Населенные пункты самого живописного района Ленинградской области - Приозерского: Варшко, Лосево, Ромашки, Озерское, Красный Сокол, Каменногорск - оказались прямо на пути строящейся железной дороги Лосево - Каменногорск. Проект грозит сносом домам и дачам. По словам собственников жилья, оказавшегося в "зоне отчуждения", с ними никто, кроме некой компании, норовящей скупить дома за бесценок, не общается и не считает нужным информировать о том, что происходит. Стройка подошла вплотную к жилью, а люди остаются в неведении относительно своей дальшейшей судьбы.

Реализация комплексного инвестиционного проекта "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская Октябрьской железной дороги" начата в 2006 году по распоряжению правительства России. Проект связан с запуском скоростного поезда "Аллегро" из Санкт-Петербурга в Хельсинки. В связи с реализацией проекта "Аллегро" были разделены грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки на участке Санкт-Петербург - Выборг, для грузовых поездов предусмотрена новая схема движения. После того, как была пройдена госэкспертиза, проект был изменен: избран вариант, предполагающий перенос грузового движения на линию "Выборг - Каменногорск - Лосево - Петяярви - Ручьи". Повторной госэкспертизы, как того требует законодательство, измененный проект не прошел. Поскольку предполагается, что грузы будут идти прежде всего в направлении портов на Финском заливе, эксперты утверждают, что основными объектами перевозки станут нефть и нефтепродукты.

Как на передовой живут обитатели садоводства "Аметист", находящегося в непосредственной близости от места, где идет строительство сортировочной станции "Лосево-1". Вместо холма, откуда можно было любоваться окрестностями, - песчаный карьер. По разбитой дороге курсирует тяжелая техника. "Стены уже трясет от шума, появляются трещины, - рассказывает жительница дного из таких домов Наталья Пенчул. - Страшно представить, что будет, когда пойдут поезда".

"Раньше жили в спокойном месте, в тишине, а теперь не знаем, чего ожидать, - добавил другой обитатель садоводства Лев Марков. - Жилье наше - не постоянное, и с нами никто не считается. Говорят, после того как завершится строительство, поезда будут ходить каждые 10-15 минут. Но установка шумозащитных экранов проектом не предусмотрена. Защищать от шума железнодорожники собираются только тех, кто имеет постоянную прописку".

В другой горячей точке, в Лосево, о бедственном положении, в котором оказались жители более 50 домов, рассказали Наталья и Юрий Чистобелых. Они много лет строили дом, который теперь тоже вошел в "зону отчуждения"."Карту строительства добыли партизанским путем и обнаружили, что наш дом стоит на пути строительства, - рассказали они. - Официально с нами никто не разговаривал, кроме людей из компании "Лимб", предлагающих выкупить дом за малые деньги".

В поселке Варшко, неподалеку от створа строящегося через Вуоксу моста, - аналогичная история. По словам местных жителей, 44 дома, оказавшихся в зоне отчуждения, идут под снос. Так, дом Сергея Суковицкого отделяет от стройки только деревянный забор. Здесь срыто основание холма, на котором стоит дом. Обнаружился плывун, и теперь холм проседает, угрожая устойчивости строений. Летом Суковицкий случайно узнал, что местная администрация согласовала границы земельного участка, на котором стоит его дома, под строительство железной дороги. Участок был поставлен на кадастровый учет и вроде бы даже передан в аренду заказчику строительства. Помогло обращение Суковицкого в суд, после чего скандальное постановление было отменено, участки с кадастрового учета сняты, и пока хозяин живет в доме, постепенно сползающем в реку.

Рядом с домом Сергея - Тиверское городище, остатки древнего укрепленного поселения карелов и новгородцев. "Памятник мы отстояли, а вот дом мой при начавшейся стройке "поплыл. Бетонный фундамент разорвало, стена лопнула. - говорит Сергей. - Ни шумозащитного забора, ни стеноподпорной стенки нет. Обращался в Росгосстрах, там сказали - не страховой случай. Но, помимо моих личных проблем, есть общие. Рыбы в реке в этом году не было. Камни и всевозможный сор при строительстве летят в реку, а через 23 километра отсюда - Ладога с питьевой водой...". Сергею тоже звонили из уполномоченной заказчиком строительства компании оценщика - ЗАО "Лимб". Предлагали продать дом и участок за ничтожную по сравнению с реальной стоимостью цену. Отказался.

