Эксперты-архитекторы: "В Свияжске создается фасад вроде "потемкинской деревни" (Татарстан)
Москва, 23 ноября, 2011, 19:43 — ИА Регнум. Работы по реконструкции и возрождению острова-града Свияжска, ведущиеся по инициативе экс-президента, а теперь госсоветника Татарстана
История
Свияжск основан царем
Свияжск воздвигнут за 24 дня втайне и стремительно. Город был задуман не только как крепость, но и как перспективный военно-административный центр новой провинции на месте "стройном" и "красном". Место для строительства было выбрано действительно удачно - на круглой горе, поросшей лесом, возвышавшейся на 40 метров над низменными заливными лугами, с которой были видны дальние подступы.
Это был беспрецедентный по масштабу пример первого опыта полносборного строительства, единовременной закладки и заселения города-крепости. В лесах Угличского уезда (ныне город Мышкин, где стоит памятник Свияжску) был срублен город, разобран и под прикрытием дружины князя Серебряного, обложившего Казань, тайно по Волге доставлен к круглой горе в плотах. 75 тысяч мастеровых и воинов под руководством опытных строителей и фортификаторов дьяка Ивана Григорьевича Выродкова и "приказщыка" и "хитреца и градоздавца и делателя" Петра Федчищева за 24 дня на 62 гектарах построили город, собрав из заготовленных срубов около 24 церквей, 300 домов, 2300 погонных метров оборонительных стен с 18 сторожевыми башнями.
Замысел был воплощен примерно в течение пяти месяцев зимы и весны 1551 года. Новый город был назван Иванград в честь русского царя (впоследствии - Новый град, Новый город Свияжский, Свияжск).
После покорения Казани Свияжск более 50 лет был столицей края и военно-административным центром, оплотом и проводником в реализации царских идей развития интеграционных процессов и взаимообогащения культур народов, принявших подданство Московского государства. Через него проходили посольства, ратные и промышленные люди с наказами Иоанна Васильевича строить города-крепости вдоль Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани, осваивать новые земли. Особенно в этот период была велика роль монастырей Свияжска, ставших центром миссионерской просветительской деятельности на обширных территориях, объединявших новообращенные народы в единое духовно-нравственное православное сообщество - основу надежного фундамента державы.
Эти вехи исторического развития и становления государства Российского с начала 16 по 17 век неразрывно связаны с историей Свияжска, в процессах которых он играл ключевую роль. По образному выражению одного из искусствоведов: "Из Свияжска "взлетел Имперский Орел", города, возникшего даже по меркам нашего времени почти мгновенно, как чудо".
Восстановленная после войны Казань стала столицей казанской провинции Московского государства. В 1781 году учреждается герб уездного города Свияжск Казанской губернии - "на голубом поле город деревянный на судах на Волге, и в той реке рыбы".
Вплоть до начала 20 века Свияжск с населением 4,5-3,5 тысячи человек функционировал как самодостаточный, благоустроенный, православно-миссионерский, провинциально-административный, просветительский город с развитыми ремеслами, крупнейшими региональными торговлей и ярмарками, извозом на транссибирском пути (шелковый путь), путешествуя по которому его посетили многие российские императоры, выдающиеся государственные деятели, писатель и известные граждане России.
Лихолетья 20 века поставили Свияжск на грань исчезновения. В 1930-е годы были разрушены 6 из 12 церквей. Перед заполнением Куйбышевского водохранилища в 1957 году 75% городской застройки было плановым порядком снесено, а гора с остатками городских строений, заброшенными православными храмами на низменных лугах превратилась в забытый, почти обезлюдевший остров. Численность населения в одночасье сократилась с 2500 до 500 человек, а к 1994 году до 330 человек (начало процесса возрождения Свияжска).
Несмотря на жесточайшие утраты в Свияжске сохранились творения выдающихся средневековых псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя (авторы собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве), создавшие прекрасные образцы русской архитектуры 16 века, среди них Успенский собор, росписи которого своей широтой и многообразием библейских сюжетов, совершенством исполнения, неповторимы среди немногочисленных аналогов православной Российской фресковой живописи 16 века. В Успенском соборе и Троицкой церкви полностью сохранились иконостасы 16-17 веков с более 150 уникальными иконами, которые в настоящее время находятся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.
