Владимир Веретенников: Сага о даугавпилсском международном аэропорте

Рига, 9 марта 2012, 12:55 — REGNUM  

С периодичностью несколько раз в год в крупнейшем городе Латгалии Даугавпилсе возобновляется лихорадочная активность вокруг плана строительства международного аэропорта. В целом же, "великая аэропортная эпопея" длится уже без малого семь лет - и пока что ей не видно конца-краю. Склонные к острословию местные жители уже успели окрестить сей "проект века" Нью-Васюками.

Будем летать, как птицы?

Первоначальная инициатива создания в окрестностях города воздушной гавани международного класса исходила от крупного даугавпилсского бизнесмена (главы холдинга Ditton) Владислава Дриксне, занимавшего в 2005 году пост вице-мэра в городском самоуправлении. Именно он сыграл решающую роль в том, что Дума утвердила проект строительства аэропорта.

В ту пору В. Дриксне заявлял, что это будет очень просто: сначала муниципалитет учреждает ООО с уставным капиталом в 2000 латов, которое займется привлечением денег из еврофондов на строительство взлетной полосы и всего прочего. На разработку соответствующей проектной документации должно уйти года полтора. После получения западных денег немедля начинается строительство, и Даугавпилс обзаводится собственным коммерческим аэродромом. Принадлежать он будет, соответственно, городу - но и частный капитал вполне сможет участвовать в создании и управлении неизбежно сопутствующих столь значимому объекту структур. Дескать, привлекающий крылатых гостей из разных стран Даугавпилс быстро станет если уж не центром Вселенной, то, во всяком случае, значительно повысит свой статус.

Когда возник спор насчет денег, которые требовали с самоуправления на этот проект, В. Дриксне заявил: "Лет через пять-семь нынешние споры о средствах покажутся смешными, на фоне благ, которые получит Даугавпилс". По его словам, на долю самоуправления выпадет лишь 10% чистых расходов на аэропорт. Еще 75% "отобьются" за счет евроденег, а оставшиеся 15%, мол, по негласной договоренности, выделит Министерство путей сообщения, возглавлявшееся в ту пору сопартийцем Дриксне по списку "Латвийская Первая Партия/Латвийский Путь" Айнаром Шлесерсом. Вице-мэра полностью поддержала тогдашняя градоначальница Даугавпилса Рита Строде - сказав, что "аэропорт нужен, это каждому ясно". И в июле 2005 года Дума Даугавпилса приняла решение о создании ООО Daugavpils lidosta, которому поручили работу по воплощению проекта аэропорта в жизнь.

Осенью 2005 года стало известно, что Владислав Дриксне договорился с землевладельцем по фамилии Чуленко. Предметом договора стала купля участка земли в 227 гектаров в поселке Лоцики под Даугавпилсом - за сумму в 1 миллион латов. На данной территории в советское время располагался военный аэродром, к настоящему времени пришедший в плачевное состояние. Именно на базе этого аэродрома Дриксне и предложил создать современный аэропорт. Для того, чтобы окончательно склонить чашу весов на свою сторону, он объявил, что готов через четыре года, если идея аэропорта лопнет, приобрести у муниципалитета сей участок за ту же сумму - миллион латов. И Дума утвердила решение о покупке. В итоге землевладелец Чуленко получил огромную сумму за заброшенную территорию с потрескавшимися бетонными плитами.

