Новости, приходящие из Южной Осетии, порождают только одно чувство - стыд. Стыд за бездарную политику Москвы, итогом которой становится разочарование осетин в "стратегическом союзничестве" с Россией. Пропагандистские утверждения Грузии и стоящего за ней Запада о том, что Осетия-де является "колонией России", "мнение осетин для русских ничего не значит", и РФ в лице РЮО нужно не полноценное союзное государство, а территория для размещения военных баз, причем желательно без местного населения или с минимальным его количеством, обретают в глазах осетин плоть и кровь.

Не удивлюсь, если в скором времени на цхинвальских заборах, где-нибудь в районе сгоревшего универмага, появятся надписи вроде "Русские оккупанты, убирайтесь домой!", а ухудшение отношения к России и разочарования в пророссийской ориентации станет общим местом, особенно в молодежной среде. Все это будет максимально широко использоваться геополитическими противниками Осетии и России. Попытки Москвы любой ценой, не считаясь с мнением народа, продавить своего кандидата на президентских выборах в РЮО, ведут к тому, что антироссийские настроения станут частью югоосетинского политического поля. Еще несколько месяцев назад фантазировать об их появлении в Южной Осетии, целиком и полностью ориентированной на Россию, благодарной ей за спасение от грузинской агрессии в августе 2008 года, могли только недобросовестные недоброжелатели молодой республики.

Первым звоночком стали итоги совершенно ненужного, оставшегося "на память" о неудавшемся референдуме о третьем сроке президента Эдуарда Кокойты, плебисцита о придании русскому языку в РЮО статуса государственного. Против этого, по официальным данным, проголосовали 16% участников, однако все в Цхинвале убеждены, что цифра эта существенно занижена и в действительности составляет около трети голосов. "Мы не против русского языка, - объясняют осетины свою позицию. - Мы говорим по-русски, думаем по-русски! И сейчас в защите нуждается не русский, а осетинский язык, который может просто исчезнуть. Зачем же на нас так давят в этом вопросе?...".

Но точкой невозврата (впрочем, нет, я надеюсь, что ситуацию еще можно изменить) стало беспрецедентное давление Москвы, осуществлявшееся на протяжении всей президентской кампании. Абсурдные попытки навязать "своего" кандидата, которым в силу какого-то стечения обстоятельств стал малоизвестный министр по чрезвычайным ситуациям Анатолий Бибилов, угрозы и прямой запрет баллотироваться ряду других кандидатов, которые могли составить Бибилову серьезную конкуренцию, породили у значительной части жителей республики растерянность, апатию и неприятие подобного поведения стратегического союзника.

Последним аккордом стало признание Верховным судом Южной Осетии итогов второго тура президентских выборов "недействительными" и объявление парламентом РЮО новых выборов. Избиратели прекрасно понимают, что отмена результатов выборов произошла под влиянием, если не по прямой указке Москвы, намеренной любой ценой "продавить" Бибилова. По итогам второго тура он набрал 40% против 56%, собранных оппозиционным кандидатом, бывшим министром образования Аллой Джиоевой (в абсолютных цифрах разница составила около 5 тысяч голосов избирателей). Таким образом, новым президентом РЮО избрана Джиоева, с чем категорически не согласны Москва и республиканские власти. Почему? Нет ответа... Все, как на выборах 2004 года в Абхазии, где "кремлевцы" упорно тащили Рауля Хаджимбу, но в итоге смирились с победой Сергея Багапша. В Цхинвале, да и в России, все согласны, что в Осетии просто нет - вернее, не было до сих пор - антироссийских кандидатов. Да и закон есть закон - либо общество проводит выборы и признает их итоги, даже если они кого-то не устраивают, либо нужно забыть о "демократии" и на радость Грузии и Ко признать себя диктатурой. Дай Бог, чтобы не кровавой...

Верховный суд не огласил мотивировочную часть решения, указав, что на подготовку документа отводится 5 суток. Выступая в парламенте, председатель ВС Ацамаз Биченов, пряча глаза от угрюмо молчавших депутатов, отметил, что речь идет о подкупе и давлении на избирателей, а также оказании незаконной благотворительной помощи. Однако возможные нарушения (если все же предположить их наличие) не могли существенно исказить результаты выборов. Неоглашение мотивировочной части вызвано отсутствием необходимых доказательств.

