Выдвижение Путина на пост президента: "Существующий криминальный режим будет оставаться неизменным после возвращения Путина в Кремль". Румыния - Молдавия: Для Молдавии король Михай "стал бы беспристрастным главой государства, который был бы в состоянии получить уважение всех этнических и языковых сообществ".

Выдвижение Путина на пост президента: "Существующий криминальный режим будет оставаться неизменным после возвращения Путина в Кремль"

В конце сентября премьер-министр Владимир Путин объявил о своём кандидатстве на пост президента России перед лицом 11 тысяч активистов партии "Единая Россия", пишет Revista 22. Соблюдая положения Конституции, по завершению двух сроков на посту президента Российской Федерации в период между 2000 и 2008 годами, Владимир Путин передал свои обязанности временному заместителю, своему протеже Дмитрию Медведеву. Формально, на новой должности премьер-министра Путин стал подчиненным президента Медведева. Неофициально, в качестве премьер-министра и лидера мажоритарной партии в парламенте, Путин продолжал оставаться самой авторитетной фигурой в России. Заявления президента Медведева за последние три года оставили впечатление, что он является более либеральным, более восприимчивым к открытому диалогу и более склонным к реформированию России в сторону демократии, чем его предшественник. Медведев критиковал коррупцию в России, содействовал соблюдению законодательства и предложил создание независимой судебной системы. Хотя, он не реализовал практически ничего из того, что обещал, президент Медведев был встречен с большим почтением в западных канцеляриях, был с энтузиазмом поддержан либеральными кругами в России и за рубежом, а также получил поддержку сторонников в том, что касается выдвижения своей кандидатуры на второй срок в Кремле. Путин неоднократно заявлял, что они с Медведевым решат вместе в конце 2011 года, кто возьмет на себя президентство в 2012 году.

По случаю съезда партии "Единая Россия" в сентябре 2011 года, Медведев заявил, что они с Путиным решили ещё в 2007 году, что Путин снова станет президентом после выборов в марте 2012 года, а Медведев вернётся к своей должности премьер-министра (Дмитрий Медведев не может "вернуться к своей должности премьер-министра", поскольку никогда ее не занимал. В 2005 - 2008 гг. Медведев был первым зампредседателя правительства - прим. ИА REGNUM), продолжает Revista 22. Для многих такое высокомерие было шокирующим: два человека в тайне давным-давно решили, как присвоят себе функции президента и премьер-министра России на ближайшие 16 лет! Очевидно, что для них послушная партия большинства в Думе не имеет никакого значения, парламент не может позволить себе оспаривать решения Путина, а предпочтения российских избирателей даже не учитывались. Все дискуссии, споры и прогнозы о преемственности важнейших функций государства, в которых участвовали граждане, журналисты, аналитики, представители интеллигенции и официальные лица из России и зарубежья, оказались чистой воды спекуляциями. Без сомнения, советники и соратники Медведева, которые публично призвали его выставить свою кандидатуру на второй срок в качестве президента, будут маргинализированы Путиным после "выборов" в марте 2012 года.

Когда Дума приняла поправку к Конституции, благодаря которой был продлен президентский мандат с 4 до 6 лет, некоторые наблюдатели сделали вывод, что Путин решил вернуться в Кремль в 2012 году, пишет Revista 22. Стало ясно, что он не может ждать "за кулисами" еще 6 лет, пока завершится второй срок Медведева. Между тем, могли произойти неблагоприятные события, которые бы разрушили амбиции о великом вожде. Путин потерял часть популярности, накопленной в относительно благополучный и "стабильный" период 2000-2008 годов, когда завышенные цены на нефть и природный газ, экспортируемые Россией, приносили существенный доход властям. Между тем, экономика России становилась все более зависимой от экспорта нефти и других природных ископаемых. В течение пяти лет, чтобы покрыть расходы бюджета, России требовалась цена в $50 за баррель экспортируемой нефти. В 2012 году, соответствующая цена будет $120 за баррель. Вместо того чтобы вкладывать доходы от экспорта в модернизацию энергетической отрасли, развитие инфраструктуры и улучшение условий в школах и больницах, правительство Москвы тратит огромные суммы на субсидирование неэффективных, устаревших и неконкурентоспособных предприятий.