Вообще, с самого начала вся эта затея вызвала шквал критических замечаний - не только со стороны простых даугавпилчан, но и от ответственных лиц. Например, депутат Думы Ливия Янковская (в настоящее время вице-мэр Даугавпилса), находившаяся на тот момент в оппозиции, выступила в прессе с жесткой критикой данного проекта: "Когда принимались решения по строительству аэропорта, никто не захотел вспомнить, что произошло с аэродромом в Лоциках после развала СССР, чьими руками все там было разграблено и вывезено. А история такова, что когда-то этот аэродром был в ведении районного Совета, потом перешел к Науенской волости, затем за бесценок приобретен фирмой LatAvio. Наконец, город приобрел эту землю за огромные деньги у прежних владельцев, у которых она лежала мертвым грузом, была отягощена ипотекой в 150 тысяч латов, и за которую они вынуждены были платить немалый налог. То есть пока что немалую выгоду получили только бывшие владельцы данной территории... Все говорят, что теоретически это прекрасно, но никто не назвал реальных обоснованных цифр! Мы, депутаты, тоже их не видели и не слышали. Никто из Думы не додумался попросить элементарный бизнес-план, то есть узнать, для чего мы вложили полтора миллиона и кормим людей, которых посадили в новоиспеченное ООО Daugavpils lidosta. Думский отдел развития озвучил цифру: в год аэропорт должен обслужить полтора миллиона пассажиров. Объясните, пожалуйста, откуда мы их возьмем в городе, насчитывающем 107 тысяч жителей!? (на данный момент, согласно итогам переписи населения, в Даугавпилсе осталось только 93 тысячи человек - авт.) Допустим, будут приезжать из Резекне, Краславы, возможно, из близлежащих районов Литвы - но все это пока на уровне благих пожеланий. Что касается россиян и белорусов - при нынешнем нерешенном вопросе с границами вряд ли кто-то будет из них открывать визы, чтобы вылетать из нашего аэропорта. Шли разговоры об авиасообщении с Лондоном или Дублином - но, опять же, никаких технических выкладок и практических расчетов. Насчет притока инвесторов - тоже очень сомнительно, учитывая отток рабочей силы из региона, качество дорог и дороговизну энергоресурсов. Должной инфраструктурой для массового приема туристов мы пока не обладаем. Возможно, правда, что аэропорт мог бы использоваться для военных целей - нам это нужно!?"

Подайте миллиончиков!

2005 год миновал. На несколько лет суета вокруг "проекта века" утихла - а за это время В. Дриксне успел оставить пост вице-мэра. Однако, дело его продолжало жить. Член правления Daugavpils lidosta Виктор Пузан раздавал рижской прессе радужные интервью. С его слов, аэродром в Лоциках, ныне находящийся "в удручающем состоянии", скоро расцветет, и постоянные рейсы свяжут его с "городами Европы, СНГ и Ригой". Впрочем, на практике плиты бывшего аэродрома до сих пор пребывают в той же первозданной заброшенности, что и семь лет назад. Разве что зимой 2010 года самоуправление отрядило туда отряд "столатовиков" (безработных, которые занимаются уборкой улиц за сто латов в месяц) - и те, барахтаясь в сугробах, посрезали там дикий кустарник. Зато, благодаря развернутому пиару, уже и ближние, и дальние соседи в курсе, что под Даугавпилсом находится аэропорт международного класса, который уже начал или вот-вот начнет принимать воздушные суда со всего мира!

В частности, англоязычная Википедия извещает своих читателей, что работу над Даугавпилсским аэропортом "планируется закончить в 2013-ом году". В свою очередь, наивные соседи с Авиационного форума Беларуси и интернет-портала "Транспорт в России" еще на исходе 2007-го года перепечатали у себя следующую информацию: "Окончены реставрационные работы взлетной полосы, которые проводило предприятие-победитель закупочного конкурса Labiekartošana-D. Получен сертификат аэропорта общей авиации с кодированным обозначением 2В. Агентство гражданской авиации Латвии подтвердило, что ООО Daugavpils Lidosta компетентно оказывать услуги аэропорта, а это означает, что Даугавпилсский аэропорт будет возможно использовать для полетов гражданской авиации и специальных авиационных работ только в дневное время". Дальше больше. 30 мая 2008 года те же белорусы публикуют у себя интервью В. Пузана: "Пассажирские перевозки из Даугавпилсского аэропорта планируется начать с 2010-го года по такой же модели, какая действует в Лиепайском аэропорту. Это будет десять внутренних авиаперелетов ежедневно и не слишком дальние международные полеты. За год планируем перевозить 50-100 тысяч пассажиров. Сейчас зафиксирован спрос на внутренние рейсы, а о конкретных международных перевозках будем говорить с авиакомпаниями". Возможно, что и сейчас найдутся наивные белорусы и россияне, искренне верящие, что за прошлый год Даугавпилсский Аэропорт уже перевез "50-100 тысяч пассажиров"!

