25 мая 2011 года в Белоруссии свершилось то, что можно назвать началом заката белорусской модели социально-ориентированной экономики, основанной на дешевых энергоносителях из России и популизме официальных властей. В этот день постановлением Совета министров № 662 был утвержден "План действий по обеспечению сбалансированного развития экономики в условиях изменения официального курса белорусского рубля", который власти несколько дней опасались выставлять на всеобщее обозрение. Несмотря на то, что ряд как белорусских, так и российских экспертов отнеслись к предложениям правительства достаточно скептично, считая их ни чем иным как попыткой выторговать кредиты от ЕврАзЭС и МВФ, даже неполная их реализация будет означать крах культа социального иждивенчества, формировавшегося в Белоруссии последние несколько лет.

Конечно, план еще не означает реальных действий, но и то немногое, что стало достоянием общественности, затрагивает абсолютно все социальные слои общества Белоруссии, кроме, пожалуй, чиновников. Так, например, для крупного бизнеса, ориентированного на экспорт (в первую очередь, нефтехимия) стало неприятным известие об "отмене льгот по обязательной продаже иностранной валюты в целях расширения доступа субъектов предпринимательской деятельности к приобретению иностранной валюты для обслуживания внешнего корпоративного долга", фактически закрывающее возможность использовать свободную валюту в собственных интересах. В дополнение к этому, планируется разработка нормативного правового акта по вопросам совершенствования антимонопольного регулирования и обеспечению снижения торговых надбавок "за счет развития конкуренции и насыщения внутреннего рынка потребительскими товарами". Вот только редко в какой стране можно увидеть рост конкуренции на основе административных методов регулирования экономики.

Средний и мелкий бизнес пострадают от предполагаемых "мер по устранению ценовых диспропорций в реальном секторе экономики в связи с ростом цен на импортируемые энергоносители, сырье и материалы", которые предусматривают индексацию тарифов на электрическую и тепловую энергию для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И это при том, что государство и так продает энергоносители потребителям более чем в полтора раза выше их стоимости, заставляя их сокращать свои расходы, в том числе, и путем массовых увольнений.

Однако наиболее серьезно пострадают от введения предложенных мероприятий простые обыватели, на плечи которых правительство решило переложить весь груз проблем в экономике, накопившийся за полтора десятка лет. Мерами по защите внутреннего потребительского рынка руководство страны назвало "устранение диспаритета цен с сопредельными государствами на потребительские товары" в течение 2011 года. После проведение девальвации цены на белорусскую продукцию стали намного меньше своих зарубежных аналогов в долларовом эквиваленте. Именно поэтому, а не по каким-то другим причинам, по мнению руководства страны, прилавки магазинов в Белоруссии в ряде городов пустые (исключением, по понятным причинам, является Минск). Чтобы удовлетворить спрос населения, который, надо сказать, в последние дни изрядно поубавился, цены предлагается сделать такими же, как в Европе, что поспособствует, по мысли чиновников, приходу в страну товарного изобилия. Правда, официальный Минск, когда говорит о низких ценах в республике, всегда обходит стороной уровень заработной платы в сопредельных государствах, который гораздо выше. Исключение может быть лишь Украина, но и цены до недавнего времени там были тоже ниже.

Населению, помимо всего прочего, предлагается поскорее изыскать возможность возмещать 30 процентов затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг, для чего в течение года запланировано увеличение соответствующих тарифов на услуги ЖКХ в два этапа. Не стоит напоминать, что Лукашенко неоднократно обещал, что тарифы в 2011 году не вырастут более чем на 7 долларов США, но, как это часто случается, так своего слова и не сдержал.

В помощь всем автолюбителям и автоперевозчикам придут новые цены на нефтепродукты, "реализуемые на внутреннем рынке, в целях устранения диспаритета цен с сопредельными государствами". И если бы это касалось лишь тех, у кого есть автомобиль, то это было бы полбеды, но вслед за ростом цен на топливо в стране обязательно произойдет рост цен практически на все товары и ряд услуг. Кстати об услугах: "в текущем году произойдет уточнение тарифов на услуги городского транспорта, пригородных автоперевозок, перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, услуги связи". Причем цены и тарифы, по всей видимости, вырастут в разы, как это случилось с железнодорожными билетами в зарубежные страны: несмотря на 56%-ую девальвацию, БелЖД подняло цены на проезд в поездах международного сообщения в некоторых случаях на 86%! Видимо, этого мало.

Достаточно болезненным окажется и так называемое "уточнение объемов ввода и финансирования в 2011 году жилищного строительства в объемах, обеспеченных неэмиссионными источниками, и с учетом сформированных в областях и Минске коллективов застройщиков". Это означает, что в Белоруссии, скорее всего, в скором времени появится большое количество долгостроев, наподобие тех, которые существовали в 1990-х годах. И дело здесь не только в резком росте цены за метр жилья в белорусских рублях (в среднем в 1,8-2 раза, при сокращении реальных денежных доходов населения), но и в том, что за несколько последних лет в стране укоренилась система льготного кредитования населения на строительство жилья: 1 или 5 % на 20 или 40 лет для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Именно это и позволило развернуть в стране беспрецедентное строительство, обгоняя по всем показателям страны СНГ. В Белоруссии со строительной сферой, по разным подсчетам, связано от 350 до 500 тысяч человек, и в случае резкого свертывания государственных строительных программ (до 80 % вводимого в стране жилья строиться для нуждающихся) многие из них окажутся без работы. Кто-то сменит профессию, а кто-то подастся на заработки в Россию. По данным РЖД, уже сегодня ежедневно в Москву приезжает не менее 6000 белорусов и около половины из них ищут работу. Вот вам и низкая безработица в Белоруссии, которая, по официальной статистике, так и не перешагнула порога в 1%.

