С первой частью статьи Юрия Баранчика можно ознакомиться здесь.

Если с первой причиной нервозности официального Минска все более-менее понятно - в силу некачественного государственного управления страна оказалась зажата между политическим молотом США-ЕС и экономической наковальней России, то со второй дело обстоит несколько сложнее, поскольку она практически незаметна, хотя кое-какие ростки все-таки проглядывают.

Бунт элиты?

Большинство экспертов, анализирующих белорусскую политическую и экономическую тематику, связывают происходящие в республике кризисные явления в финансово-экономической области с некомпетентностью правящей номенклатуры. Это, действительно, так - компетентности мало. Вместе с тем, абсолютно неправильно было бы предполагать, что государственная машина республики могла крутиться так успешно шестнадцать лет, если бы все чиновничество было сплошь некомпетентным. Конечно, это не так. В республике на разных ступеньках номенклатурной лестницы есть очень грамотные и эксперты, и чиновники. Именно наличие этих грамотных управленцев и приводило в движение маховик государственной машины.

А потом вдруг что-то случилось. Машина перестала работать. И всех чиновников, скопом, стали обвинять в непрофессионализме. Так не бывает. Почему бы не допустить (предположить), что дело не в непрофессионализме, а в профессионализме? Что, если происходящее в финансово-экономической плоскости - не самостийное "творчество" масс, кинувшихся скупать валюту и тем самым подрывать основы строя, а саботаж такого высокого уровня, что и не видно его источников и исполнителей? Тогда нынешний финансово-экономический кризис в республике выглядит совсем иначе.

Нынешняя политическая и экономическая система власти в республике всех утомила - и бизнес, и население, и силовиков, и самих чиновников - в то время как раньше речь шла лишь об оппозиции, ее электорате и недовольстве политическом. Пусть это было 10-15% белорусского населения. Но при этом был и прикормленный властью бизнес и госаппарат, социальная база которого составляла порядка 65-75%. Пригретый властью бизнес делился и копил ресурсы, становился на ноги, создавал инфраструктуру поддержки в силовых структурах, номенклатуре и т.д. И теперь его возможности выросли до таких пределов, что ему стало тесно не только в рамках нынешней экономической системы (система требует слишком много налогов), но и политической - большому бизнесу надоело играть по теневым правилам, и он захотел прозрачности - активов, права собственности, правил передела и т.д.

Но вместе с бизнесом, стремление которого к большей прозрачности вполне понятно, до перемен созрело и чиновничество, которое имеет свое долю в белорусском государственном и частном бизнесе. Оно также хочет легализовать свой капитал, притом получить его честно, чтобы никто потом не отобрал. Для всего этого процесса нужны правила. Правила ведения бизнеса, правила взаимодействия государства и бизнеса, правила приватизации, правила легализации капитала и т.д. и т.п. Притом правила должны быть прозрачны и понятны всем участникам процесса. А этих правил сегодня нет, и даже не просматривается понимание того, что система созрела для их формулирования. Естественно, т.к. эти люди не глупые, они могли посмотреть и подумать - "ну, хорошо, по-хорошему не получается, значит, пойдем другим путем". Только они пошли другим путем, как в республике начался экономический кризис, народ бросился к обменникам, и резко всем стало плохо.

Власть заметалась, возложила вину на народ, который, типа, не понимает, что делает, и впала в состояние, близкое к тому, что испытывает боксёр после нескольких нокдаунов. А между тем, может быть, все совсем иначе, и народ в этом раскладе совсем не при делах. Простой пример. Валютчики всегда в курсе, что будет происходить. У них есть информация. Откуда? Инсайд. Значит, наверху кто-то в теме и рулит процессом. Или еще пример. На начало апреля сумма вкладов населения в национальной валюте составляла 9,7 триллиона белорусских рублей, что по курсу обмена 1:3100 составляло около 3,1 млрд. долларов. А с 16 мая эта же сумма по курсу обмена 1:4500 стала составлять всего 2,1 млрд. долларов. Т.е. разница составила 1 млрд. долларов. Сумма очень интересная.

Хотелось бы подчеркнуть, что в этом сценарии не предполагается, что есть некий реальный "центр", который осознал себя вторым центром власти в республике и начал рулить процессом по своему усмотрению. Это невозможно, т.к. его быстро бы вычислили. Скорее дело обстоит так, что каждый, кто обладает соответствующим уровнем компетенции и самосознанием нового класса буржуазии (что явно новость для партизанской республики), на своем месте пытается рулить так, как это ему представляется возможным для легализации новых производственных, а, следовательно, и политико-экономических отношений. Вместе этот новый поток образует некую неподотчетную и поэтому невидимую "волну" общественных настроений и, главное, деяний.