В России отечественные и иностранные инвестиции "обескуражены" коррупцией, "голодной и хищной" государственной бюрократией и неблагоприятными условиями для предпринимателей, продолжает Revista 22. Коррупция ухудшает перспективы предприимчивых людей. Бюрократы, чиновники, которые контролируют финансовую деятельность и репрессионные органы, деформируют конкуренцию, требуя существенное "вознаграждение". Многие из экономической и политической элиты, в основном бывшие офицеры органов безопасности, имеют тенденцию конфисковать, грабить и контролировать. Возвращение Путина в Кремль, унизительное увольнение всеми уважаемого министра финансов Алексея Кудрина и отсутствие правовой защиты встревожило отечественных и зарубежных инвесторов и предпринимателей.

За восемь лет на посту президента и почти четырёх в качестве премьер-министра, Путин не доказал своих намерений по либерализации экономики, поощрению частного сектора, по борьбе с коррупцией и обеспечению политического плюрализма, пишет Revista 22. Парламент и судебная система, вместо того, чтобы участвовать в распределении государственной власти, самым гнусным образом подчинены политическим лидерам. Вполне вероятно, что существующий криминальный режим будет оставаться неизменным после возвращения Путина в Кремль. Обширный передел собственности в период до президентства Путина не допустит политической либерализации. Путин и силовики из его окружения будут препятствовать восхождению оппозиции и сделают все возможное для консолидации захваченных богатств. Нетранспарентный метод, посредством которого Путин обеспечил себе возвращение на пост президента, свидетельствует об отсутствии ответственности перед обществом, "секретомании" и нетерпимости по отношению к оппонентам. После смерти Сталина ни один другой лидер в России не имел столько личной политической власти, как Путин. В специализированной литературе, режим, созданный им, описывается как неопатерналистский султанат. Политическая и экономическая модель китайских коммунистов, в которой одна партия является высшей силой, оказалась неприменимой в России. Правящая партия "Единая Россия", не пользующаяся уважением среди населения, только и делает, что аплодирует Путину. В прошлом, в Кремле сменилось много автократов и жестоких диктаторов. Цари присваивали себе легитимность через династию и религию. Генеральные секретари ЦК КПСС доказывали правомерность своей власти через идеологию и членство в Политбюро одной партии. Теперь, политическая власть сосредоточена, без видимого основания, в руках "верховного лидера" Путина, которого считают просто "необходимым".

Тем не менее, Путин не является диктатором, продолжает Revista 22. Многие граждане, особенно менее образованные, полагают, что Путин является сильным лидером, благонамеренным и в состоянии привести Россию к процветанию, модернизации и международному престижу. То есть, таким должен быть Российский лидер на сегодняшней стадии развития. Он не воспринимается обществом, как подавляющий тиран, жадный до власти. Разочарование населения в дикой "демократии" времён президента Ельцина было весьма глубоким. Контролируя телевидение, радио и основные печатные издания, власти проецируют образ полной гармонии, комфортной стабильности и сотрудничества с режимом "управляемой демократии", установленным Путиным. Для среднего класса и более образованных граждан, официальная пропаганда не является убедительной. Будущее развитие Российской Федерации после официального возвращения Путина в Кремль по-прежнему остаётся туманным. Вполне возможно, что Путин примет некоторые экономические реформы и предпримет попытки борьбы с коррупцией. Но мало кто надеется, что он поведет Россию по пути демократии с конкурентным политическим плюрализмом, со свободными выборами и независимой судебной системой. Большое количество образованных людей считают, что возвращение Путина на пост президента отложит прогресс и переход в нормальное русло. Будучи президентом, Путин эксплуатировал ностальгию общества по "стабильности" и "величию" советского прошлого, подстрекал к агрессивному национализму и остался по-прежнему убежден, что Россия не может управляться демократическими методами.