В Лосево возведена опора нового железнодорожного моста через Лосевский порог. Выстроить мост строители должны к ноябрю 2012 года, но вести железную дорогу дальше пока некуда, за мостом начинаются жилые дома и дачные участки, владельцы которых тоже не знают, что с ними будет. "Вы же понимаете, это объект федерального значения!", - ключевая фраза региональных чиновников. По словам руководителя Экологического совета при губернаторе Ленинградской области Дениса Крылова, по возникшим в связи со стройкой проблемам создана комиссия, в ее составе - областные чиновники. "Еще год назад мы проводили совещание, на котором обсуждались проблемы законности строительства. Но к проекту мы имеем опосредованное отношение, вокруг большой стройки всегда возникают проблемы", - заявил он и пообещал, что власти Ленобласти постараются по мере возможности поддержать жителей.

Областные чиновники признают, что имеет место несанкционированная рубка леса, несанкционированные свалки, но объясняют, что этот проект "свыше". А еще время от времени областные чиновники вспоминают, что беда коснулась прежде всего дачников, то есть жителей Санкт-Петербурга, и предлагают обращаться к петербургским властям.

Между тем за Лосево практически на всем протяжении будущей трассы (65 км) вплоть до Каменногорска тянется просека шириной до полукилометра, а местами и более. Лес под новую железную дорогу вырубили в течение этого года, теперь сложенная в штабеля древесина гниет, и вывозить ее никто не торопится. Заказчику строительства вырубленный лес не принадлежит, вывозить и реализовывать его должные государственные структуры, но какие - неясно.

Новая железнодорожная ветка пересекает Вуоксу трижды: в Лосево, Ромашках и Каменногорске. Как считают независимые экологи, учитывая, что более 50% планируемых грузоперевозок приходится на нефть и нефтепродукты, в случае любого ЧП последствия для всего Карельского перешейка будут катастрофическими.

Беда пришла и в поселок Озерское Выборгского района Ленобласти. Последние полгода обитатели здешних мест живут как на передовой. На дороге в середине поселка установлены таблички, предупреждающие о взрывных работах. По словам жителей, взрывы гремят регулярно, а стройка не умолкает днем и ночью. Причем из-за нарушения техники безопасности строители несколько раз обрывали линию электропередач, оставляя дома без света. Как утверждают жители, провести дорогу через самый центр поселка помешала старая финская кирха, имеющая статус памятника архитектуры. Три дома в Озерном идут под снос. Их владельцы узнали об этом только месяц назад, когда им (знакомый сценарий!) позвонили из ЗАО "Лимб".

Инспектор ГУ "Леноблохота" Петр Перминов только отстроился после пожара, когда, примерно месяц назад, ему сообщили, что его дом попал в зону отчуждения. "Строителей застаю за ловлей рыбы на территории заказника регионального значения "Озеро Мелководное", доступ к которому запрещен круглый год, - рассказал он.

"Мы готовы помогать жителям, консультировать по правовым вопросам, - обещает руководитель проектов РОО "Зеленая волна" Алексей Травин. - Проблемы людей схожи. Это отсутствие информации о проекте, пассивная позиция муниципальных и региональных властей, которые зачастую сами не владеют информацией в полном объеме, отсутствие эффективного контроля за соблюдением законности, в том числе в части касающейся разрешительной документации. Складывается парадоксальная ситуация: реализуется огромный проект, которому, по крайней мере на словах, придается стратегическое значение, но никто не может толком сказать: где пройдет железная дорога, какую территорию она затрагивает, что происходит в конкретной точке". По мнению Травина, еще на стадии проектирования были фактически проигнорированы требования Градостроительного кодекса РФ, не была разработана и представлена на госэкспертизу документация по планировки территории. При разработке градостроительной документации можно было бы выявить все потенциальные конфликты, учесть интересы территории и местных жителей.

Евгения Дылева.

Фото автора.