Зарегистрирован 21 архитектурный памятник культурного наследия федерального значения 16-18 веков, в их числе: Успенский собор и соборный храм во имя иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радость"; деревянная Троицкая, Никольская, Сергиевская церкви, приходская церковь Св. равноапостольных Константина и Елены, а также 42 памятника республиканского значения. Вся территория града - это сплошной археологический культурный слой.
Сохранился масштаб и образ исторической городской архитектурной среды с ансамблями гражданской и православной архитектуры немногочисленных жилых зданий фоновой городской застройкой, которая пока еще находится в гармонии с уникальным по красоте антропогенным природным окружением.
Свияжск обладает специфичностью островного положения с бассейном видимости в радиусе до 25 км. На прилегающих к острову материковых территориях и островах Куйбышевского водохранилища сконцентрировано большое разнообразие природно-территориальных комплексов, имеющих значительный научный, хозяйственный, рекреационный, оздоровительный и туристический потенциал. Без существенных изменений функционирует система расселения на сопредельных территориях Зеленодольского и Верхнеуслонского районов, где выявлено более 100 памятников истории и культуры в местах поселений, связанных с возникновением города-крепости.
Свияжск в 1990 году включен в новый Список исторических населенных мест РСФСР.
Возрождение города Свияжска - позитивная реальность, иллюзия или тупик?
Жизнь и время определили, кто и когда должен был стать инициатором и организатором процесса возрождения древнего города Свияжска. В 1994-1996 годах эту роль взял на себя Свияжский филиал Государственного музея изобразительных искусств Татарстана. Филиал начал информационную и организационную подготовку к предстоящим преобразованиям в Свияжске, который тогда, не имея никакого административного статуса, находился в забвении - это был просто населенный пункт, приписанный к расположенному за рекой Свияга Введенскому селу. Административного статуса "город" Свияжск лишился в 1931 году, а статус "село", утраченный в 1954 году, был возвращен ему лишь в 1997 году.
Уникальность бывшего города Свияжска, стратегические цели и задачи возрождения древнего города стали предметом обсуждения на первой республиканской научно-практической конференции "Возрождение и реконструкция "Острова-града Свияжск", прошедшей 20 августа 1994 года в Свияжске. Специалисты и ученые Татарстана изложили на ней свои предложения, которые легли в основу "Концепции социально-экономического, экологического и архитектурно-художественного возрождения Свияжска как исторического малого города", разработанной по заданию Кабинета Министров Татарстана группой единомышленников, ученых и специалистов в 1996 году.
В 1997 году патриарх Московский и Всея Руси
Успешное решение этой задачи во многом зависит не только от их профессионализма, желания федеративного центра, оказывающего в настоящее время реальную финансовую помощь субъекту федерации, но и от политической мудрости региональной власти в выборе важного для истории Российской державы вектора возрождения древнего города Свияжска, способного в новом качестве быть полезным своему Отечеству.
Но есть и другое направление, которое, к сожалению, реализуется полным ходом. "Розовым" туманом прикрывается то, что в настоящее время происходит в Свияжске, и создается иллюзия, что к 2013 году состоится его стопроцентное возрождение. Широко рекламируются промежуточные результаты. Но, фактически, это лишь обновление инфраструктуры сельского поселения Свияжск, который благополучно превращается в благоустроенное дачное место на фоне отреставрированных монастырских комплексов.
Создается внешний фасад, вроде "потемкинской деревни", чтобы было что показать туристам и федеральному руководству во время проведения в Казани "Универсиады-2013". Ни о каком возрождении города нет речи. Если это подается как конечный результат возрождения, то очевидно, что это бесславный исторический тупик развития, уготованный славному, в этом случае, уже бывшему городу Свияжску.
Из подтверждающих аргументов достаточно привести один, но убедительный. 24 июня 2011 года в Свияжске прошло публичное обсуждение Генерального плана сельского поселения Свияжск в границах обреза воды, без учета развития территорий влияния Свияжска (до 16 км.). Именно - не города Свияжск с его сферами влияния, а "сельского поселения в установленных границах". Это соответствует требованиям Градостроительного Кодекса, но противоречит самой логике формирования Свияжска.
Как указывалось ранее, разработанные материалы "Концепции социально-экономического, экологического и архитектурного возрождения Свияжска как исторического малого города" были обсуждены и одобрены одноименной научно-практической конференцией в Казани в 1996 году при участии экспертов. Потребовалось 10 лет, чтобы концепция была утверждена постановлением Кабинета министров Татарстана в 2007 году.
