоды, несомненно, проявляли себя и как выдающиеся личности. Но при взгляде на белорусскую историю нельзя, конечно же, отрицать и того факта, что как магнаты, так и представители менее знатных шляхетских родов частенько становились то на одну, то на другую сторону. Возьмём, к примеру, Северную войну: здесь Радзивиллы стояли на прорусских позициях и поддерживали
По мнению гродненского профессора, подлинными белорусскими героями являются те представители белорусского народа, "которые отстаивали нашу цивилизационную идентичность, наше цивилизационное тяготение, нашу мечту, нашу общерусское этническое единение - белорусов, великороссов и малороссов". Доказавших выдающимися поступками такого рода тяготение к нашей общерусской истории, считает профессор, можно назвать подлинными героями белорусской истории.
"Таковых людей достаточно много в белорусской истории. Возьмем, к примеру, XVIII-XIX века: архиепископ Георгий Конисский, митрополит Иосиф Семашко, виленский генерал-губернатор граф Михаил Муравьёв - их достаточно много, за каждым из них - большие заслуги перед белорусским народом. Конисский смог устоять перед соблазнами и последовательно, решительно, несмотря ни на что, отстаивал наше духовное родство - восточнославянское, русское, православное.
"Именно благодаря митрополиту Литовскому и Виленскому Семашко белорусские крестьяне не пошли за польскими мятежниками, за Константином Калиновским - мнимым белорусским героем, заявлявшим, обращаясь к народу в канун польского мятежа 1863 года: "На польской земле живём, польский хлеб едим", а также - "за измену нашей родной вере унии ждут вас кары небесные". Но белорусы знали, на чьей земле живут и не изменили своей родной православной вере, несмотря ни на какие угрозы окатоличенной и полонизированной шляхты. Немало преданных общерусскому братству белорусов по их произволу было тогда повешено и расстреляно. Антиподом Калиновскому, хотя и великорусских корней, был граф Муравьёв, который буквально спас Белоруссию вместе с духовным пастырем нашего народа, малороссом митрополитом Семашко. Малороссы, великороссы, белорусы - нераздельная часть русского мира", - продолжил Черепица. По мнению профессора, роль митрополита Семашко и виленского генерал-губернатора Муравьёва вполне органична в белорусской истории, эти личности принадлежат ей.
"Удивительно, но личность Муравьёва у нас не увековечена. Ему был в конце XIX века установлен памятник в Вильно, но из политических соображений он впоследствии был разрушен. А ведь именно Муравьёв сыграл выдающуюся роль в реализации крестьянской реформы в Белоруссии, он поднял народное образование, культуру", - добавил белорусский историк.
По мнению Черепицы, не следует сводить понятие "белорусский герой" только лишь к дворянам или военным - уважения и почитания заслужили белорусы, проявившие себя на научном и иных поприщах. "Например, Михаил Осипович Коялович являлся не только Колумбом, открывшим всей России историю Белоруссии, но и автором ряда выдающихся научных трудов, главой целой исторической школы. Его ученики-западнорусисты (всех не перечесть), оставили после себя наиболее правдивую историю Белоруссии. К примеру, Евстафий Филаретович Орловский открыл для нас уникальную русскую старину Гродненской земли. Отец и сын Солоневичи - Лукьян Михайлович и Иван Лукьянович также открыли для нас новое, русско-православное осмысление истории Принеманского края. Отец - через очерки истории Гродненской губернии, а сын - через "Народную монархию" и ряд других выдающихся работ. Они правдиво показали, кто мы, какое место мы занимаем в исторической доминанте триединого русского народа".
Белорусскими героями, по мнению гродненского профессора, являются также и герои Отечественной войны 1812 года - не только генералы, но и простые солдаты, партизаны из числа крестьян белорусских деревень. "Например, генерал Яков Кульнев, солдаты Гродненского гарнизона - несомненно, герои Отечественной войны 1812 года, - отметил Черепица. - Или, взять гродненца, генерал-лейтенант Василия Геймана. Он прославил себя в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов, его повсеместно величали "герой Карса". Генерал-фельдмаршал Иосиф Гурко, также белорус, во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов командовал передовым отрядом русской армии, он был подлинным героем г. Шипки. Ему Болгария во многом обязана избавлением от османского ига. Военный министр и министр России, много сделавший для реформирования военного образования в стране, белорус Пётр Ванновский, гродненский губернатор и он же московский градоначальник Вадим Шебеко сумел прекрасно организовать жизнь и оборону города-крепости Гродно в годы Первой мировой войны. Уверен, если бы не приказ оставить город - кайзеровские войска получили бы достойный отпор под Гродно. А взять уроженцев Гродненщины, видных военачальников Гражданской войны и
Черепица не видит оснований сводить образ белорусского героя только лишь к польской или литовской шляхте, к фамилиям магнатов Речи Посполитой. По мнению профессора, такой перекос, наблюдаемый в современной историографии (в т.ч. официальной) вызывает смешанные чувства тревоги и возмущения.
Отвечая на вопрос, чем может быть вызвана активная деятельность в Белоруссии по установлению памятников литовским князьям, восстановлением имений польско-литовской знати, профессор сказал: "Это результат активности тех людей, для которых этот период (Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, - прим. ИА REGNUM) - точка отсчёта белорусской государственности. Эти деятели не являются приверженцами исторической правды, но зато отличаются большой пробивной энергией, нахрапистостью. Чиновники идут у них на поводу то ли по безграмотности, то ли не желая прослыть противниками якобы либеральных демократических идей".
"С другой стороны, немало усилий пришлось приложить для того, что бы установить в 2011 году в Гродно памятную доску гродненскому губернатору
Как сообщало ИА REGNUM, власти Белоруссии отказываются обсуждать сроки установки памятника Святой равноапостольной княгине Ольге в городе Витебске и готовятся к установке памятника Ольгерду - князю Великого княжества Литовского, организатору завоевательных походов на Москву, известного своим неоднозначным отношением к христианству. В декабре 2011 года Минкультуры Белоруссии объявило конкурс на создание эскизных проектов памятника Миндовгу - основателю и первому князю Великого княжества Литовского. До этого, в 2008 году в Могилёве был установлен памятник папе римскому
Напомним, что в 2012 году в рамках утверждённой 6 января Совмином госпрограммы "Замки Белоруссии" планируется восстановление нескольких замков литовских князей и польских магнатов. Минкультуры Белоруссии уделяет особое внимание восстановлению памятников, напоминающих о временах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, а также переводу с русского на белорусский язык всего делопроизводства в госучреждениях.
Также напомним, в 2004 году власти Белоруссии восстановили усадьбу Костюшко в Косово (Брестская область), где родился национальный герой Польши. Усадьба Костюшко была сожжена в августе 1942 года белорусскими партизанами. На восстановление усадьбы (по рисункам XIX в.) и организацию музея Тадеуша Костюшко были потрачены деньги белорусского госбюджета, а также грант правительства США.
Напомним также, 21 февраля