Вероятнее всего, что в качестве президента, Путин будет более непримиримым, более резким и менее готовым к сотрудничеству с западными демократиями, чем Медведев, пишет Revista 22. В результате "перезагрузки" российско-американских отношений, Москва сотрудничала с Америкой в дипломатическом ключе в конфликте США с Ираном и войне против Каддафи в Ливии, приняла новое соглашение о сокращении ядерных вооружений и материально-техническую поддержку вооруженным силам США в Афганистане. Враждебность Кремля относительно создания противоракетного щита в Европе утихла. Взамен, официальные лица США избегают критики российского режима за несоблюдение гражданских прав, крайне несправедливые выборы, жестокое отношение к политическим оппонентам и устранение "неудобных" журналистов. Похоже, что Вашингтон "простил" агрессию Москвы в Грузии и "сдержанно" предоставил России больше свободы в том, что касается заявления собственных амбиции в "окрестностях". Если Путин не проведёт структурные реформы, это может повлечь длительный период застоя в России, разочарование и цинизм, как в период перед распадом Советского Союза. Бывший полковник КГБ Владимир Путин может официально остаться у власти до 2024 года. Мрачная перспектива для судьбы демократии в России, для соседних с Россией стран и отношений России с западными демократиями, подводит итог издание.

Владимир Путин снова готовится обосноваться в Кремле, в третий раз, пишет Inforusia. В каких терминах и самое главное под каким углом будет рассматривать старый / новый лидер России отношения с Западом? "Знаете что, займитесь своими делами - боритесь с возрастающей инфляцией, с растущим государственным долгом, с ожирением в конце концов, - займитесь делом", - по-человечески и с сарказмом рекомендует Путин западникам по завершению первых двух своих президентских мандатов. Речь Путина в Мюнхене в феврале 2007, не сообщавшая о начале новой холодной войны, не являющаяся агрессивной, однако, достаточно чётко указала: Россия больше не должна воcприниматься Западом в качестве нижестоящего партнера. Война в Грузии и остановка, посредством неё, триумфального шествия НАТО на Восток, ближе к границам Российской Федерации, доказала это.

Сейчас Москва снова раздражена из-за новой западной атаки: американский проект ПРО, которые продвигает свои элементы ближе к её границам, продолжает Inforusia. Не представляя прямой угрозы для России (и Москва официально заявляет это), американский щит по-прежнему расценивается в правящих кругах России, как риск. Что будет делать Путин?

Большого вклада в отношения с Америкой или объединенной Европой, президенту Медведеву внести не удалось, пишет Inforusia. И Россия не находится в той ситуации, чтобы пройтись по миру со включёнными аварийными сигналами, даже если на дворе глобальный кризис. Модернизация России, сегодняшний девиз Москвы, не может проходить игнорируя мир и особенно Запад. Особенно Запад? Но первый крупный проект, запущенный новым Путиным, это Евразийский экономический союз, и свой первый зарубежный визит после того, как стало известно наверняка, что он вернется в Кремль, Путин совершил в Китай. Тогда, где же фигурирует Запад? Касательно будущего отношения России к Западу, Путин изъясняется пока лишь вскользь. Однако, достаточно чётко. В статье газеты "Известия", через которую и был запущен проект Евразийского экономического союза, Америка даже не упоминается. А Западная Европа призвана соединиться вместе с Россией в "Большую Европу" или "Европу-Евразию". То есть, как минимум равные отношения, между Евразией (читай Россией) и Западом.

Как бы там ни было, Западу есть о чём подумать, продолжает Inforusia. Уладив традиционное соперничество и приведя в гармонию свои интересы, Москва и Пекин представляют собой серьёзный противовес США и в целом Западу. А с Западом наблюдается противостояние, по крайней мере, по трём вопросам: 1. относительно ПРО, Россия раздражена американским проектом 2. в том, что касается модернизации России, которую Запад, похоже, не готов поддержать 3. энергетическая динамика Россия - Европа, где Москва обещала играть жестче. В более дружественных зонах, последовательного сотрудничества, как было заявлено об отношениях с Китаем, перспектива не слишком различима. До момента нового программного выступления в отношении Запада, остается в силе энергетическая линия, определённая мюнхенской речью. Пока Путин обещает сбалансированную внешнюю политику, но также критику - как Соединенных Штатов, так и Европейского союза, подводит итог издание.

Румыния - Молдавия: Для Молдавии король Михай "стал бы беспристрастным главой государства, который был бы в состоянии получить уважение всех этнических и языковых сообществ"

Adevarul публикует речь короля Румынии Михая I перед парламентом по случаю 90-летия бывшего монарха: "Дамы и господа, сенаторы и депутаты! Более шестидесяти лет прошло с тех пор, как я последний раз выступал с обращением к румынской нации с трибуны парламента. С радостью и надеждой принял я приглашение законных представителей народа. В первую очередь, сегодня мы обязаны вспомнить всех тех, кто отдал жизнь во имя нашей свободы и независимости во всех войнах, которые нам пришлось вести, а также о тех, кто погиб во время событий декабря 1989 года, свергнув коммунистическую диктатуру. Лишь уважая прошлое мы можем надеяться на будущее.

