После создания Северного Арктического Федерального Университета (САФУ) поморское этностроительство вступило в свой новый этап развития. Как оказалось, в конечном итоге, переформатирование в 2011 г. Поморского университета в "Северный" не устранило ни на йоту "поморскости", а наоборот - даже ее усилило. К прежней инерции преподавания ряда гуманитарных дисциплин и "научных" изысканий в духе националистической (В.Булатов) или областнической (Ю.Лукин) "поморской идеи" добавился новый фактор - научно-образовательный центр "Поморский институт коренных и малочисленных народов Севера".

Карта Института этнологии и антропологии РАН

Скажем прямо: это учреждение в составе САФУ создано в Архангельске под политические нужды поморского этностроительства и для поморских этностроителей. Обратим внимание на внешне странное обстоятельство: Минрегион РФ "поморов", как коренной и малочисленный народ Севера не признает. 4 апреля сего года судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда удовлетворила исковые требования регионального Управления Минюста России о ликвидации Архангельской областной территориально-соседской общины "коренного малочисленного народа поморов". Что делает при этих обстоятельствах ректор САФУ Елена Кудряшова? Она не обращает внимания на судебную власть (!) и для поморских этноторговцев тут же создает целое подразделение во вверенном ей федеральном ВУЗе с тем, чтобы их за счет федерального бюджета содержать. Чем объяснить странное поведение Е.Кудряшовой, столь очевидно игнорировавшей волю Российской государственности и судебной власти? Может быть, только тем, что "Поморский институт" она создала по прямому указанию из-за рубежа - из Норвегии.

В связи с этим вспомним, что в свое время американский политик Збигнев Бжезинский предложил оригинальную стратегию разрушения России. По этому плану Российская Федерация нарезается на сектора - регионы, с каждым из которых начинает взаимодействовать конкретная держава Запада. Межрегиональное сотрудничество, по мысли З.Бжезинского, им надо вести таким образом, чтобы российские регионы начинали смотреть не вовнутрь на свой центр - Москву, а вовне на своего западного партнера. Развитие этого процесса через какое-то время автоматически и приведет к разрушению враждебной для американцев Российской государственности. Конкретный случай с норвежским Баренц-регионом, САФУ, Еленой Кудряшовой и "Поморским институтом" демонстрирует всем нам, что американская стратегия З.Бжезинского работает.

Очевидно, что активно участвуя в поморском этностроительстве, когда с нуля на Русском Севере создается новая этническая идентичность, только маскируемая под исторических поморов, Норвегия крайне бесцеремонно вмешивается во внутренние дела Российской Федерации. А созданный механизм Баренц-региона позволяет это вмешательство норвежцев во внутренние дела РФ в Архангельске маскировать под простую деятельность норвежской "общественности", хотя под личиной последней может выступать, в том числе, не кто иной, как бывший военный министр и министр иностранных дел Норвегии Турвальд Столтенберг - отец нынешнего премьера Йенса Столтенберга. В феврале этого года ученый совет САФУ в Архангельске мог воочию наблюдать очередной приступ "поморской истерии". На его заседании 15 февраля сего года облаченный в мантию почетного доктора и колпак старик Турвальд Столтенберг на ломаном русском говорил: "Я - помор". Что еще нам собираются показать эти норвежские "общественники", засмотревшиеся на российские ресурсы Арктики и Русского Севера?

Нынешние самозванные норвежские "поморы", а на самом деле разного рода тамошние чиновники и региональные эксперты, пытаются убедить нас, простаков, что их любовь к новоявленному в Архангельске "поморству" обусловлена только вкусом русских леденцов и пряников, которыми кормили их прадедов настоящие поморы до 1917 г.

В тот же день в Архангельске состоялось подписание т. н. "Поморского соглашения". Вот текст этого документа в переводе с английского на русский.

ПОМОРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

о сотрудничестве в сохранении, изучении, популяризации и распространении исторического, культурного и духовного наследия поморов в год Поморской Культуры 2011.