Весной 2009 года Дума объявила конкурс о привлечении частного инвестора для воплощения проекта "Нью-Васюков по-даугавпилсски". И спустя полгода, в октябре 2009-го, было объявлено, что долгожданный инвестор таки нашелся! В качестве такового была названа испанская группа компаний GECI Espanola S.A. и SRDI S.A. Согласно имеющимся данным, фирма GECI Espanola S.A. занимается разработкой, производством и поставкой оборудования для гражданских и военных нужд в области коммуникаций, навигации и воздушного сообщения. Но весь вопрос заключается в том, что под словом "инвестор" понимается физическое или юридическое лицо, готовое и способное вложить капитал для воплощения проекта. Группа же компаний GECI Espanola S.A. и SDRDI S.A., если верить информации с их сайта, является, в первую очередь, менеджером по проектам. То есть, разрабатывает технико-экономическое обоснование, производит бюджетное планирование, создает всю необходимую спецификацию по планировке, строительству, поставкам, сборке и обслуживанию оборудования. Значит ли это, что они были готовы не только произвести все вышеперечисленные работы на заказ, но и сами вложить 20 миллионов?

Таинственные приключения инвесторов-невидимок

После обнародования сообщения об объявившемся "инвесторе" деятельность вокруг аэропорта снова погрузилась в спячку еще на полтора года. Однако в мае 2011 года нынешний мэр Даугавпилса Жанна Кулакова совершила двухдневный визит в Испанию. Как рассказала глава города по возвращении, там она показала представителям компании GECI Espanola S.A. подготовленные документы и проект меморандума по соглашению, который должны подписать инвесторы, ООО Daugavpils lidosta и Гордума. Тем временем депутаты Думы большинством голосов утвердили проект решения, предусматривающий долевое участие муниципалитета в новом ООО Latgale International Airport с основным капиталом в 2 тысячи латов. Daugavpils lidosta в нем будет принадлежать 600 частей капитала. Фирмы GECI и SDRDI в свою очередь, будут иметь по 700 долей капитала каждая. Градоначальница торжественно объявила, что уже в ближайшее время инвесторы приедут в Даугавпилс - поставить свои подписи под этим проектом.

В свою очередь, глава ООО Daugavpils lidosta Виктор Пузан в беседах с прессой вновь излучал радужный оптимизм: "В ближайшее время прилетят наши зарубежные партнеры, чтобы поставить свои подписи под текстом меморандума, принятого самоуправлением. Как только подписи будут поставлены, уже можно будет с большей уверенностью отвечать на наиболее часто задаваемые нам вопросы: "когда?", "как долго?" и "во сколько нам это обойдется?".

