Разразившийся на днях шпионский скандал с участием Азербайджана, Израиля и Ирана открывает новые детали и аспекты отношений между этими странами и делает необходимым анализ актуальной ситуации в этом сложном регионе.

Напомню, издание London Times опубликовало интервью израильского агента, названного в материале Шимоном, который утверждает, что с 2011 года Израиль увеличил свое агентурное присутствие в Азербайджане и эффективно работает на азербайджано-иранской границе. "Наше присутствие здесь незаметно, но существенно. Это подводит нас очень близко к Ирану", - заявил агент. Иранцы незамедлительно обвинили азербайджанские власти в сотрудничестве с израильскими спецслужбами и заявили, что убийцы физика-ядерщика Мостафы Ахмади Роушана бежали в Израиль через территорию Азербайджана, воспользовавшись помощью властей этой страны. По информации иранского агентства IRNA, министерство иностранных дел Ирана передало послу Азербайджана в Тегеране ноту протеста в которой содержится призыв к Баку прекратить сотрудничество с израильской спецслужбой "Моссад" против интересов Ирана.

Отношения между Азербайджаном и Ираном и до этих событий были весьма напряженными, хотя дипломаты двух стран усиленно делали и продолжают делать вид, что две страны развивают партнерские отношения. Но это - хорошая мина при плохой игре. Баку раздражают попытки иранских властей расширить свое влияние в Азербайджане путем усиления шиитских религиозных настроений, которые в перспективе могут привести к потере власти правящего клана и свертыванию светской системы в принципе. Не так давно в Азербайджане прикрыли ряд иранских религиозных и гуманитарных организаций. Сказывается также и не до конца урегулированная проблема статуса Каспийского моря, возникшая после распада Советского Союза. Раздражает азербайджанцев и то, что Тегеран продолжает поддерживать и развивать тесные отношения с Арменией, которая, в свою очередь, является гарантом независимости Нагорного Карабаха от Баку.

Есть между Тегераном и Баку и более серьезный предмет для разногласий. Согласно порталу MIGnews, принадлежащему, кстати, украинскому предпринимателю Вадиму Рабиновичу, недавно в близких к президенту Азербайджана кругах стала обсуждаться идея отказа от претензий на Нагорный Карабах и, вместо этого, обращение взора на иранские территории, где проживают этнические азербайджанцы, составляющие около 16% населения Ирана. К данной информации, совершенно однозначно ложащейся в русло интересов Израиля, стоило бы относиться с высокой степенью недоверия, если бы она не подкреплялась совершенно конкретными информационными выбросами непосредственно из Баку. Чего только стоила прошедшая недавно волна протестов относительно экологической ситуации на озере Урмия, плавно перешедшая в артикуляцию политических лозунгов о защите прав азербайджанского меньшинства в ИРИ. А сообщения государственных информационных служб Азербайджана о жестоком обращении с азербайджанцами в Иране трансформировались в конкретный призыв переименовать Азербайджан в Республику Северный Азербайджан, озвученный в стенах азербайджанского парламента. Очевидная цель данной инициативы - акцентировать существование Южного Азербайджана в северо-западной части Ирана и создать повод для борьбы за объединение этих "двух Азербайджанов", естественно под эгидой Баку. Кое-кто и вовсе призывал денонсировать документы, подписанные Россией и Персией еще в 19 веке и закрепившие нынешние границы. Разумеется, воевать с Тегераном Баку не собирается, но при этом вносит в повестку политики Запада свои претензии на внушительный кусок "шкуры неубитого иранского медведя". Или же другой, более реалистичный вариант. Это Запад руками Баку вбрасывает данную идею, угрожая Ирану непосредственно с севера, вдобавок к проблемам, нарастающим со стороны Персидского залива.

