Президент Сирии Башар Асад может рассчитывать на поддержку лишь одного верного союзника - Ирана. Как передает агентство Reuters, только в Иране, по-прежнему, связывают надежды с сирийским режимом, считая его форпостом мусульманского сопротивления Западу и Израилю.

В этом контексте примечательны слова Мохаммада Маранди из Тегеранского университета: "Поддержка Ираном Сирии основана на общей заинтересованности в оказании сопротивления Израилю. Иран всегда считал, что Сирия не должна быть ослаблена, потому что израильский режим, безусловно, воспользуется любой слабостью".

К месту также и формулировка главы иранского парламентского комитета по иностранным делам Аладдина Боруджерди: "По вопросу Сирии у Ирана есть два варианта. Первый: отдать Сирию в лапы волка по имени Америка и дать силам НАТО атаковать Дамаск. Это означало бы, что в исламском мире добавится еще одна трагедия. Второй вариант - внести свой вклад в прекращение столкновений в Сирии. Интересы мусульманского мира диктуют нам, чтобы мы мобилизовались в поддержку Сирии в качестве центра палестинского сопротивления".

Еще более ультимативно выразился аятолла Насер Макарем Ширази. "Долг всех мусульман - в пику разрушительному заговору Америки и Израиля - помочь стабилизировать ситуацию в Сирии", - сказал он. А верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи в июне ясно сказал: "Где бы Америка и сионисты ни попытались выйти на сцену, чтобы свергнуть тот или иной режим и оккупировать ту или иную страну, мы будем на противоположной стороне".

Надо заметить, однако, что дело не только в палестинском вопросе или в сопротивлении Западу и Израилю. Есть еще и позиция самого Ирана в исламском мире, в том числе фактор усиления его союзников - ливанской "Хизбаллы", палестинского ХАМАСа и сирийского режима Асада, а также при возможности создания новых оплотов, скажем, посредством бахрейнских шиитов или египетских "Братьев-мусульман".

И в этом контексте алауитский режим в Сирии - отнюдь не последний в списке. Наоборот, он занимает ключевую позицию в иерархии проиранских сил и даже является подобием посредника между метрополией Тегераном и остальными - хотя бы в силу собственного географического положения. Именно поэтому иранские власти поддерживают массовые оппозиционные выступления в таких государствах, как Бахрейн, заявляя о правах граждан на реформы и свободу, но негативно настроены в отношении антиправительственных волнений в Сирии, посягнувших на режим Асада.

В случае этих арабских стран Тегерану пришлось отступить, так как перспективы создания новых оплотов были туманны, а власти этих стран и их союзника Саудовской Аравии встретили заявления Ирана крайне враждебно и решительно. В случае же с Сирией, Тегерану отступать некуда - может рухнуть уже вся существующая иранская система взаимосвязей зон влияния. Однако если Иран намерен стоять до конца, ему надо готовиться уже не к "холодной", а к реальной широкомасштабной войне: Турция готовит вторжение в северную Сирию.