"Планы США по развертыванию элементов национальной системы обороны с самого начала вызывали немало вопросов, и главный вопрос заключается в том, насколько состав систем и места их дислокации соответствуют масштабам иранской ракетной угрозы", - заявил 22 июня в интервью корреспонденту ИА REGNUM старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук Пётр Искендеров.

По словам эксперта, еще при прежнем президенте Джордже Буше была разработана стратегия по размещению элементов ПРО в Польше и Чехии. "Но простого взгляда на карту достаточно, чтобы прийти к заключению о том, что гипотетические иранские ракеты, дальность которых позволяет им достигать исключительно территории Израиля и частично Турции, никоим образом не смогут летать в том направлении, которое будут прикрывать радар в Чехии и батарея противоракет в Польше", - отметил он.

Искендеров напомнил, что ранее Россия неоднократно заявляла, что видит в элементах национальной системы ПРО США не столько попытку ответить на ракетно-ядерную гипотетическую угрозу Ирана, сколько стремление взять под контроль российский ракетно-ядерный потенциал. После отказа от размещения элементов ПРО в Чехии и Польше, напомнил Искендеров, президентская администрация заявляла, что эти системы могут быть дислоцированы в районе Персидского залива, восточного Средиземноморья, то есть в тех регионах, которые прилегают к Ирану и могли бы контролировать ситуацию на Большом Ближнем Востоке. "Но решение США разместить элементы ПРО в Румынии и готовность подключить к ним Польшу и Чехию вновь позволяет утверждать, что речь идет не о противодействии иранской ракетной угрозе, а о решении более глобальных геополитических целей", - заявил он.

Искендеров не считает, что посол Ирана в Румынии, говоря о том, что система ПРО США в Румынии направлена против России, сгущает краски или ведет какую-то игру. "Нынешнее состояние иранской ракетной угрозы, ядерных разработок никак не могут обосновать столь дорогостоящие затраты на создание системы ПРО. Помимо этого, Чехия, Польша, Румыния представляют собой другое звено в геополитической стратегии США. Это, прежде всего создание санитарного кордона в отношении России. Во-вторых, это позволяет действительно контролировать российский ракетно-ядерный потенциал, особенно ту его часть, которая размещена в европейской части страны. Так что, в этом вопросе иранские представители не делают никаких откровений", - заявил он.

Искендеров в то же время отметил, что отношения Ирана и России сегодня далеки от желаемого уровня, и в этом есть вина самого Тегерана, который также создавал основу для противоречий между Россией и США. "России следует выстраивать свою военно-политическую стратегию, учитывая те цели, которые вкладывает нынешняя американская администрация в развитие системы ПРО. Вряд ли можно ожидать заключения какого-либо договора между Россией и США или Россией и НАТО о взаимном ненацеливании систем ПРО друг на друга или договора наподобие СНВ. Основной уклон должен переноситься на чисто военно-техническую плоскость. России надо развивать собственные ракетно-ядерные силы и новейшие элементы противодействия современным системам ПРО.

Что касается политики, то РФ следует придерживаться более взвешенной линии. Не отказываясь от "перезагрузки" с США и от сотрудничества с НАТО, необходимо развивать отношения и с другими центрами силы, в частности, с теми странами, которые сегодня занимают более независимое игровое поле. Во всяком случае, то, чем сегодня занимается Иран, не соответствуют той тяжести санкций, которые на него наложены, и политика Ирана не является угрозой международной безопасности. Попытки России ужесточить свою позицию в отношении ИРИ, солидаризироваться с политикой США, не всегда правильны и объективны", - заявил он.

Как сообщало ИА REGNUM, 3 мая президент Румынии Траян Бэсеску сообщил, что Бухарест и Вашингтон договорились о размещении элементов ПРО США на юге Румынии. МИД России потребовал от США юридических гарантий ненаправленности ПРО против российских ядерных сил. Траян Бэсеску заявил, что Румыния не намерена давать России какие-либо юридические гарантии. В свою очередь президент РФ Дмитрий Медведев 14 мая направил главам государств-членов Совета Россия-НАТО послания, в которых подчеркнул необходимость надёжно гарантировать, что развертываемые в Европе противоракетные потенциалы не станут подрывать стратегическую стабильность и не будут направлены против какой-либо из сторон. Позднее, президент Румынии сообщил, что "в нужный момент России должна быть дана уверенность в том, что военные элементы, которые разместят на румынской территории, не будут направлены против Российской Федерации". Со своей стороны Румыния рассчитывает на то, что "и Медведев без сомнения сможет гарантировать, что ни одна ракета с территории России никогда не достигнет территории Румынии", - заявил президент Бэсеску.

21 июня МИД Румынии вызвал для дачи разъяснений посла Исламской республики Иран в Бухаресте Бахадора Аминиана Джази, заявившего накануне, что противоракетный щит, который будет располагаться на территории Румынии, направлен против России. Официальные лица МИД Румынии напомнили послу, что противоракетная система является строго оборонительной и, следовательно, по самой своей сути, не может быть направлена против конкретного государства.