Эти известия вновь вызвали массированную критику - не только со стороны простых горожан, изверившихся в возможности осуществления проекта "Нью-Лоциков", но и разбирающихся в авиации специалистов. В беседе с ИА REGNUM эту позицию обосновал проживающий в Даугавпилсе бывший военный летчик Владимир Вербицкий: "Настоящий аэропорт - не просто посадочная полоса, а совокупность огромного количества систем, служб и средств обеспечения. То есть владельцам аэропорта, если они хотят создать конкурентоспособное круглосуточно работающее всепогодное предприятие (качества, необходимые для получения сертификата международного аэропорта), придется закупить огромнейшее количество самого разного оборудования и найти несколько сотен квалифицированных специалистов, которых в самом Даугавпилсе никак не отыскать. И сэкономить здесь не получится, если из всей системы выпадает хотя бы один компонент - аэропорт неконкурентоспособен. Летчики и владельцы авиакомпаний не захотят летать туда, где их самолеты заправят некондиционным топливом, не смогут заменить забарахлившую радиостанцию и обеспечить самолеты питанием, не сумеют предоставить исчерпывающую метеосводку. Вокруг и так большое количество аэропортов - в Риге, Вильнюсе, Каунасе, Пскове или Витебске. Кто пожелает рисковать, чтобы лететь к непонятным даугавпилчанам? А ведь даугавпилсскому аэропорту мало обслуживать 5-6 рейсов в день - для достижения рентабельности прием самолетов должен производиться ежечасно!"

Дальше началось самое смешное. Обещанный визит инвесторов должен был состояться еще 14 июня 2011 года. Однако они не приехали. Вторично их визит анонсировался в канун праздника Лиго 23 июня - но снова подписание меморандума о создании предприятия Latgale Inetrnational Airport так и не состоялось. В качестве объяснения Дума заявила, что инвесторы хотели бы заодно заехать и в соседнюю Эстонию, а согласовать по срокам посещение обоих стран у них не получается. Но как только инвесторы определятся с графиком, то сразу же отправятся в Даугавпилс - пообещали думские начальники. Однако чуть позже было заявлено, что представители инвесторов, оказывается, недавно уже приезжали в Даугавпилс. Как заявил вице-мэр Виталий Азаревич, "приезжие эксперты осматривали территорию, где планируется построить аэропорт, изучали имеющиеся там коммуникации. Теперь они готовят свое заключение. Одним словом, решаются насущные технические вопросы". О дате подписания соглашения о создании Latgale International Airport говорить перестали. Однако, даже несмотря на откровенные насмешки над незадачливыми "авиаторами", чиновники Думы продолжали настаивать, что все "идет по плану", толковали о "боингах" и аэробусах А-310, которые скоро в большом количестве взбороздят небо над Даугавпилсом. Однако "испанские инвесторы" так и исчезли с городского горизонта. Позже, в качестве одной из причин их исчезновения Жанна Кулакова назвала даугавпилсскую прессу, постоянно выступавшую с критикой "Нью-Васюков": "Испанские инвесторы во время встречи напрямую говорят, что получают переводы статей, которые пишутся у нас. Иногда некоторые необъективно подают информацию, касающуюся развития аэропорта, свое субъективное мнение, не всегда совпадающее с действительностью - поэтому, в некоторой степени их настораживает эта негативная информация, которая поступает в газеты".

Тащить неудобно, бросить жалко

В ноябре 2011 года Дума объявила, что нашлись новые потенциальные инвесторы - на этот раз из Казахстана. На переговоры с ними в Ригу отправилась вице-мэр Ливия Янковская, за прошедшие годы кардинально изменившая свое мнение об аэропорте. В прессе она сказала, что переговоры с казахами "ни в коем случае не противоречат нашей договоренности с испанскими инвесторами. Быть может, это - хорошее продолжение, так как в аэропорт нужно вложить не один десяток миллионов латов". Затем г-жа Янковская дополнила: "Это дело чести для нашего города - решить когда-нибудь данный вопрос положительно, кроме того, для развития нашего региона это тоже необходимо". Однако известие о "казахских инвесторах" вызвало лишь град насмешек со стороны городской общественности, уже основательно подуставшей от "саги о аэропорте".