Ввиду заявленного года Поморской культуры 2011 в Архангельской области, учитывая роль культуры в сохранении традиций и устойчивого развития Баренцева региона, поддерживая соседские отношения между северными народами в Арктике, воспитывая будущие поколения в атмосфере международного понимания, стороны заключают это Соглашение о сотрудничестве:

Предмет Соглашения - сотрудничество сторон для сохранения, исследования, популяризации и распространения исторического, культурного и духовного наследия поморов в следующих сферах:

- Участие в совместных международных проектах, нацеленных на исследование, популяризацию и развитие культуры поморов.

- Обмен научной, научно-популярной и другой информацией в сфере исторического, культурного и духовного наследия поморов.

- Организация научных конференций, встреч, экспедиций и других мероприятий, служащих сохранению, исследованию, популяризации и развитию исторического, культурного и духовного наследия поморов.

- Создание учреждений для исследования и развития поморской культуры.

Соглашение действительно со дня подписания. Каждая сторона сохраняет право отменить Соглашение по ее собственной инициативе. Изменения и дополнения к этому Соглашению, предложенные сторонами, должны быть зафиксированы в письменной форме и должны стать неотъемлемой частью Соглашения со дня подписания.

Ассоциация поморов Вардё, Тор Андор Робертсен [подпись]

Ассоциация поморов Архангельской области, Иван Мосеев [подпись]

Северный (Арктический) Государственный (!) Университет, Елена Кудряшова [подпись]

Музей Малые Корелы, Сергей Рубцов [подпись]

Варангер Музей, Вардё, Реми Штранд [печать]

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Архангельская региональное отделение, Олег Пычин [подпись]

Архангельск, 15. 02. 2011

Турвальд Столтенберг [подпись]

Разберем этот документ. Обращает на себя сразу же внимание то, что он подготовлен в одном экземпляре на английском языке. Текст "Поморского соглашения" был написан исключительно норвежцами, и с русскими партнерами он предварительно не согласовывался. Его в готовом виде норвежцы просто дали на подпись своим российским компаньонам. Читали ли текст "Поморского соглашения" Е.Кудряшова, С.Рубцов, О.Пычин, вдумывались ли в его содержание или просто подмахнули его не глядя? Владеют ли они все в достаточной степени английским языком, чтобы понять смысл и глубоко вникнуть в содержание этого документа?

Обратите внимание на то, как норвежцы, сочинившие этот текст, старательно обошли упоминания России и определения русские. В связи с этим возникает вопрос, что это такое за соседские "северные народы", упоминаемые в "Поморском соглашении"? Русские - не северный народ. Норвежцы - тоже. Норвежцы - это скандинавский народ, не так ли? Северные народы в этой части земного шара - это лопари, квены и самоеды. Не о норвежских ли и российских "поморах" - "коренных жителях" Баренцева региона идет речь на самом деле? И что это за "традиции" Баренцева региона, который существует, как известно, только с 1992 г.? В предшествующий период - это фикция.

Обратим внимание на трюк, который используют норвежцы в "Поморском соглашении". Они выступают якобы за поддержку "поморской культуры". Простой и очевидный прием манипуляции. Кто же будет выступать против "культуры" как таковой? Хотя остается неясным, что же это собственно такое "поморская культура"? Что под этим конкретно подразумевать?

В связи с этим, самое важное обстоятельство, которое упустили участники "Поморского соглашения" - прежде, чем его заключать, надо было договориться, кого мы считаем "поморами" и что такое "поморская культура". Не так ли? Иначе, получается - знает ли подписант означенного соглашения директор Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы" Сергей Рубцов (касается и О.Пычина), что содержание коллекций и архитектурные объекты этого музея являются, как считает другой подписант этого документа - Иван Мосеев, культурным продуктом и достоянием веками угнетаемого и ассимилируемого русскими финно-угорского народа "поморы"? А ведь подобные воззрения "помора" Ивана Мосеева как раз и разделяют норвежские участники "Поморского соглашения" и стоящие за их спиной американцы. Поэтому без конкретного определения понятия "поморы" рассматриваемое "Поморское соглашение" является актом культурного национального предательства со стороны русских его участников.