Основными экспертами "Концепции возрождения..." были Российская Академия Архитектуры и Строительных наук, Госстрой России и Министерство культуры России. Но вызывает искреннее удивление, что ни одна из этих организаций не была приглашена на публичные слушания по генеральному плану, определяющему перспективное развитие Свияжска. Слушания прошли без участия известных экспертов Концепции, сопровождавших в течение 16 лет ее прохождение в федерации и республике.
Решение о будущем такого важного для истории России объекта как Свияжск было рассмотрено на общественных слушаниях с населением острова. Однако материалы генерального плана (не в укор их авторам, это типичное явление), как и в большинстве аналогичных генпланов, были далеки от интересов жителей, которых, в основном интересовали более понятные для них вопросы: качество строительных работ в жилых домах, куда переселяются жители из сестринских корпусов бывшего Иоанно-Предтеченского монастыря.
В процессе очередного - восьмого по счету согласования ведомствами Татарстана в 2006-2007 годах из "Концепции..." волевым решением были удалены основные положения о миграционной программе, экономическом обеспечении и планируемом строительстве градообразующих объектов (профтехучилища искусств для одаренных детей из неблагополучных семей республики и для детей Свияжска и других). Без этих положений "Концепция..." превратилась в "нормативный" документ с декларативным названием, что позволило интерпретировать ее основную цель - возрождение города в выгодном для "согласователей" направлении.
Цель миграционной программы - переселение населения из других областей России и Зарубежья в Свияжск, создание городских организаций и рабочих мест, строительство новых жилых и общественных объектов др. Как подчеркнули эксперты РААСН, у Свияжска нет будущего без постоянного населения, которое неуклонно продолжает вымирать (1994 год - 330 человек; 2011 год - 250 человек постоянного населения и 1,5 - 2 тысячи человек - расчетный нарастающий поток туристов ежедневно в навигационный период).
Генеральный план сельского поселения предусматривает перспективную численность в 500 человек, т.е. рассчитан на текущую ситуацию, так как вместе с дачниками реальное население сегодня уже более 500 человек. При этом не то, что достойной - просто никакой работы для населения нет. Проектом генплана не предусматривается строительство новых городских объектов - мест приложения труда. Ссылка республиканской власти на возможности туризма выглядит, мягко говоря, неубедительно, если принять во внимание, что по международным нормативам на одного туриста должно быть 4-5 рабочих мест обслуживающего персонала.
Но чтобы создать объекты туризма необходимо, чтобы у Свияжска была развитая инфраструктура туризма, что влечет за собой возрождение Свияжска как исторического малого города или поселения с многофункциональным наполнением. Отсюда возникают естественные вопросы социально-экономического развития. Откуда появится необходимое население? Где будут учиться их дети? В неполной средней школе, которая реконструируется с учетом размещения в ней детского сада на 15 человек, дневной школы на 15 человек и вечерней на такое же количество? И 1200 человек перспективного постоянного населения уже не кажутся большим числом, скорее недостаточным.
Нынешние строительные преобразования 2010-2011 годов без достойной и достаточной организации социокультурной среды ведут к созданию на территории города своеобразной свияжской "Рублевки" с потоками неприкаянных туристов, к превращению монастыря и монахов в музейные экспонаты. Сегодняшним вымирающим жителям отводится роль обслуги богатых дачников - современных "нуворишей", работа по содержанию монастырского хозяйства. Для обслуживания туристов коренных жителей очевидно недостаточно. Представляется важным продумать и занятие для населения в зимний период. Из-за отсутствия достойной работы, нормального образования для детей и полноценной социокультурной городской инфраструктуры молодые семьи уезжают из Свияжска.
Выводы
Разработка и реализация федерально-республиканской миграционной программы и через нее развитие полноценной городской инфраструктуры оказываются не менее сложной проблемой, чем обновление и реставрация существующей материальной исторической городской среды Свияжска, а может быть, и в несколько раз сложнее... Об этом стыдливо умалчивают лица, принимающие решения. Вопрос лишь в том, что это будет? Свияжская "Рублевка", или возрожденный город со славными историческими традициями и с полноценной средой для населения, паломников, туристов?
Еще в 1998 году "Ансамбль застройки бывшего города Свияжск" и окружающий его природный антропогенный ландшафт включены в предварительный список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Недавнее посещение Свияжска генеральным директором ЮНЕСКО вселяет оптимизм, что этот уникальный объект, наконец, займет свое достойное место в списке культурного наследия мирового значения.