В Чувашии опасаются, что будет образование по-чувашски, по-татарски, по-московски
Чувашия, 24 августа, 2011, 21:15 — ИА Регнум. В Чувашии прошло пленарное заседание работников образования. Несмотря на то, что заявленная тема касалась создания правовых условий для обновления и развития системы образования в республике, ключевым вопросом стал федеральный законопроект об образовании, вокруг в стране развернулась масштабная дискуссия и нарастает градус полемики. В Чувашской Республике в обсуждении нового законопроекта в рамках августовской конференции принимают участие свыше 11 тыс. педагогических работников, обсуждения проходят на 125 дискуссионных площадках, передаёт корреспондент ИА REGNUM.
Главное беспокойство педагогической общественности вызывает вопрос финансового обеспечения, условий и оплаты труда, который "по-прежнему остаётся самым болезненным". "Образование как отрасль экономики рентабельна, и все расходы на образование окупаются, в том числе расходы на заработную плату учителей", - заявил директор Аликовской средней школы имени И.Я. Яковлева финалист российского конкурса "Учитель года"
Говоря о новшествах в законопроекте, большую тревогу высказали педагоги в связи с переложением за финансирование образования с федерального уровня на региональный. "Он полностью лишает нас с вами государственной гарантии на финансирование образования", - была эмоциональна председатель Чувашской республиканской организации профсоюзов работников народного образования и науки России Зинаида Степанова, говоря о том, в чём заключается "вся соль отрицательного отношения к данному законопроекту". Она пояснила, что размер подушевого финансирования, от которого "зависит всё в нашем образовании" - заработная плата, ставки, оклады - будет определяться на уровне региона. И среднюю заработную плату будут привязывать к уровню развития экономики того или иного региона.
"Мы будем получать разную зарплату ещё и в зависимости от личного отношения к данному вопросу тех, кто принимает решение о распределении бюджетных средств", - поддержала опасения коллеги учитель истории чебоксарской средней школы №59, победитель республиканского конкурса "Учитель года-2011"
"Чем отличается урок математики в московской школе от урока в ханты-мансийской школе или чувашской? Ничем. Мы выполняем те же требования, которые необходимы при подготовке к
О проблеме финансирования и повышения заработной платы педагогам, которая "волнует всех и вся", говорил и глава Минобразования Чувашии
Многих педагогов в законопроекте волнует статья о финансовом возмещении ущерба, причинённого некачественным образованием. Но связано это не с опасениями за качество работы, а возможными злоупотреблениями - в частности, взваливания ответственности на учителей из-за элементарной лени и нежелания учиться. "Не выльется ли образовательный процесс в длительные судебные тяжбы?" - выразила обеспокоенность Марина Гордеева.
Аплодисментами были встречены предложения Владислава Волкова. При этом его выступление, с одной стороны, было настолько экспрессивным, а с другой - декларативным с учётом современных реалий, что в кулуарах его окрестили "педагогическим шоу". Педагог, в частности, предложил ввести меры ответственности по отношению к учредителю за несвоевременное финансирование образовательных учреждений, утвердить статус малокомплектных школ, минимальную базовую ставку учителя с доплатами и компенсациями установить на уровне средней заработной платы, закрепить право учителя пройти повышение квалификации "по выбранной им проблеме, в выбранном им месте и в удобной для него форме" - очно, заочно или дистанционно.
Волков также отметил низкое качество доверия администратора от образования к учителям и учителей к администраторам: "Мы считаем, например, что чиновники от образования - бездельники, чиновники от образования считают, что учителя в основном недорабатывают - отсюда рост отчётности. Я предлагаю включить пункт в закон об образовании, который бы регламентировал и ограничивал объём отчётности, требуемой от образовательных учреждений".
Педагог не стал уточнять, какой именно администратор имелся в виду - федеральный, республиканский или муниципальный, но своё мнение по данному вопросу министр образования Чувашии Владимир Иванов категорично высказал в самом начале выступления, отметив, что "не следует увлекаться частыми необоснованными проверками и множеством отчётов, которые отвлекают учителей от основной работы".
Министр в своём докладе дал оценку современному состоянию образования в Чувашии и основной акцент на "узловых проблемах". "Новый учебный год для системы образования Чувашии, так же, как и всей России, станет знаковым. Таких качественных изменений в отношении государства к образованию наша страна не переживала уже много десятилетий. Наступательное создание современной инфраструктуры, внедрение эффективных экономических механизмов, поддержка талантливых педагогов, обучающихся - все эти процессы направлены на формирование нового качества человеческого потенциала страны, становление людей, способных вывести экономику страны на путь устойчивого развития на основе инновационных решений", - сказал, в частности, Иванов. При этом он также с радостью констатировал, что "наконец-то прекратилось уменьшение учащихся": "Это очень важный и стабилизирующий фактор для всей нашей отрасли".
По словам Владимира Иванова, на сегодня одна из главных задач - повышение качества общего образования: "Хороший уровень технологической обеспеченности образовательного процесса, внедрение новой системы оплаты труда сами по себе не привели к желаемым результатам. Это надо нам признать. Содержание образования, педагогические технологии - по-прежнему очень медленно меняются и не удовлетворяют изменившейся ситуации".
Проблемными остаются вопросы омоложения педагогических коллективов, повышения роли науки в системе общего образования, сетевого взаимодействия, отставание содержания профессионального образования от потребностей рынка труда. Актуальным остаётся вопрос доступности дошкольного образования. Было отмечено, что в прошлом году удалось за счёт уплотнения и реконструкции создать более 3 тыс. мест в детских садах. "Это почти 15 полноценных детских дошкольных учреждений по 240 учащихся", - пояснил министр, заверив, что все озвученные предложения будут "внимательно изучены и в обобщённом варианте представлены в Москву".
Президент Чувашии, также особо выделяя проблему обеспечения местами в детских садах, напомнил, что в этом году строится шесть дошкольных учреждений. Кроме того, родители, чьи дети не посещают детские сады, получают субсидии - этой льготой воспользовались 85% малоимущих семей. Громом аплодисментов было встречено предложение Михаила Игнатьева об охвате всех школьников горячим питанием.