В Южной Осетии произошло то, вероятность чего была видна, как минимум, весь прошлый месяц - в своем стремлении насадить в Южной Осетии "своего" кандидата - непроходного министра МЧС Анатолия Бибилова - российские власти вошли в конфронтацию с народом и довели дело до отмены выборов и наступления предреволюционного состояния.

Нынешнее противостояние - это не столько борьба кандидатов как личностей, сколько противостояние двух видений развития Южной Осетии - продолжения ненавистной народу существующей политики с ее откатами, долгостроем и "управляемой демократией" и т.д., что вольно или невольно олицетворяет собой Анатолий Бибилов и отказа от этой политики, за что выступают силы, сплотившиеся вокруг Аллы Джиоевой.

Интерес российских властей в Бибилове понятен - это кандидатура, с которой Кремлю будет удобно работать: у которого нет поддержки в обществе (накануне выборов цифры поддержки Анатолия Бибилова колебались на уровне статистической погрешности - 2,5%), следовательно, он будет полностью подконтролен Кремлю и будет играть по его правилам. Игру по правилам Кремля мы видели, как минимум, последние три года и на фоне высказываний В. Путина о "десяти годах стабильности", можно с уверенностью говорить о том, что задачей А. Бибилова станет сохранение Южной Осетии в ее нынешнем состоянии, которое, называя вещи своими именами, уже обрыдло народу Южной Осетии.

И у югоосетинского народа, и у московских и цхинвальских властей есть своя трагедия.

Трагедия властей заключается в том, что в Южной Осетии они играют по тем же правилам, что и в России, но в Южной Осетии они не срабатывают - это маленькая республика с глубокими традициями народной демократии, где все друг друга знают, где общественная активность намного выше, чем в России, и где, что очень важно, в отличие от России, не существует безграничного административного влияния. В этих условиях устроить привычные для наших властей выборы "а-ля-рюс" - с задействованием всеобъемлющего админресурса, с избирательными манипуляциями и с фальсификациями - невозможно, а значит, у кремлевского кандидата, как минимум, есть все шансы на поражение.

Трагедия народа Южной Осетии в том, что в своем желании быть хозяевами на своей земле они обращаются к братской России, но вместо нее они видят не Россию как таковую, а российское чиновничество, которое присвоило себе право говорить от имени нашей страны и действует не в ее интересах, а в своих. Очень важно понять, что то, что происходит сейчас - это делает не Россия, а Администрация Президента России в лице куратора кавказского направления Владислава Гасумянова, и то же самое возмущение, которое жители Южной Осетии испытывают по отношении к этим людям, испытывают к ним и сами россияне.

Ситуация зашла в тупик. Даже с использованием весомого админресурса, нынешние власти России и Южной Осетии оказались уже не в силах провести своего кандидата, но еще в состоянии отменить выборы в целом. Народ Южной Осетии доказал, что его желание жить по-иному очень серьезно, но он пока не смог победить административный нажим.

Это положение очень неустойчиво и довольно скоро должно смениться преимуществом того или иного лагеря - народа или властей. При этом, нужно понимать, что, отменив выборы, власть, наверное, дошла до края в использовании легальных и "нормальных" путей продавливания своего кандидата. Если народ будет продолжать настаивать на кандидатуре Джиоевой, то для противодействия этому у официального Цхинвала и у Москвы теперь остается лишь силовой путь - использование югоосетинского МВД или российских частей. Очень сложно представить, что югоосетинские силовые структуры выступят против народа, если поддержка А. Джиоевой окажется массовой - они могли стрелять во внешнего врага за Осетию, но стрелять в свой народ за Бибилова и Гасумянова они не будут. Скорее всего, такая же ситуация наблюдается и среди североосетинских силовиков. Следовательно, последним ресурсом властей остается использование российского МВД и российских войск. Если это случится, во что я лично не верю, это будет иметь крайне негативные последствия, вызовет очень сильные антироссийские настроения и подорвет позиции России как минимум, в двух Осетиях.

В отношении сил, поддерживающих Аллу Джиоеву, на мой взгляд, существуют два варианта развития событий. Первый: они опустят руки, уверуют, что от их действий ничего не зависит и тогда это будет равнозначно победе А. Бибилова и продолжению той жизни, которой Южная Осетия жила последние три года. Этот вариант возможен, но есть и второй - если они сплотятся и станут настаивать на своем, то шансы на победу их кандидата и их пути развития в целом все равно достаточно велики, особенно в условиях ограниченности возможностей властей, на фоне выборов в самой России, для которых скандал в Южной Осетии просто не нужен, и целого ряда других причин. Формулой победы для них сейчас будут являться единство, настойчивость, упорство и максимальный информационный прорыв вовне.

Кроме этого, несмотря на то, что в Южной Осетии сейчас формируется ситуация, напоминающая революционную, очень важно пытаться вести разговор в рамках цивилизованного русла и избегать силового противостояния. Та из сторон, которая будет идти в этом русле, одержит важную моральную победу.

Урок, который должны вынести из выборов в Южной Осетии россияне, состоит в следующем. Ситуация в Южной Осетии - это мини-выборы в России. Мы стали свидетелями того, насколько далеко готовы пойти российские власти в обеспечении своей победы любыми способами. Если в ходе грядущих думских выборов "Единая Россия" наберет отчаянное меньшинство, вероятность отмены выборов и обострения ситуации будет довольно велика.

Андрей Епифанцев - глава аналитического бюро Alte Et Certe (Москва)