Последние двадцать лет принесли нам демократию, свободы и начало процветания. Люди путешествуют, исполняют свои мечты, становятся на ноги и создают семьи на благо будущих поколений. Румыния ушла далеко вперед за последние два десятка лет. Основой европейской Румынии, ее пути, стало существование парламента. Наше необратимое движение к Европейскому союзу и НАТО было бы невозможно без действий законодательного органа Румынии после 1989 года, основанных на принципах свободы и демократии.

Но политика - это палка о двух концах. Она гарантирует свободу и демократию только в том случае, если следует букве закона. Однако она может навредить гражданам, если идет вразрез с моралью, ставит во главу угла власть или не принимает в расчет первостепенное значение государственных институтов. Многие составляющие жизни в Румынии под компетентным и демократичным руководством смогли эволюционировать, даже, несмотря на экономический кризис: это и мелкие и средние предприятия, молодежь и преподаватели университетов, лицеев, школ, а также работники сельскохозяйственной сферы. Стараются исполнить свой долг люди искусства, военные, дипломаты и чиновники, несмотря на отсутствие денег и поддержки государства. Исполняют свой долг перед страной Румынская академия, Национальный банк, несмотря на то, что современность не оказывает должного уважения иерархии ценностей румынского общества.

Мне жаль, что после двух десятилетий с момента возвращения к демократии, старики и больные все еще оказываются в ситуациях, которые унижают их достоинство. Румыния нуждается в инфраструктуре. Современные автострады, порты, аэропорты являются частью нашей силы, которая дает нам возможность быть независимым государством. Сельское хозяйство - это не область исторического прошлого, это будущее. А школа всегда будет основой общества. Мы с королевой и вся наша семья продолжим делать то, что делали всегда: мы будем поддерживать фундаментальные интересы Румынии, непрерывность традиций нашей страны. В своей речи я не могу не сказать несколько слов о королевской семье, о ее значении в жизни страны. Королевская корона - это не символ прошлого, это единый образ независимости, суверенитета и нашего единства. Корона - это отражение государства и нации на протяжении их истории. Корона консолидировала Румынию, и помогли ей в этом смелость, лояльность, уважение, серьезность намерений и скромность.

Дамы и господа, сенаторы и депутаты! Демократические институты управляются не только при помощи закона. В этом процессе принимают участие также мораль, чувство долга. Любовь к стране и компетентность являются основными критериями, которыми должен руководствоваться человек общественный. Верьте в демократию, в значение институтов и их правил!

Общество будущего не может существовать без морали, без веры и без памяти. Цинизм, корысть и подлость не должны проникать в нашу жизнь. Румыния развивалась, благодаря идеалам великих людей нашей истории, к которым мы отнеслись с уважением и ответственностью. В 1989 году в поддержку Румынии выступили мировые авторитеты из разных уголков Земли. И их выступления слились с голосами молодых людей, которые принесли себя в жертву ради того, чтобы уничтожить тиранию, разрушавшую самую суть нашей нации. Спустя двадцать лет, наконец, настал момент, когда мы окончательно уничтожили в себе это прошлое. Демагогии, обману, примитивному эгоизму, цеплянию за власть не место в государственных структурах Румынии 2011 года. Слишком ясно они напоминают нам о годах до 1989-го.

Мы должны стойко переносить настоящее и готовиться к будущему. Единство страны, единство с соседями и нашими братьями поможет нам продолжить усилия по возвращению былого уважения и достоинства страны. Я служил румынской нации на протяжении всей своей жизни, полной событий, счастливых и несчастливых. Спустя 84 года с тех пор как я стал королем, я могу без обиняков сказать румынской нации: после свободы и демократии важнее всего вернуть себе идентичность и достоинство. И в этом деле большую ответственность несет румынская элита. Демократия должна дополнять и разнообразить искусство управления, а не обеднять его. Румыния, как остальные европейские страны, нуждается в уважаемых и опытных руководителях.