Единственными, кто должен выиграть от предложенной правительством программы, являются аграрии, так как "Минэкономики и Минсельхозпрод в течение года должны обеспечить повышение закупочных цен на сельхозпродукцию с учетом паритетного роста цен на продовольственные товары на розничном рынке". Вообще-то, слово "паритет" довольно часто мелькает в предложенном плане. Правда никто толком не знает с кем или с чем должен быть паритет: со странами Запада, России, Латинской Америки или еще кого-то. Создается впечатление, что подобным термином белорусские чиновники стремятся оградить себя от народного возмущения: везде такие цены, и, если их не поднять, приедут иностранцы и все в Белоруссии скупят. Справедливости ради, надо отметить, что белорусский электорат в массе своей верит этому и считает, что по-иному сделать ничего уже нельзя - будем терпеть.

Пожалуй, единственным положением, которое затрагивает чиновников, является ограничение чистого эмиссионного кредитования государственных программ в 2011 году в размере не более 4% ВВП и сокращение объемов финансирования Государственной инвестиционной программы. Вот здесь бюрократам действительно не повезло: в связи с сокращением финансирования госпрограмм, у них должны уменьшиться и возможности что-нибудь оттуда украсть. Да и к тому же план предусматривает "изыскание дополнительных внебюджетных неэмиссионных источников финансирования", то есть, придется начинать работать, что сделать достаточно сложно в условиях, когда привык ничего не делать последние несколько лет. Правда, в белорусских условиях может сложиться ситуация, схожая с известным анекдотом, когда после подорожания водки глава семейства заявил, что он меньше пить не будет, просто другие станут есть меньше.

Сложившаяся на сегодняшний день в Белоруссии ситуация свидетельствует об отсутствии каких-либо структурных реформ органов управления всех уровней. Несмотря на то, что сегодня в Белоруссии насчитывается чуть более 60 тысяч чиновников (примерно 1 на 160 человек), что является относительно неплохим результатом (в России около 1 млн. 400 тысяч чиновников), надо помнить, что еще в 1995 году численность бюрократического аппарата была не более 19 тысяч человек. При этом говорить о том, что функции чиновников возросли пропорционально их количеству в настоящее время не приходится. С уверенностью можно утверждать лишь то, что в стране возросла коррупция в органах управления и охраны правопорядка. За первые четыре месяца 2011 года чиновники украли из бюджета на 7 миллиардов рублей больше, чем за аналогичный период 2010 года. При этом только имущества коррупционных чиновников за этот же период было арестовано на 15,6 миллиардов рублей, что в 3 (!) раза больше, чем в 2010 году. Лидером стало МВД - 14,7 миллиардов рублей выявленного ущерба от коррупционных преступлений и 12 миллиардов рублей арестованного имущества коррупционеров. И это, по всей видимости, лишь небольшой кусочек коррупционного айсберга, лишающего республику и ее население денежных средств, необходимых для нормального существования.

Сказка Лукашенко и его идеологов о счастливом будущем Белоруссии с каждым днем становится все более несбыточной, превращая в пыль надежды простых белорусов на достойную жизнь и обеспеченную старость. Бездействие белорусских чиновников привело не только к рекордной по мировым меркам девальвации национальной валюты на 56% и растущей инфляции, но и к резкому падению уровня жизни практически всех слоев общества. Вклады в белорусских рублях снизились более чем на 1 млрд. долларов США, зарплаты обесценились почти наполовину, а из-за валютного кризиса часть населения рискует остаться без основного источника дохода, так как многие предприятия из-за невозможности закупать импортное сырье и комплектующие по приемлемым ценам оказались не в состоянии поддерживать производственный процесс. По оценкам некоторых экспертов, из 4,6 млн. населения, занятого в экономике, число потерявших источник дохода в совокупности составляет около 30%.

Все предпринимаемые правительством меры, которые принято называть "непопулярными", как считают многие, не представляют собой серьезных экономических реформ (о политических реформах в сложившейся ситуации и речи не идет), а призваны провести лишь косметический ремонт в надежде на зарубежные заимствования. Правда, куда уйдут кредиты от ЕврАзЭС и, возможно, МВФ, пока не ясно - то ли на оплату уже существующих долгов, то ли на оплату энергоносителей, то ли на поддержание курса белорусского рубля, то ли еще куда-то. Но то, что они будут израсходованы не на реформирование системы - ответ однозначный, так как последнее будет означать конец эпохи Лукашенко.

Белорусские власти сегодня находятся практически у грани, за которой виднеется потеря контроля не только над экономикой страны, но и над ее политическим устройством. Подтверждением может служить тот факт, что в дееспособности режима засомневались официальные профсоюзы, входящие в подконтрольную государству Федерацию профсоюзов Белоруссии. Так, председатель Минского городского объединения профсоюзов Николай Белановский недавно заявил, что доверие населения к власти сохранится максимум до середины августа, если те не предпримут радикальных шагов по улучшению ситуации в экономике: "народ наказан, но пока терпит". Это весьма плохой знак для руководства страны, так как в случае отказа профсоюзами, численностью более четырех миллионов человек, поддержать правительственный курс, в стране произойдет резкий всплеск социальной напряженности, последствия которого могут ознаменовать конец эпохи белорусского "рыночного социализма".