На этом фоне, симпатии Баку в отношении традиционного врага режима аятолл - Израиля - неуклонно нарастают. В Азербайджане весьма позитивно воспринимают и то, что Тель-Авив прохладно относится к Армении и болезненно воспринимает проблему признания Геноцида армян в Османской империи. В Израиле принципиально не хотят сравнивать Геноцид армян с Холокостом еврейского народа, а заодно опасаются окончательно сжигать мосты с Турцией. Есть и психологический аспект. После разрыва отношений с Турцией и свержения Муаммара Каддафи в Ливии и Хосни Мубарака в Египте, Израиль потерял единственного союзника и две нейтральные по отношению к себе страны исламского мира. Теперь с помощью Азербайджана Тель-Авив пытается заполнить эту брешь. Учитывая тесные связи Баку с Анкарой, в Израиле Азербайджан рассматривается также в качестве возможного посредника для возобновления союзных отношений с Турцией. Именно поэтому в Тель-Авиве постарались не заметить, как в июне прошлого года Баку радушно принимал председателя Палестинской Автономии Махмуда Аббаса, а президент Азербайджана Илхам Алиев заявил, что поддерживает создание независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. То есть, повторил ближневосточные приоритеты разругавшейся с Израилем Турции.

У Азербайджана и Израиля есть взаимная заинтересованность и в экономических связях. Для Тель-Авива Азербайджан является одним из поставщиков энергоносителей, важность которых особенно возросла на фоне участившихся взрывов газопроводов на египетском Синае. Для Баку же Израиль является одним из основных покупателей азербайджанской нефти на мировом рынке. Помимо нефтегазовой отрасли, азербайджано-израильское торговое сотрудничество постепенно распространяется и на другие сектора экономики. Согласно порталу jewish-info, товарооборот между двумя странами значительно увеличивается. Израильские компании "Шикун у-Бинуй" и "Аэронаутикс" реализуют в Азербайджане крупные проекты по проектированию и реконструкции шоссейных дорог и строительству высокотехнологичных предприятий.

Важен и фактор сотрудничества Баку и Тель-Авива в военной сфере, в частности, в поставках израильских вооружений и в области военной промышленности. Так, в Азербайджане началось производство израильских беспилотных летательных аппаратов Aerostar и Orbiter, которые относятся к классу сверхлегких тактических беспилотников и предназначены для патрулирования границ и инфраструктурных объектов, корректировки артиллерийского огня и других целей. Их производством занимается совместное предприятие министерства обороны Азербайджана и израильской компании Aeronautics Defense Systems (ADS) - компания Azad Systems. Примечательно, что, по данным портала AZE.az, на объявленном азербайджанским министерством обороны тендере израильская компания ADS победила целый ряд турецких оборонных фирм. "Азербайджанские военные уже завершили синхронизацию своих систем с израильскими и американскими", - заявил бывший офицер азербайджанской контрразведки и директор Бакинского исследовательского центра "Восток - Запад" Арастун Оруджлу. Упомянутый в начале статьи агент Моссада также констатирует, что израильские и азербайджанские военные уже достаточно "хорошо знакомы друг с другом".

Таким образом, можно сделать вывод о том, что напряженность в азербайджано-иранских отношениях носит не сиюминутный и ситуативный характер, а вполне системный, грозя перерасти в полноценную вражду. При этом для обложенного со всех сторон Ирана азербайджанское направление представляется наиболее уязвимым и рискованным по той простой причине, что с двух сторон азербайджано-иранской границы проживает один и тот же этнос. Возможность инициирования волнений в этой ситуации резко возрастает, как и перспектива прорыва границы и внешнего вторжения. Очевидно, Иран будет яростно сопротивляться подобным планам, предвестницей которого и является идея переименования Азербайджана в Северный Азербайджан. С другой стороны, втягиваясь в столь опасную игру Азербайджан сам становится мишенью для удара. По большому же счету, Баку, вольно или невольно, становится главным каналом, по которому полыхающий ближневосточный пожар может перекинуться в Закавказье.

Арарат Мирзоян (Ереван)