Нельзя никогда забывать и о румынах и румынских землях, которые были у нас отняты вследствие разделения сфер влияния в Европе. Они в праве самостоятельно решать хотят ли они вернуться в нашу страну или оставаться отделенными. Сегодняшняя Европа - это континент, на котором земли и народы не изменяются в результате решений политиков. Моя клятва была и остается в силе для всех румын. Все они являются частью нашей нации и таковыми останутся навеки. Лишь в нашей силе сделать страну сильным, процветающим государством, которым восхищается весь мир.

Для меня сегодняшняя Румыния - это не наследство наших предков, а страна, которую мы взяли в долг у наших детей. И да поможет нам Бог!"

Речь короля Михая, произнесённая в парламенте Румынии 25 октября, явилась открытым окном к утраченной Румынии, Румынии без которой и мы потеряны как нация в тотальном и бессмысленном словоблудии, в хаосе подменённых ценностей, в безнадежном безумстве, в полном отчуждении от собственной истории и традиций, пишет Ziare.com. Его Величество не говорил о чём-то эпохальном, не сделал неожиданных разоблачений и даже не развернул атаки, без которых политика стала казаться нам небывалой. Он говорил просто и открыто о главных ценностях нации, которые снова должны занять своё положенное место, о необходимости вернуть собственное достоинство и национальную идентичность, об уважении к истории, о любви к стране и народу, о вере, о наследии, которое мы оставим будущим поколениям, о важности закона, о необходимости понимания демократии и важности Короны. Это была короткая речь, меньше 10 минут, но она раскрыла самую суть того, чего нам действительно не хватает и что мы должны попытаться вернуть.

Выступления о патриотизме, национальной идентичности и достоинстве, об истории, возможно, даже приправленные скупыми слезинками, каждому из нас доводилось слышать не раз, продолжает Ziare.com. И всегда они звучат заезженно, демагогично, часто комедийно, часто в качестве прелюдии к политической атаке, нередко отягощённой хулой. Величие речи короля состоит в том, что он придал ценность этим высоким словам, дискредитированным и превращённым в грошовые. Произнесённые Его Величеством, эти слова звучали полно, глубоко и эмоционально. Потому что, прежде всего, они прозвучали аутентично, как эхо из прекрасной и мощной Румынии. И, возможно, многие поняли, наконец, насколько важным является институт монархии, почему европейские монархии являются наиболее стабильными и серьезными странами на этом континенте. Если бы румыны смогли пополнить свою повседневную жизнь смыслом этих великих слов, сказанных королём, если подлинные ценности обретут своё истинное место, только тогда у нас как нации появится еще один шанс.

Не присутствовать на речи короля (речь идет о президенте Траяне Бэсеску и премьере Эмиле Боке, которые проигнорировали выступление короля - прим. ИА REGNUM) было недопустимо, это обличило мелких личностей, слишком поглощённых своим ограниченным юмором и мелочными обидами, пишет Ziare.com. У Траяна Бэсеску нет оправдания подобному пренебрежению не только по отношению к королю, но к тем ценностям, о которых говорил Его Величество. Правда, если бы он там был, то был бы раздавлен в сравнении, однако, каждый должен осознавать своё положение и, возможно, стремиться к большему. Но, кажется, Траян Бэсеску уже достиг своего предела.

25 октября, в 90 лет, с совершенной ясностью и безупречной манерой (осанкой), скромный и достойный, лишенный каких-либо отпечатков ненависти, уравновешенный и осмысленный, король Михай дал образец масштабности и статусности, которая должна иметься у истинного государственного деятеля, настоящего лидера нации, продолжает Ziare.com. Он преподал урок, без хвастовства и без злобы. Однако есть сомнения, что найдутся те, кто поймёт и последует ему, подводит итог издание.