Возможно, кто-то из силовиков и уловил (улавливает) этот новый тренд в движении государственной машины, но они не будут ему препятствовать, ибо нет мотивации. Поэтому и вмешиваться не будут, предпочитая брать под козырек проведением псевдоандроповских облав в рабочее время на средний класс республики, который вообще никому отчитываться не обязан. При этом власть думает, что таким образом она и осуществляет функции власти, силовики делают вид, что выполняют важную государственную функцию, кукловоды посмеиваются, народ начинает злиться. Все в процессе, и все вроде довольны. Но при взгляде на эту отлаженную цепочку интересов возникает только один вопрос - кто будет нести за происходящее политическую ответственность? Желающих что-то не наблюдается...

Саботаж по-итальянски

Вторым дополняющим к первому трендом является то, что известно под названием "забастовки по-итальянски". И для знающих управленцев это давно не секрет - в республике существует огромная когорта чиновников, который делают только то, что положено по инструкции. Ни шагу в сторону. А зачем? - Они прекрасно видели, что система делает с теми, кто пытается проявлять личную инициативу. Система их ломает и перемалывает. Поэтому грамотные чиновники давно придерживаются принципа "тише едешь - дальше будешь". А когда все по инструкции, вышестоящему руководству и прицепиться не за что - "все, как Вы велели". Максимум, что с таким чиновником можно сделать, это его уволить, что в белорусских условиях может считаться достаточно неплохим выходом из системы.

В результате получается картина, когда одна часть госаппарата начала свою игру, вторая - "работает" по-итальянски, а третья и рада бы вернуть ситуацию в прежнее состояние болота глубокой заморозки, да уже не понимает, как и что происходит и откуда идут такие невидимые, но ощутимые удары, поэтому пытается по-прежнему заставить кнутом систему работать, а она ни в какую. Вот это-то и является второй и, может быть, более значимой причиной тревоги официального Минска. То, что по внешнему периметру проблемы - белорусская власть давно привыкла. А вот внутреннее брожение, при этом не у пресловутой оппозиции, где все просвечивается, а внутри самого ядра системы, вот это и вызывает непривычное и неприятное ощущение уходящей из-под ног почвы.

Номенклатура: птица Феникс

Вышеприведенное субъективно-идеалистическое описание возможных пружин нынешнего финансово-экономического кризиса в республике может быть дополнено и вполне объективно-материалистическим объяснением. Значительная часть элиты республики (управленческая, силовая, деловая, директорская) накопила достаточный управленческий и финансовый потенциал для преобразования системы в сторону буржуазной трансформации. Она почти готова. Вместе с тем, у нее еще а) недостаточно сил для того, чтобы вступить в открытый публичный диалог с властью относительно новых правил игры, б) нет политической силы, которая могла бы артикулировать и выдвинуть эти требования. Власть понимает этот тренд, поэтому максимально тормозит преобразование общественного объединения "Белая Русь" в партию, потому что как только чиновники (даже нынешние беспозвоночные) сформируют "Белую Русь" как свою политическую силу, ситуацией будет управлять еще сложнее.

Вместе с тем, очевидно, что "час прозрения" этой части элиты стремительно приближается. Чем больший управленческий и финансовый потенциал аккумулируется и концентрируется, тем больше будет стремление к его легализации. И с этим трендом сделать ничего нельзя. В таких случаях надо либо до последнего стоять на своем и ждать пока стихия прорвет плотину, либо возглавить процесс. Конечно, начавшийся процесс носит очень сложный для республики характер. Вместе с тем, для власти он гораздо более опасен, чем пресловутая оппозиция, потому что вызревает внутри самой власти и имеет более незаметный характер.

Осталось сделать последнее предположение - не те ли люди зачистили прозападную оппозицию как явление после президентских выборов, чтобы не было политических конкурентов при грядущих общественных процессах? Потому что у оппозиции есть политическая инфраструктура, но нет ресурсов. У номенклатуры ресурсы есть, но нет политической силы. А выборы будут свободными. Поэтому большой вопрос, успеет ли она раскрутить свою политическую силу при наличии оппозиционной. А так, на сегодняшний день, оппозиции как класса нет, политическое поле свободно. Осталось только сделать так, чтобы власть сама своими действиями расчистила поле для политической трансформации. Экономическое поле уже расчищено.