В январе нового, 2012 года Дума Даугавпилса утвердила обновленную концепцию развития международного аэропорта в Лоциках. Авторами этой концепции было заявлено, что проект аэропорта сможет "ожить", если начнется строительство новой АЭС в литовском Висагинасе. Дескать, компании, которые трудятся над проектом АЭС, уже интересовались тем, как может аэропорт помочь в их работе. По мнению автора обновленной концепции, эксперта в области авиации Кристапса Гатиса, если АЭС действительно построят, то Даугавпилс со своим аэропортом станет одним из важнейших транспортных узлов региона. Так что нужно поскорее возводить инфраструктуру аэропорта и начинать регулярные пассажирские перевозки. "Если это не будет сделано до того как начнет внедряться проект АЭС, то другие региональные аэропорты будут использовать инвестиционные возможности данного проекта" - стращает К. Гатис. А если еще начнет работу планирующийся в Лауцесской волости под Даугавпилсом нефтеперерабатывающий завод, то перспективы аэропорта и вовсе выходят весьма оптимистичными.

Наконец, в феврале 2012 года Дума Даугавпилса проголосовала за увеличение основного капитала ООО Daugavpils lidosta еще на 160 тыс. латов (в прошлом году он составлял 164 тыс. латов.). Дополнительные деньги потребовались на выплату части основной суммы займа (90 тыс. латов) на приобретение аэродрома и процентов по нему (35 тыс. латов) - плюс на административные расходы предприятия (в том числе на зарплату всех четырех нынешних его сотрудников). Тогда же Дума объявила конкурс на разработку технической документации для реконструкции и строительства инфраструктуры аэропорта. Как донес до общественности Виктор Пузан, на выполнение этой деятельности уже подала заявку латвийская компания. Кроме того, чиновник напомнил, что работа над аэропортом предусматривает сотрудничество с партнерами из Пскова и Витебска. В частности, разработан проект "Развитие услуг воздушного транспорта в международных региональных аэропортах Даугавпилса и Псков", в рамках которого планируется приобрести транспортные средства и установить системы пожарной безопасности на сумму более 4 миллионов евро. А в проект "Ревитализация окружающей территории аэропортов Даугавпилса и Витебска" стоимостью в 3 миллиона евро, могут войти работы по развитию окружающей территории аэропорта, а также реконструкция инженерных коммуникаций и инфраструктуры подъездных путей. Деньги на эти цели предполагается получить в том числе и из европейских фондов.

Таково положение дел с международным аэропортом Даугавпилса на настоящий момент. Но нужен ли на самом деле городу этот объект или нет? Его необходимость рьяно отстаивают некоторые местные бизнесмены. Так, представители туристической отрасли нередко сетуют: мол, в Даугавпилс могло бы приезжать гораздо больше туристов. Но как только иностранцы узнают, что от Рижского аэропорта до города нужно трястись 4 часа по "железке" или в раздолбанных авторыдванах... Также и владельцы частных медицинских клиник жалуются: в последние годы Латвия стала явной Меккой "медицинского туризма", однако местным врачам от прибылей их столичных коллег почти ничего не перепадает. Феномен "медицинского туризма" связан с уменьшающимся спросом на дорогие медицинские услуги у латвийского населения и, наоборот, повышенным интересом иностранцев к лечению в Латвии. Уже сегодня англичане, немцы и скандинавы являются частыми гостями в рижских больницах. У даугавпилсских же врачей подобные вещи вызывают чувства обиды и зависти. Ведь из-за очень сложной логистики иностранцы не едут к ним лечиться. А вот будь у Даугавпилса свой аэропорт, то, авось, надеются медики, страждущие пациенты из забугорья сюда бы и хлынули. Наконец, предприниматели ведут речь и о том, что аэропорт мог бы использоваться не только для перевозки пассажиров, но и самых разных грузов.

Вообще, создается впечатление, что аэропорт в Даугавпилсе напоминает эдакий чемодан без ручки, который тащить неудобно, а бросить жалко. На этот проект вылилось огромное количество помоев, но есть у него и искренние защитники - в том числе и среди людей, никак не заискивающих перед Думой. Впрочем, сейчас ясно только одно - если даугавпилчанам и суждено будет когда-нибудь пользоваться услугами собственного аэровокзала, то будет это еще очень не скоро.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.