В своем недавнем выступлении в парламенте Румынии, куда король Михай был приглашен по случаю своей 90-й годовщины, он, между прочим, сказал: "Нельзя никогда забывать и о румынах и румынских землях, которые были у нас отняты вследствие разделения сфер влияния в Европе. Они в праве самостоятельно решать хотят ли они вернуться в нашу страну или оставаться отделенными", пишет издание Acum. Очевидно, что речь идёт о тех, кто сейчас проживает в Республике Молдова и на Украине, на территориях, которые Сталин оккупировал в 1940 году и потом в 1944 году (речь идет об освобождении Бессарабии Советским Союзом в 1940 году от румынской оккупации, а в 1944 - от румыно-немецкой фашистской оккупации - прим. ИА REGNUM). Этот отрывок не остался незамеченным в Республике Молдова. Обозреватель Петру Богату написал в Jurnal de Chisinau статью под названием "Королевское решение". Ссылаясь на конституционный кризис в стране, где более двух лет парламентарии не в состоянии избрать президента страны, обозреватель считает возможным избрание короля Михая. "Из области фантазий стало бы предложение поставить снова во главе государства короля Михая I. Если не в Бухаресте, то, по крайней мере, в Кишиневе, мы же всё равно не в состоянии выбрать президента, не так ли?" - пишет Петру Богату.

Отношения Короля Михая с территорией Бессарабии начались 84 года назад, когда в возрасте пяти лет он стал монархом Румынии под опекой, до возврата на трон в 1930 году своего отца, Карла II, продолжает Acum. Когда Карл отрекся от престола в сентябре 1940 года, и Михай, тогда еще несовершеннолетний, снова взошёл на трон, Бессарабия уже не входила в состав Королевства Румынии. Она была возвращена военным путём летом 1941 года, и король Михай посетил освобождённый (оккупированный румынскими и немецкими фашистами - прим. ИА REGNUM) Кишинев 31 октября 1942 года. Однако, 1941 - 1944 годы ознаменовались ещё и убийствами, а также массовыми депортациями, по приказу самопровозглашённого кондукэтора Иона Антонеску, евреев из Бессарабии, большинство из которых погибли в Приднестровье. Королева-мать Елена смогла вмешаться и спасти много еврейских жизней, за что была посмертно удостоена звания "Праведник народов мира". В 1944 году Красная армия вновь заняла территории, аннексированные в 1940 году, территории, которые были признаны как принадлежащие СССР в соответствии с Парижским мирным договором, подписанным 10 февраля 1947 года. Хотя король Михай был награжден Сталиным в 1944 году за вывод Румынии из войны на стороне нацистской Германии и ее продолжение с союзниками, 30 декабря 1947 года, по приказу того же Сталина, коммунисты из Румынии, действующие по приказу Москвы, вынудили монарха отречься от престола.

Король Михай вернулся на Бессарабские земли в июне 2006 года, когда он посетил кладбище румынских солдат в посёлке Цыганка, где проходил тяжелый бой летом 1941 года между румынской и советской армиями, пишет Acum. Конечно, как говорит Петру Богату, возвращение короля Михая на пост главы государства, будь-то в Румынии или тем более в Республике Молдова, из области фантазий. Однако, нет сомнений в том, что Его Величество стал бы беспристрастным главой государства, который был бы в состоянии получить уважение всех этнических и языковых сообществ в Республике Молдова. А, пример его публичного поведения должен стать моделью не только для политиков в Румынии и Республике Молдова, но и для граждан обеих стран, которые почти 75 лет были воспитаны в фашистских, коммунистических и посткоммунистических режимах, где публичная безнравственность и цинизм стали почти нормой, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, и Буковина, северная часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а южная - территорией Румынии, в X-XI вв. входили в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составили части образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи. Буковина в 1775 году стала частью Австро-Венгерской империи, и оставалась в ее составе вплоть до раздела империи в 1918 году.

В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы Молдавскому княжеству, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году вассалы Османской империи, княжества Молдавия и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке, в 1989 году решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44гг., молдаване Приднестровской Молдавской Республики сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская Автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР. В 1941-1944 гг. Румыния под руководством фашистского диктатора Иона Антонеску принимала участие во Второй мировой войне на стороне нацистской Германии, а ее армия представляла собой крупнейший союзный контингент из числа стран-сателлитов Германии (267.727 человек). На оккупированных Румынией территориях Молдавии, Приднестровья и Украины в период с 1941 по 1944 гг. румынскими фашистами было уничтожено по разным данным от 380.000 до 600.000 евреев. Точных данных по общим потерям СССР в результате румынской оккупации до сих пор нет. Наступление Красной Армии в августе 1944 года вызвало в Румынии переворот (король Михай I отстранил от власти и арестовал Иона Антонеску), и переход на сторону антигитлеровской коалиции 25 августа 1944 года.