Сторонники власти между тем распускают слухи, согласно которым Джиоева якобы привезла в Южную Осетию с Севера 5 тысяч своих сторонников, которые голосовали за деньги (называются суммы от 500 до 2 тысяч рублей за голос). Эти утверждения, с одной стороны, не подтверждаются (на участках в Руке, открытых специально для избирателей, проживающих в Северной Осетии, проголосовало менее 2 тысяч человек), с другой - стали распространяться лишь после объявления итогов выборов, что позволяет уверенно говорить об их недостоверности. То же относится к сообщениям о том, что на некоторых сельских участках сторонники Аллы Джиоевой предлагали пожилым избирателям 500 рублей в обмен на поддержку на выборах.

Сообщения о массовых нарушениях, якобы не позволяющих достоверно установить результаты волеизъявления граждан, не подтверждаются и международными наблюдателями. Выступая в ночь на 28 ноября в информационном пресс-центре по освещению президентских выборов, представители Федерального собрания РФ, Украины, Франции, Эстонии и других государств в один голос подтвердили, что выборы прошли в соответствии с действующим законодательством, в спокойной обстановке и отражают действительное волеизъявление населения. В день голосования (как, впрочем, и ранее) в ЦИК РЮО не поступало жалоб на нарушение избирательных прав, оказание давления на избирателей и т.п. Протоколы участковых комиссий подписаны наблюдателями от обоих кандидатов, что означает их согласие с указанными в них цифрами. Наконец, первый тур выборов две недели назад прошел вполне демократично.

Югоосетинское общественное мнение парализовано решением о признании итогов выборов недействительными. Сторонники Джиоевой (отчасти и Бибилова), а также те, кто голосовал против всех или не принял участие в выборах, называют случившееся "беспределом".

Вечером 29 ноября республиканское телевидение показало запись мини-пресс-конференции Эдуарда Кокойты, фактически объяснившего решение ВС РЮО противодействием "преступной группировке, которая, пытаясь закамуфлировать свои действия под политическую партию, хочет вернуться к власти". Речь идет о группировке тренера сборной РФ по вольной борьбе Дзамболата Тедеева, незарегистрированного ЦИК из-за отсутствия десятилетнего ценза оседлости и затем поддержавшего Аллу Джиоеву. Тедеева действительно считают близким к криминалитету, он имеет связи и с Грузией. Это известно большинству югоосетинских избирателей, лишь малая часть которых хотела бы прихода к власти его людей. Голосование за Джиоеву мотивировано, в первую очередь, протестными настроениями, обоснованными катастрофической ситуацией в сфере восстановления разрушенного войной 2008 года народного хозяйства и жилищного фонда. Ответственность за это возлагается избирателями на республиканские власти и лично президента Кокойты.

Отмена результатов выборов объясняется жителями РЮО желанием главы государства любой ценой продлить свое пребывание у власти (согласно законодательству, Кокойты не имел права баллотироваться на третий срок). Теперь люди со страхом предполагают, что, если сторонники Джиоевой выйдут на улицу, власти могут спровоцировать кровопролитие, после чего объявить чрезвычайное положение, тем самым еще больше отдалив президентские выборы. Алла Джиоева призвала своих сторонников к спокойствию, однако она просто не сможет их контролировать. "Если бы Россия просто сказала - мол, выберите этого человека, мы ему доверяем - и если бы она избрала на эту роль какого-нибудь более-менее авторитетного политика, разве кто стал бы возражать?..." - недоумевают осетины. Уважая Россию, они хотели бы уважения своего выбора. На каком основании им в этом отказывают, порождая естественный протест - совершенно не понятно и просто самоубийственно для национальных интересов России на Кавказе. Тем временем Алла Джиоева объявила себя избранным президентом и намерена приступить к формированию параллельных структур власти...

Димитрий Гарм - этноконфликтолог, эксперт аналитического центра "Русский путь"