"Поморское соглашение" было представлено в СМИ как "международный общественный документ". Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не так. Подписавшие "Поморское соглашение" Сергей Рубцов и Елена Кудряшова, на самом деле, представляют государственные учреждения федерального уровня - музей "Малые Корелы" и САФУ. Поэтому где в означенном документе обозначены стороны "Поморского соглашения" - с одной стороны, государственные учреждения, с другой стороны - общественные организации, с третьей - муниципальное учреждение (Варангер музей из Вардё)? Сторон этих нет. Здесь очевидная юридическая несообразность "Поморского соглашения" - на самом деле, простой "филькиной грамоты" нашей новейшей российской Смуты.

Далее руководителям федеральных государственных учреждений С.Рубцову и Е.Кудряшовой не мешало бы пристальней присмотреться к их партнерам по соглашению - "общественным организациям" поморов. В случае с "норвежскими поморами", очевидно, что мы имеем дело с явными самозванцами. Что касается организации Ивана Мосеева, то в данном случае обнаруживается, что имеет место создание новой этнической идентичности, лишь маскируемой под исторических поморов. Специалисты-этнологи давно определили, что проект "Поморы" имеет, в конечном итоге, для его участников чисто коммерческие цели. Поэтому по итогам "Поморского соглашения" государству Российскому и общественности не помешало бы спросить с С.Рубцова и Е.Кудряшовой, на каком основании они, как руководители государственных учреждений, берут обязательства финансировать из государственного бюджета навязываемые, в том числе из-за рубежа, проекты откровенных фальсификаторов.

И, последнее обстоятельство, на которое мы обратили внимание - подпись Турвальда Столтенберга, визирующая весь документ "Поморского соглашения". Кем является Т.Столтенберг? Подумайте... Да, никем, простым норвежским пенсионером, и не более того. Так почему тогда главы российских государственных учреждений ректор Е.Кудряшова и директор С.Рубцов позволяют Т.Столтенбергу визировать свои подписи? Они что - о "чести государевой" забыли или вообще не знали про такое понятие?

Недавно на страницах ИА REGNUM была опубликована статья доктора культурологии профессора САФУ из Архангельска Юрия Окунева, в которой он заявляет: "Архангельская область, как партнер в системе Баренцева сотрудничества, должна стать открытой территорией для культурных инициатив... Регионы должны иметь возможность сами выбирать для себя, в пространстве какой концепции культурной политики они будут существовать" (http://regnum.ru/news/fd-nw/arxangelsk/1471217.html)

В связи с этим, Юрий Павлович, заметим, что при существующем на местах правовом бескультурье вы в Архангельске в поддержку этих самых Баренцевых "культурных инициатив" таких международных договоров поназаключаете, что всем нам, русским людям, и государству Российскому их последствий потом 200 лет не расхлебать будет. Разве рассмотренное нами сейчас "Поморское соглашение" 2011 г. не является подтверждением этого?

Постскриптум:

Этнические предприниматели "поморского возрождения" в Архангельске утверждают, что Институт этнологии и антропологии РАН "внес поморов в новейшую карту народов Российской Федерации и указал районы их традиционного расселения". И в подтверждение этого псевдопоморы выставляют карту, опубликованную на сайте означенного учреждения. На самом деле в качестве этнической карты они представили фрагмент карты "Часть диалектологической карты русского языка в Европе (1914)". Означенная карта опубликована в научном издании 1999 г. "Русские" (Русские / Отв. редакторы В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. М.: Наука, 1999. С. 95). Трюки с картами - прием, часто используемый в этностроительстве.